Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии - учебник

РАЗДЕЛ V

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Культура Ренессанса, его главные черты. Гуманизм

 

Период от XIV до XVI в. имеет название Возрождение, или Ренессанс (фр. renaissance - возрождение), это новая эпоха в истории Европы, что характеризуется распадом феодальных отношений и зарождением первых ростков капитализма. Эпоха Возрождения связана с колоссальными изменениями во всех сферах общественной жизни, в частности и в сфере духовной. Пределы старого мира были разрушены. Благодаря географическим открытиям, перед людьми впервые появилась их собственная планета Земля в ее настоящем виде, но эти открытия заложили также основу для мировой торговли и для перехода ремесла в мануфактуру. В странах бывшей средневековой Европы происходит неслыханный расцвет культуры и искусства. Прежде всего это касается Италии, настоящей колыбели Ренессанса. В Италии, Франции, Германии возникает новая, современная литература. Вскоре свою классическую литературную эпоху переживают Англия и Испания. Все распространяется свободомыслие. Гуманистическое движение приводит к созданию светской культуры, а реформация ломает духовную диктатуру католической церкви. Возрождение по праву считается одним из самых прогрессивных переворотов, пережитых человечеством. С него начинается новая страница в истории европейской культуры, философии и науки.

 

Возрождение - в определенной степени условный срок. Обычно его трактуют как возрождение античных наук и искусств, но это не было простым возвращением к античным образцам. Ренессанс - это такой исторический процесс, имевший свой собственный смысл. Культура Ренессанса характеризуется своей антифеодальной направленностью. Своими создателями она осознавалась как разрыв с системой феодальных ценностей. Уже начиная с XIV в. деятели новой культуры были убеждены в том, что они живут в совсем другом мире, который они противопоставляли миру тьмы и невежества, то есть мировые средневековой Европы. Именно отсюда начинается традиционное представление о средние века как на темную ночь, как эпоху варварства, как разрыв культурной традиции.

Культура Возрождения отмечена борьбой с религиозной идеологией, борьбой против ее безусловного господства. В философском плане она выступала как антипод средневековой схоластики, господствовавшей в европейских университетах и служила философским обоснованием религиозного мировоззрения. Схоластическая философия имела консервативный характер и не могла реагировать на потребности человека, которые возникали в условиях интенсивной городской жизни. Новая жизнь требовала новой философии, новой морали, новой идеологии. Поэтому возрождение означало духовное обновление, создание такой культуры, которая бы основывалась на земных устремлениях человека. Безусловным завоеванием Ренессанса было создание светской культуры.

Конечно, что для Ренессанса разрыв с религиозной идеологией и религиозной культурой не имел абсолютного характера. Новые философия и культура, какой бы радикальный характер они не имели, не могли отказаться от многих традиционных понятий, таких, например, как понятие Бога. Возрождение нельзя рассматривать как простое отрицание религиозного мировоззрения и религиозной морали средневековой Европы. Прогрессивная культура этого периода характеризуется антицерковными настроениями, но не антихристианскими. Наоборот, для этой культуры типичным является стремление соединить христианство с дохристианскими типами культуры, религиозные и светские аспекты, духовно возвышенные и земные, чувственно-телесные устремления человека. Подвергая критике религиозную идеологию и схоластическую философию, создатели новой культуры прежде всего выступали против свойственного им догматизма, теоретической зашоренности и нетерпимости. Не отказываясь от христианских ценностей, они пропагандировали принципиальную открытость всему многообразию культуры, усматривая сам способ ее существования в диалоге ее различных форм [4, с. 177).

