Основы философских знаний
Раздел шестой РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
ГЛАВА ВТОРАЯ МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ: БУДДИЗМ, ХРИСТИАНСТВО, ИСЛАМ
1. Буддизм
Буддизм является древнейшей из мировых религий. Если обратиться к буддиста с вопросом о том, как возникла религия, которую исповедует, то ответ сжала ее возвестил людям Шакьямуни более 2,5 тыс. лет назад в Индии. По легенде, после многочисленных перерождений Будда (что означает на санскрите «освещенный высшими знаниями») пришел на землю, чтобы выполнить свою миссию спасения, указать человечеству путь выхода из страданий. Для своего последнего перерождения, а он прошел их 550, во время которых побывал 85 раз царем, 83 раза отшельником, 5 раз рабом, трижды парієм, а также большим количеством разнообразных животных, Будда избрал царевича Сіддхартху (563 - 483 гг. до н. э.), который принадлежал к знатному роду (родовое имя - Гаутама).
Род принадлежал к племени шакьев, жившее 600 - 500 лет до н. э. в долине р. Ганг, в среднем ее течении. Мать Сиддхартхи - жена правителя Майя (или Махамайя) - однажды увидела во сне, что ей в бок вошел белый слон, а через некоторый период она родила малышку, которая появилась на свет необычным способом (вышла со стороны матери). Малыш сделал несколько шагов и воскликнул призыв, который услышали все боги Вселенной. Роды застали Майю в городке Лумбіни, что находится теперь на территории Непала, в 10 км к северу от индийской границы. Царица переселилась из своей столицы к родителям. Через семь дней после родов она умерла. Боги подарили новорожденному подарки.
Узнав о рождении царского сына, дворец повелителя шакьев посетил старый мудрец Асита. Увидев и теле новорожденного «черты величия», Асита засмеялся и заплакал. «Я смеюсь, - сказал он, - от радости, что спаситель пришел на землю, и плачу потому, что мне не выпадает счастье жить долго, чтобы увидеть свершения им своего подвига». Новорожденного назвали Сіддхартхою, что означает «тот, кто выполняет свое предназначение». Однако повелитель земли совсем не хотел потерять сына, что обязательно произошло бы, если бы сын решил посвятить себя религии. Поэтому окружил ребенка заботой и богатством, старательно маскируя от него мрачные стороны жизни. Еще мальчиком Сіддхарта поражал всех своими незаурядными способностями, силой, ловкостью и умом. Достигнув совершеннолетия, женился. Жена подарила ему сына. Жизнь семьи преисполнилось радости и счастья. Однажды, проезжая во время прогулки по городу в окруженной танцующими и поющими девушками колеснице, Сиддхартха увидел укрытого гнойными язвами больного, сгорбленного годами слабого старика, погребальную процессию и аскета, погрузился в думы. Эти «четыре встречи» все в нем перевернули. Сиддхартха узнал о страданиях, которые выпадают на долю человека. В ту ночь он тайком покинул свой дом, чтобы в одиночку найти путь, который освободил бы людей от страданий. Путь к спасению открылся на берегу реки Напранджани в городке Урувіл'я (ныне Бух Бодх-гая), когда во время отдыха под деревом Сіддхартху осенила истина, и он стал Буддой. Считают, что суть открытия, сделанного Гаутамой в день великого прозрения (что и является сутью собственно буддизма), изложена Буддой в первой же проповеди. В ней кратко раскрывается учение о четырех «святые истины»: «жить - значит страдать», «причина страданий - желания»; «для освобождения от страданий необходимо избавиться от желаний»; «путь избавления от желаний - следовать учению Будды», которое может привести верующего к главной цели его бытия - нирваны (успокоение, угасание), то есть состояние полного преодоления человеческих чувств, желаний, достижение вечного блаженства в жизни с божеством и абсолютного покоя.
