Вступление к философии Великие философы учебное пособие
Раздел 2
В ПОИСКАХ ВЕЧНОЙ
Уильям Оккам
(Бл. 1 285-1349)
«Entianon sunt multiplicanda sine necesstate» («Не следует умножать сущность без необхо димости» )
Английский теолог и философ, логик и политический писатель Уильям Оккам родился в поселке Окам вблизи Лондона. Образование он получил в знаменитом Оксфордском университете, где слушал лекции Дунса Скотта и со временем начал свою преподавательскую деятельность.
Независимый, нетрадиционный стиль мышления Оккама вызвал противоречивое отношение к нему как со стороны руководства университета , так и более влиятельных деятелей Церкви. Особенно придирчиво к Оккама относился канцлер Оксфордского университета Иоанн Люттерелл, который не только обвинял философа в теологическом скептицизме и в ереси, но и сообщил об этом Папу Иоанна XXII. Для оценки деятельности философа была создана специальная комиссия, которая анализировала его взгляды и суждения на протяжении нескольких лет. Почти четыре года Оккам провел под стражей в монастырской тюрьме города Авиньон. Правда, каких-то радикальных выводов, которые бы дали основания для осуждения учения Оккама, комиссия не сделала. Оккам чувствовал себя свободным мыслителем, сбегает из тюрьмы и восстает против Папы духовно и морально.
Знаковым в судьбе и творчестве Оккама стало участие в дискуссии относительно апостольской бедности. Толчок для дискуссии дало решение Папы Иоанна XXII, который вопреки пониманию сущности францисканского ордена как объединение носителей веры, независимых от собственности, объявил имущество ордена его собственностью. Против этого восстали большинство монахов. Во главе интеллектуального восстания стоял генерал ордена Михаил Чезенський, который и пригласил Оккама выступить в качестве «интеллектуальной и философской поддержки» против Папы, философ оказался в центре теологических, юридических и политических коллизий своей эпохи, которые в конце концов вынудили его к бегству из Англии и поиска покровительства у германского императора Людвига Баварского. Рассказывают, что оказавшись в Мюнхене, Оккам обратился к императору со словами: «О, император, защищай меня мечом, а я буду защищать тебя словом». Показательным является то, что философ выполнил это обещание: до конца своей жизни он отстаивал идею независимости светской власти от духовной, поддерживал союзников Людвига в борьбе с папством, вел непримиримую полемику с Иоанном XXII, его сторонниками и последователями.
Ответ Папы была мгновенной: Оккама отлучили от церкви и объявили еретиком. Это уже был повод для сурового наказания.
Наиболее известными произведениями Оккама стали его трактаты «О таинство присяги», «Труд девяноста дней», «Трактат о догмы Папы Иоанна XXII», «Восемь вопросов о папской власти», «Размышления о «Физику» Аристотеля», «Распорядок», «Избранное», «Сумма всей логики» и др.
В историю философии мыслитель вошел благодаря сконструированному им правилу, известному под названием «лезвие Оккама». Суть этого правила проста: «не приумножай сущности», то есть не додумуй больше за то, что можно мыслить, исходя из имеющегося знания и познавательных возможностей. Смысл «лезвийных операций», отмечал Оккам, не в том, чтобы не вводить в систему познания новых, еще неразведанных суждений, а в том, чтобы вовремя избавиться от них после того, как они потеряли свою познавательную (эвристическую) свойство.
Философ смело полемизирует с основными теологическими постулатами Фомы Аквинского, противопоставляет им собственные размышления и суждения. Он утверждает, в частности, доведение всесилие Бога является невозможным; последнее достигается только верой. Поэтому к
Бога не следует апеллировать беспричинно. В него следует верить, и не больше. «Не упоминай имя Бога в суетности», - наставлял философ. Эта установка и утвердилась как вторая трактовка «лезвия Оккама».
Пытаясь совместить «веру» и «разум», Уильям Оккам создает один из наиболее влиятельных вариантов теории « двойной истины». По его убеждению, «вера» и «знание» радикально отличаются как по предмету, так и по методу. Знания, за Оккамом, имеют предметом телесную природу, они опираются на опыт, вмещают истины или очевидны, или выведены из очевидных. Вера полностью иррациональная, не имеет никакого отношения к доказательству и ума, вполне почерпнута из откровения, сфера ее действия - спасение, то есть нравственные поступки человека. В связи с этим любые догматы веры не могут быть доказанными, как то пытались делать схоласты-реалисты. Полемизируя с реализмом, Оккам доказывал, что универсалы не могут существовать вне человеческим разумом, поскольку в этом случае они были бы единичными вещами, что противоречит самому определению универсалий как всеобщих сущностей. Критикуя главную идею реализма, по которой в общих сутностях (универсалиях) уже содержится все единичное, которое лишь надо вывести из них, Оккам утверждает, что лишь единичное существует реально. Из единичного, а не из «сущностей», надо выходить в познании.
Как емпірист, Оккам требовал избавиться в науке многочисленных «субстанційних форм», «натур», «скрытых качеств», «форм» и других выдумок схоластов - реалистов, которым они делали попытки объяснить непонятные явления. В этой связи стоит еще раз вспомнить знаменитое «лезвие Оккама», назначение которого - «отсекать» лишние сущности. «Лезвие» есть образ, которым английский философ обозначает принцип, по которому «сущностей не следует умножать без необходимости». Номинализм Оккама оказал значительное влияние на ученых Оксфорда и Парижа.