Особое значение для культуры Ренессанса имела античное наследие. Не случайно с этим связано само название этого периода. Надо отметить, что интерес к этой наследства никогда не исчезала. Вся средневековая культура так или иначе связана с ней. Однако деятели Возрождения пытались воссоздать античный мир во всем богатстве его культурных достижений. Они много сделали для спасения и восстановления этих достижений: собирали древние рукописи, образцы греческой и римской культуры, произведения античного искусства, предметы домашнего обихода. Античность для них была не только предметом изучения, но и способом жизни. Они пытались вжиться в нее, перенести ее формы в присущее им культурную среду. И это не удивительно, потому что именно в античности они искали источник новых идей, точку опоры в борьбе со схоластикой и средневековой ограниченностью. Античность с ее вниманием к чувственно-телесных аспектов бытия могла сыграть роль теоретического обоснования характерной для Возрождения заинтересованности в сугубо земных делах, свойственного Ренессанса стремление не в потустороннем мире, а в земной жизни найти удовольствие и утешение. И если средневековье противопоставляющее небесное жизни земной, духовно начало природном, то Возрождения, опираясь на лучшие образцы античной культуры, стремилось реабилитировать земную жизнь человека и его природные начала.

Возвращение к античному наследию, до тех времен, на которые приходились величие и слава античного Рима, мало для граждан средневековой Италии незаурядное политическое, а также общенациональное значение. Возрождение античного наследия переплеталось с национальным возрождением и утверждением демократических форм общественной жизни. Граждане Флорентийской республики, например, видели себя непосредственными потомками республиканского Рима, а свои усилия, направленные на защиту демократических форм государственного устройства, воспринимали как продолжение некогда прерванной традиции.

Существенным признаком Ренессансной культуры был ее неразрывная связь с гуманизмом.

Гуманизм в общем смысле означает стремление к человечности, к созданию достойных человека условий жизни. Именно этот термин был введен итальянскими гуманистами, которые, в свою очередь, позаимствовали его у римского мыслителя И ст. Цицерона, и означает буквально "человечность" (лат. - humanitas). Однако гуманизм есть вполне конкретное историческое явление, которое возникает именно в эпоху Ренессанса. В таком более узком смысле оно выступает как распространение определенного круга гуманитарных знаний: грамматики, риторики, поэзии, истории, нравственной философии, основой которых выступала классическая греко-латинская образованность. В прямом и "узком" смысле этого слова гуманизм как раз и означает светскую науку и образованность в противоположность ученому богословию.

Для обозначения гуманистической образованности Леонардо Бруни предложил соответствующий срок лат. - studia humanitatis, то есть "познание тех вещей, которые имеют отношение к жизни и нравам и которые совершенствуют и украшают человека" [4, с. 6]. Основу этого познания составляли классическая филология (изучение классической латыни, а со временем и греческого языка), поэзия, литература, одним словом, словесность.

Гуманистическое движение возникает в XIV в. и приобретает широкое распространение в XV в. Постепенно в разных городах Италии во Флоренции, Милане, Риме, Неаполе, Венеции, формируются гуманистические центры, которые оказывают значительное влияние на все стороны их культурной жизни. Гуманистическое движение проникает в университеты, где рядом с традиционными дисциплинами начинают преподавать риторику, поэтику, историю и другие гуманитарные предметы. Много гуманистов, благодаря их всесторонней образованности, приобретают значительный вес в обществе, занимают важные государственные должности. Постепенно гуманистическое движение проникает во все сферы деятельности: политику, искусство, музыку, философию. Происходит, так сказать, их "гуманизация". Даже церковь не остается в стороне этого процесса - много церковных деятелей попали под влияние гуманистов.

Однако главным было то, что это движение создавал новое мировоззрение, влияние которого привел к всесторонних изменений в европейской культуре. Стержнем нового мировоззрения было осознание величия и безграничных возможностей человека. Человек предстает как центр мира, главный предмет внимания и научного познания. Гуманистический антропоцентризм как определяющая черта этого мировоззрения принципиально отличался от христианского антропоцентризму, который был подчинен религиозной теоцентризма. Для религиозного сознания, хоть мир и творится Богом ради человека, главным предметом является Бог. Гуманисты же на первый план выдвигали человека, рассматривая его как творца земного бытия, что в своих творческих возможностях возвышается до уровня самого Бога.