Хотя страдания вызываются прежде всего биологическими факторами (смерть, болезнь, рождение) и психологическими (уныние, отчаяние), однако буддизм не оставляет без внимания факторы второго порядка. Будде, например, приписывают такие слова: «Властелины царств, которым принадлежат богатства и сокровища, алчно поглядывают друг на друга, подчиняясь своим ненасытным желанием. И если действуют именно так, не зная усталости, плывя по течению ненадежности, ведомые сладострастием и зверским желанием, то кто же тогда может спокойно ходить по земле?».
Подчеркнем, что буддизм возводит в абсолют утверждение, за которым главная черта чувственного бытия во всех формах делает страдания сутью бытия. Собственно жизнь, существование в любой форме всегда есть обязательно страданием и злом. Этим буддизм отличается от других религий, которые были до и есть после. Действительно, во всех религиях, как правило, мир земной, мир чувственный унижается, а противопоставлен ему «мир небесный» возвеличивается, утверждается как «истинное бытие». Отсюда логический вывод, что пребывание в земном мире должно быть использовано для подготовки к жизни в мире небесном. Понятно, что вечная жизнь дается как награда за перетерплені страдания во время пребывания на земле.
Сделав отправным пунктом учения тождество любого существования со страданием, буддизм уже не смог предположить возможность какого-то иного бытия, кроме полного страдания. Смерть, которая является одновременно страданием, также не избавляет от мук. После нее начинается новое, снова наполнено страданиями существования: учение брахманизма, перерождения осталось в буддизме неизменным. Однако буддизм указывает путь к спасению, к преодолению страданий. Путь спасения состоит в полном преодолении человеческих чувств, желаний, вечного блаженства в слиянии с божеством и достижения абсолютного покоя - нирваны. Путь к спасению сформулированы в третий святой истине: Что же является святой истиной лишения страданий? Это - полное лишение желаний, полное отрицание их и устранение их. Помочь в осуществлении пути могут восемь добродетелей: правильные взгляды, правильная решимость, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное направление мысли и правильное сосредоточение.
Чувственный мир в буддизме обозначается термином сансара, заимствованным буддистами из брахманизма. Убеждать верующих Индии эпохи формирования буддизма в том, что мир полон страданий, не было необходимости. Это утверждали существующие религиозные философские традиции, это чувствовали простые люди на своем жизненном пути именно тогда, когда разрушались вековые общественные традиции, когда налоговый пресс выжимал из людей все жизненные соки; когда на каждом шагу человека подстерегала страшная перспектива разорения, нищеты, рабства. При таких условиях традиционно-религиозное критическое отношение к чувственному миру нашло свое полное завершение. Если брахманы обещали перспективу радостной счастливой жизни тому, кто родился раджой, богатым купцом, могущественным военачальником в случае следования религиозным действиям, принесение жертв, то буддийские проповедники полностью отрицали существование жизни без зла, без страданий.
Демон зла, бог смерти Мара пытался запугать Просветленного страшными бурями. Чтобы соблазнить его радостями жизни и заставить отказаться от указания людям пути спасения, посылал к нему своих красивых дочерей. Семь дней (согласно другим утверждениям - четыре недели) размышлял Будда и все-таки переборол нерешительность. Неподалеку от Бенареса (ныне Сарнат) Будда провозгласил перед пятью будущими учениками свою первую проповедь. В ней кратко сформулировал основные положения новой религии, или, как говорят буддисты, «привел в движение колесо дхармы». В течение 40 лет, окруженный учениками, ходил по горам и долинам вблизи Ганга, творя чудеса и проповедуя свое учение. Сначала оно называлось дхармой (следует понимать как закон жизни). Затем новая религия стала носить имя своего основателя - буддизм. Умер Будда, согласно легенде, в 80 - летнем возрасте в Кушинагарі. Смерть Будды буддисты называют достижением великой нирваны. Согласно канону, Будда умер в день майского полнолуния. Эту дату чтят, как дату рождения и прозрения, поэтому ее называют " трижды святым днем.
