Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии
Великие философы учебное пособие

Раздел 2

В ПОИСКАХ ВЕЧНОЙ

Иоганн Дунет Скотт

(Бл. 1 266 - 1 308)

«Сущее является двуединым, а именно - оно является сущим природы и сущим ума»



Не только дата рождения, но и страна, в которой родился философ - Шотландия, Англия или Ирландия, является предметом активных, почти 700-летних, философских диспутов. Сейчас большинство исследователей склоняются в пользу «шотландской версии» происхождения Скотта. Исследовано, Скотт родился в небогатой, но известной и влиятельной дворянской семьи, которая имела свой семейный герб и симпатизировала францисканцам. Обучение в школе при францисканском монастыре в Халдингтоні позволило юноше глубоко постичь основы религиозного и философского учения, поступить в Оксфордский университет, известного в то время как одного из ведущих центров естественной и философской науки. Со временем Скотт переезжает в Париж, продолжает обучение в Парижском университете.

Уже в 23 года Дунет Скотт получает должность профессора Оксфордского университета. Впоследствии он занимает аналогичную должность в Париже, становится известным в широких научно-философских и духовно-религиозных кругах как критически мыслящий, проницательный теоретик, автор комментариев к сочинениям Петра Ломбардского и Аристотеля, критик Альберта Великого и Фомы Аквинского, представитель новой школы августиніанства, которая получила название «скоттизму». Крупнейшими сторонниками «скоттизму» были Антуан Андре Франсуа Мерок, Гийом Алмвік. Иоганн с Реяінга и Иоганн с Реки. Сущность этого направления заключалась в отрицании учения Фомы Аквинского, прежде всего в определении места и роли философии в жизни человека и общества, соотношения философии и теологии.

Как известно, исходным пунктом концепции Фомы Аквината было христианское учение о Боге, мире и человеке. Философии же «ангельский доктор» отводил роль поддержки этого учения, его обоснование. Фома Аквинский подчинял философию теологии, науку - религии. Именно такая позиция не устраивала Дунса Скотта. Несмотря на растущий авторитет «томізму», Дунет Скотт предпринял попытку доказать, что гармония между теологией и философией (даже при ведущей роли теологии, на чем акцентировал внимание Фома Аквинский) невозможна, ведь это разные формы освоения мира, между которыми существуют более сложные взаимоотношения, чем простое подчинение друг другу.

Конечно, начало XIV века еще не был тем историческим временем, когда можно было бы решить вопрос о сущности и соотношении философии и религии. Не смог этого сделать и Дунет Скотт. Ценность его попытки заключается в постановке вопроса в другой (чем у Фомы Аквинского) плоскости. Дунет Скотт пытался избежать схоластических теоретизирований и привлечь внимание к содержательным размышлениям о роли и значении философии и религии в жизни человека и общества.

Исходя из различения функций философии и теологии, Дунет Скотт утверждал, что полная гармония между теологией и арістотелівською философией, которую пытался доказать Фома, невозможна. Философия, за Дунсом Скоттом, функционирует как знание теоретическое. Этим она отличается от теологии, которая является знанием практическим, преимущественно морально-этическим, таким, что направляет человеческую волю на достижение ориентиров вероучения. Поэтому теология не требует той строгости и рациональности, которой стремился придать ей Фома. Теология, по мнению Дунса Скотта, вполне соответствует августиніанському критерия знания - ірраціоналістичному в своей основе. Вот почему сферы философии и теологии должны быть разделенными.

В отличие от Фомы Аквинского, который считал теологию высшим знанием, Дунет Скотт отводит роль высшей науки именно философии или метафизике. Главным понятием последней он считает понятие бытия - Абсолюта, который одновременно является и предметом познания, и предметом веры.

Абсолютное бытие, считал философ, охватывает собой все существующее, в том числе и Бога. Все в тварном мире генетически и функпіонально зависит от Абсолюта как утечки буттєвості вещей, созданных не умом, как полагал Фома, а волей Бога.

Идея «волевой обусловленности деятельности» Бога как раз и является тем краеугольным камнем, который «разводит» размышления двух великих философов в противоположные направления. Позиция Скотта в этом противостоянии оказалась не менее жизненной, чем Аквинского.

Представление о волевую природу божественной деятельности, которая, в отличие от томістського интеллектуализма, подчеркивал Дунет Скотт, вводит некоторые коррективы и в понимание соотношения материи и формы. У Фомы общая форма (універсалія, которая существует в божественном разуме) сочетается с определенной порцией материи, вследствие чего возникает вещь. Последняя актуализируется (получает бытие) благодаря форме, а форма индивидуализируется через материю. Воля, с точки зрения Скотта, и природа божественной деятельности не требуют індивідуалізуючих начал, поскольку воля, в отличие от ума, всегда имеет конкретно-предметное направление. Конкретная форма волевой деятельности не столько актуализирует вещь (все содержится в бытии - Абсолюте), сколько конкретизирует и индивидуализирует ее.

Дунет Скотт был представителем именно метафизического (онтологического) индивидуализма, в котором индивидуальность является сущностной чертой, стороной бытия. С его точки зрения родовая (общая) форма не может быть единственной, в каждой вещи существует индивидуальная форма, которая воплощает конкретное «это», которое есть «здесь и теперь». Он доказал, что индивидуально совершенная и истинная цель природы - ее последняя реальность. Этим Скотт делает шаг к номинализма и одновременно до индивидуализма эпохи Возрождения с его вниманием к человеческой исключительности, индивидуальности.

Человек в теоретических конструкциях Дунса Скотта вырисовывается не только как творение Бога, но и как часть природного целого, которую можно изучать независимо от ее сверхъестественного назначения и посмертной роли. Сущностью человеческой души, вслед за Августином, считает Скотт, есть воля - автономная, независимая от разума и потому свободна. Именно Свобода составляет глубочайшую сущность человека.

«Скоттизм» получил продолжение в размышлениях таких влиятельных философов, как Франсуа Мейрон, Генрих Гентский, Роберт Коутон, Уолтер Чаттон и др.