Гуманизм не просто выдвинул человека главным предметом и целью науки. Им было выработано принципиально новое понимание человека. В отличие от традиционного унижение человека гуманисты рассматривают ее как высшую ценность. Человек стоит над всеми живыми созданиями. Она - самая прекрасная, самая благородная, самая мудрая и самая сильная существо. Смысл ее бытие в познании и творческой деятельности. Главным достижением гуманистической культуры Ренессанса было открытие проблемы человеческой личности, выработки принципиально новых представлений о человеке, его достоинство и благородство. В отличие от античности и средневековья, для которых человек всегда находилась в зависимости от Бога, судьбы или рока, Возрождение рассматривает человека как творца своей собственной судьбы, как хозяина своей личной жизни. Возрождению присуще чувство суверенности и уникальности каждой человеческой личности. Все достижения Ренессансной культуры является наглядным свидетельством того, на что способна человеческая личность, освобожденная из пут духовной или социальной зависимости. Вся культура Ренессанса является порождением колоссальной энергии, возникающая вследствие дифференциации первоначальных форм коллективной жизни, отделение от них человеческой личности. Утверждение человеческой личности, ее антологічне и морально-этическое обоснование стало одной из главных задач философы этого периода.

Однако формирование личности ренессансного типа нельзя рассматривать как абсолютно положительное явление, оно порождало и негативные моменты. Стремление к самоутверждению собственной индивидуальности вращалось на индивидуализм, а попытки поднять человека до уровня Бога, ничем не ограниченный активизм свободной от внешней регламентации лица порождали такое явление, как титанизм, обратную сторону которого основательно показал О. Ф. Лосев [9].

Однако представители раннего гуманизма были еще далеки от противопоставления личных интересов общественным. Они стремились к гармонического единства человека с миром, болели за судьбу своей родины, мечтали о справедливом устройстве общественной жизни - в этом прослеживается общественно-политическая, гражданская линия в гуманизме.

В целом гуманизм и культура Ренессанса проходят в своем развитии ряд этапов: от раннего гуманизма, что зарождается в начале XIV ст., до его полного расцвета в XV - XVI вв. и упадка, который произошел через наступление католической реакции во второй половине XVI в. У истоков этого движения стоял Данте Алигьери.

Данте Алигьери (1265 - 1321) - итальянский поэт и мыслитель. Его поэтическое творчество и активную политическую жизнь были тесно связаны со столицей итальянского Ренессанса

Флоренцией. Поэтические произведения, философские и политические трактаты, такие, как "Пир", "Монархия" и др., стали источником многих гуманистических идей. Данте словно заключает идейное развитие предыдущей эпохи, а его "Божественную комедию" исследователи рассматривают как своеобразную энциклопедию христианского миропонимания. Однако в его творчестве уже ощутимо звучат новые мотивы. Прежде всего это отношение к человеку, новое толкование ее природы, соотношение божественного и человеческого. Данте высказывает веру в силы человека, выступает против аскетического отрицания земной жизни.

Однако если говорить о возникновении гуманистического движения, то первым гуманистом вполне справедливо считается Франческо Петрарка.

Франческо Петрарка (1304 - 1374) - итальянский поэт и философ. Сегодня Петрарка больше известен как великий поэт, автор поэтических произведений, посвященных его возлюбленной Лауре. Однако он является автором и многочисленных трактатов, в которых впервые сформулированы идеи и принципы гуманизма. Более того, по способу собственной жизни Петрарка был также одним из первых гуманистов. Он полностью подчиняет свою жизнь литературе, истории и философии. Он был первым интеллигентом в полном смысле этого слова. Львиную долю его времени поглощало изучения античности.