Буддийская религиозная литература насчитывает много тысяч произведений. Канонической считается Трипитака, что включает в себя 3 части: виная-питака (мифы о Будде и его поучения); сутта-питака (притчи и беседы Будды и его последователей), абхидхарма-питака (философия буддизма). Различные школы и течения буддизма вносили поправки к Трипітаки. Поэтому в 1871 году в Мандалае (Бирма) был созван специальный собор, на котором 2400 делегатов путем сопоставления различных списков и переводов Трипітаки создали ее унифицированный текст. Позже Трипітаки вырезан на 729 мраморных плитах, каждая из которых хранилась в небольшом отдельном храме. Так было создано своеобразную библиотеку, которая сохраняла канон и стала местом, почитаемым буддистами всего мира. Кроме канонической литературы, буддисты считают полезной и неканоническую. Полностью это сборники биографии Будды или комментарии к канону; состояли они в II - VIII вв. н. э. Больше всего неканонической литературы написано в IV - VIII вв. н. э. в период расцвета буддизма в Северной Индии и на Цейлоне.
Моральные заповеди буддизма имеют характер запретов: первая - не убивать ни одно живое существо; вторая - не брать чужой собственности; третья - не касаться чужой жены; четвертая - не говорить неправды; пятая - не пить вина. Последователь Будды не должен отвечать злом на зло, должен защищать других от насилия, не метаться за несправедливость. Буддист спокойно, терпеливо относится к злу, уклоняясь только от соучастия в нем. Положение буддизма о непротивлении злу насилием, призывы к терпению примирюють верующего человека с его судьбой, делают ее пассивной и покорной.
Создаются буддийские общины, состоявшие из жебручих монахов. Нищие - монахи носили простую одежду желтого цвета (признак низшей касты), жили на милостыню, ели один раз в сутки - перед заходом солнца, то есть вели суровый, аскетический образ жизни. Монашеский буддизм получил название хинаяна. Но не все последователи Будды соглашались быть монахами, а оставались «в миру», составили второе направление в буддизме - махаяну. их главные религиозные обязанности - выполнять пять моральных запретов и жертвовать в пользу монашеской общины. Основу буддийской религиозной организации (махаяны) составляет группа верующих мирян, возглавляемых монахом, которые группируются вокруг определенного храма.
В VII - XIV вв. в Тибете возникают и распространяется новая форма буддизма - ламаизм (лама - монах) (20,6 млн.). Основателем стал тибетский лама Цзонкаба (XIV - начало - конец XV вв.). Ламаизм, наряду с истинами буддизма, пропагандирует мистические представления о мире, сверхъестественные силы. На территории Российской империи ламы появились в 90-х годах XVII в. пришли из Монголии, после ее оккупации маньчжурскими войсками (Цинская империя). В начале XVIII в. ламы создали несколько религиозных центров - дацанів. Главным каноническим текстом ламаизма является Ганджур - сборник «откровений» Будды (108 томов), а также Данджур - перевод буддийских учений (225 томов). Ламаизм предоставляет Будде атрибутов высшего божества - создателя, «истинной сущности мира». Пантеон ламаизма включает в себя будд, ідамів (божества - хранители), джармалалів (защитники веры) и другие фантастические образы. Без учения Будды невозможно спасение, ламаизм учит, но изложить это учение может только лама, чья помощь является необходимым условием достижения блаженства и избавления грехов. Почитание ламы рассматривается как почитание самого Будды. Вышей лама (далай-лама) почитается как земное воплощение Бодхисатвы-Авалокі-Швари. Тибетский верховный лама (нанчен-лама считается живым буддой Амитабхи.
Буддийская население в России имеет три отделение - бурятское, тувінське и калмыцкое во главе с Центральным духовным управлением буддистов России (дацан в с. Иволга, в 40 км от г. Улан-Удэ).