Оставаясь верным христианином, Петрарка в течение всей своей жизни стремился примирить христианство с античной культурой. В то же время он выступал против схоластической ограниченности и невежества, противопоставлял схоластической учености новые знания и культуру. В этих знаниях нет места авторитету какого-то одного философа (для схоластов это - Аристотель), потому что настоящая образованность заключается в усвоении всего богатства созданной человечеством культуры. Петрарка провозглашает принципиальную открытость ко всей античной наследия. По сути, он намечает программу гуманистического движения, важным пунктом которой была сформулирована им одна из кардинальных гуманистических идей - потребность в познании человека. Человек, по мнению Петрарки, занимает самое высокое место среди других созданий, более того, все в этом мире создано ради нее. Благодаря разуму человек превосходит всех животных, а ее главное положительное качество заключается не в знатном происхождении, а в высокой образованности. Именно благодаря занятиям наукой, поэзией человек возвышается над толпой. Особое значение Петрарка предоставлял именно поэзии, которая, по его убеждению, больше, чем что-то другое, воспитывает у человека человечность. Поэзия - это источник мудрости, она концентрирует в себе опыт прошлых поколений.

Творчество Петрарки оказала огромное влияние не только на его современников, но и на последующие поколения гуманистов. У него нашлось много последователей. Самым известным среди них был канцлер Флорентийской республики Колюччо Салютаті (1331 - 1406), который стоял во главе гражданского гуманизма.

Гражданский гуманизм - одно из ведущих направлений в гуманистическом движении, отличительным признаком которого был первоочередной интерес к социально-этической и политической проблематике. Его характеризует практическая направленность, стремление преобразовать общественную жизнь на новых началах. Разрабатывая проблему человека, представители гражданского гуманизма ставили ее в плоскость взаимоотношений человека с обществом. На то время во Флоренции утверждается пополанська демократия, устанавливается республиканский строй. При этих условиях защиту свободы своей родины становится для гуманистов ведущей идеей. их социально-политическая идеология была направлена на утверждение принципов пополанської конституции: Свободы, Равенства, Справедливости. К этому направлению принадлежали такие известные гуманисты, ученики и последователи Салютаті, как Леонардо Бруни, Поджо Браччаліні, Джонаццо Манетті и др.

Новый этап в развитии итальянского гуманизма был связан с деятельностью Лоренцо Валла.

Лорепцо Валла (1407 - 1457) - итальянский гуманист, который много сделал для реабилитации земных потребностей человека, для утверждения новых принципов морали. Уже представители гражданского гуманизма подчеркивали земной характер морали, противопоставляя ее морали религиозной. Центром новой морали для них является идея общественного блага, гражданского служения, патриотического воспитания. Этика гражданского гуманизма была ориентирована на земное, действенно жизни, в котором служение обществу становилось моральным долгом каждого человека. Однако рост личностного начала в общественной и культурной жизни вело к возникновению в гуманизме нового направления, который утверждал другие моральные критерии, а именно благо отдельного человека, благо личности. Разработка этой идеи является главным достижением Лоренцо Валли. Свою этическую концепцию он строит на этике Эпикура.

Философско-этические поиски Лоренцо Валли отражены в известном диалоге "Об истинном и ложном благе", который был написан в виде споры стоика, эпикурейца и христианина. И хотя свою собственную позицию Лоренцо Балла окончательно не определяет, его наиболее красноречивые страницы посвящены именно изложения епікурейської точки зрения. В основе этических соображений эпикурейца - принцип наслаждения. Придерживаясь его, Валла выводит этот принцип из самой природы человека, заключается в стремлении к самосохранению. Жизнь Валла понимает как самоценность, и все, что ему способствует, вызывает чувство удовольствия, чувственного наслаждения. Наслаждение рассматривается им как высшее благо. Он осуждает аскетическую мораль, олицетворением которой является точка зрения стоика. Добродетель, что стоит вне природы или над ней, рассматривается им как насилие над человеком и отбрасывается. Даже христианство пересматривается Валлою с позиции епікуреїзму. Христианин тоже признает наслаждение как высшее благо, но перенесено в рай. Рай здесь мыслится как сочетание духовных и чувственных наслаждений, правда, более тонких по сравнению с земными.

Наслаждение - это цель, к которой стремится каждый человек согласно своей природе, она является счастьем, блаженством и любовью. "Не к добродетели, но к наслаждению ради него самого нужно стремиться как тем, кто желает радоваться в этом жития, так и тем, кто желает радоваться в жизни будущем", - заключает свои рассуждения Лоренцо Валла [8, с. 224]. Он пытается реабилитировать чувственную природу человека. Природа не может быть причиной порока, все, что она создала, - святое и достойное похвалы. Сама природа дала человеку чувство и способность к наслаждению, поэтому человек не новинка действовать вопреки этой природе.