Дзен-буддизм - одна из разновидностей буддизма. Основателем направления, который стал за последние ЗО лет предметом широкого интереса в США и Западной Европе, считается индийский монах Бодхидхарма, который якобы прибыл в 520 году в Китай и основал там особую эзотерическую, то есть предназначенную лишь для узкого круга посвященных, школу буддизма. Эта школа получила название чань-буддизма. Чань (японское - дзен) является модификацией термина, что передается в японском и китайском языках распространенным в буддизме санскритским словом дхьяна - созерцание.
Существует монастырский дзен-буддизм. Монастырь был и остается основной формой воспроизведения дзен-буддизма. Жизнь монастыря начинается обычно в 3 часа утра. Завтракают в темноте, обедают в 10 утра, ужинают в 4 часа дня, причем в пищу употребляют только рис, ячмень, бобовые, овощи. Раздача и прием блюд осуществляются по сложным ритуалом и сопровождаются большим количеством действий, имеющих символический смысл. После завтрака все приступают к работа: это - уборка помещений и монастырского двора, труд на земле, принадлежащей монастырю, и т.д. Физический труд - неотъемлемая часть монастырского быта, одним из требований которого является: «День без работы - день без еды». Распорядок дня включает также собеседования с наставниками, которые сопровождаются ритуалом. Этот распорядок полностью меняется в Периоды интенсивных духовных сессий, которые проводятся ежемесячно в течение 7 - 8 дней. В период сессий сеансы созерцания длятся по 17 - 18 часов в сутки. Монахи сидят в позе лотоса, расслабившись и напіввідкривши глаза, их цель - достичь высокой степени сосредоточения, потерять ощущение личного «Я» и погрузиться в абсолютное «бездум'я», отдаться Пустоте и Абсолюта. За учениками наблюдает монах, который расхаживает по залу и бамбуковой дубинкой бьет по спинам тех, кто устал. Изучение дзенської премудрости в монастыре продолжается в среднем 10 - 12 лет.
Дзен-буддизм в конце 50-х годов XX в. охватил широкие круги интеллигенции и студенчество, а через десятилетие мелкобуржуазные слои Западной Европы. Творческая интеллигенция связала с дзен-буддизмом надежды на духовное обновление, на получение полноты бытия, непосредственной воли. Разнообразные течения битників и хиппи видели в дзен-буддизме идейное оправдание морального нигилизма, бытовой разврата, полное пренебрежение к социальным обязанностям. Добропорядочные обыватели пытались в новомодному течению найти эффективное средство психотерапии, способный ослабить давление бессмысленного мира, а также как альтернативу кризиса европейской культуры. И, наконец, свою роль сыграла хорошо поставленная реклама, которая подавала дзен как панацею от всех болезней современного мира.
На современном этапе развития человечества важную общественно-политическую и культурную роль буддизм играет в странах Индокитайского полуострова. За исключением Вьетнама, во всех других странах Индокитая распространенный хинаяністський буддизм. В Бирме, Камбодже, Таиланде, Японии буддизм выступает как государственная религия. В Таиланде король считается главой буддийской церкви, все мужчины обязательно находятся определенный период в монастыре. В Бирме буддизм является господствующей религией, но часть населения исповедует другие религии.
На почве широких демократических движений в странах Азии наметилась тенденция к сближению буддийских церквей и отдельных сект. На буддийском съезде в Коломбо (Шри-Ланка) в 1950 году создано «Всемирное братство буддистов». Резиденцию «Исполнительного комитета» позже перенесено в Бирму, а затем в Таиланд. Комитет, несмотря на основную идею буддийского вероучения, активно участвует в международной политике, отражает настроения народных масс, особенно в их борьбе за мир.
Буддизм в Украине представляют более ЗО общин, которые насчитывают около 500 членов и 10 тыс. сторонников. Как правило, буддизм распространяется в Украине преимущественно в модернизированных формах (дзен-буддизм, нітерен, различные школы тибетского буддизма).