В основе человеческой деятельности, за ним, лежит принцип собственной пользы. Связав личный интерес человека с ее чувственной природой, Лоренцо Валла создает систему индивидуалистической морали, хотя он и делает попытки вывести на этой основе необходимость общественной жизни, трактуя его как взаимную пользу и взаимное наслаждение, которое люди получают от общения друг с другом.

Индивидуалистическую концепцию человека мы видим также у одного из самых оригинальных умов Европы - Николло Макиавелли.

Пикколо Макиавелли (1469 - 1527) - итальянский гуманист. Его социально-политическая доктрина основывается на констатации эгоистической сущности человека. Движущей силой всех человеческих поступков он считал личный интерес, и прежде всего материальный. Исходя из такого понимания человека, Макиавелли делает вывод о необходимости в создании сильного государства, которая бы могла ограничить эгоистические устремления людей. Рассматривая построение государства как чисто человеческое дело, он почти избегает традиционных обращений к Богу. Макиавелли был одним из самых трезвых мыслителей своего времени, который демонстрировал в своих взглядах полную независимость от средневековых иллюзий.

Наиболее известные труды Макиавелли - "Государь", "Рассуждения на первую декаду Тита Ливия", а также "История Флоренции", в которой он изложил свои республиканские симпатии. Одной из главных тем политических соображений Макиавелли было соотношение политики и морали. В этих рассуждениях он отстаивал идею отделения политики от морали - отсюда термин "макиавеллизм", что означает аморализм в политике. Хотя стоит отметить, что Макиавелли скорее осуждал, чем оправдывал тогдашнюю политическую практику.

На рубеже XV - XVI в. гуманистическое движение вышло за пределы Италии, распространившись в заальпійських странах. Северный Ренессанс, охвативший Англию, Германию, Голландию, Швецию и другие страны, потерпел значительного влияния итальянского гуманизма. Но гуманистическая мысль развивалась здесь на собственном грунте.

Дезідєрій Эразм Роттердамский (1469 - 1536) был одним из главных представителей северного гуманизма. Выдающийся голландский мыслитель XVI в. Эразм Роттердамский приобрел заслуженной славы как лидер европейского гуманизма. Блестящий знаток классической латыни, он был известен не только как ученый - богослов, автор многочисленных комментариев к Евангелиям, переводчик Нового Завета, но и как писатель - сатирик, автор известной книги "Похвала глупости". В этой книге автор сатирически изображает тогдашнее жизни, высмеивает схоластическую псевдомудрість богословов. Противостояние средневековой схоластике достигает здесь своей кульминации.

Эразм Роттердамский хотел освободить христианство от схоластической псевдовченості и догматизма, выяснить его истинное, скрытое католической церковью во внешней обрядностью значение. Свою цель он 5ачив в том, чтобы максимально выявить морально-нравственный смысл христианского вероучения, прежде всего подчеркивая моральное значение заповедей Христа.

Свое собственное учение Эразм называл "философией Христа", которая, по его мнению, находится в гармоничном единстве с античными морально-философскими идеалами. Как и итальянские гуманисты, он стремился объединить античную и христианскую культуры, доказать их непротиворечивость. И это ему удалось.

Значительное место в учении Эразма Роттердамского занимает проблема человека. Взгляды на человека у него были загальногуманістичними. Как и итальянские гуманисты, он ставил благородство и достоинство человека в зависимость не от его происхождения, а от образования и воспитания. В своем сочинении "О свободе воли" он защищает принципы человеческой свободы.

Большое значение имела также миротворческая деятельность Эразма Роттердамского. Он был одним из первых, кто выдвинул и всячески отстаивал идею Вечного мира. Любой, самый невыгодный, мир, доказывал он, лучший, чем любая, пусть и выгодна, война. Война приносит народам лишь потери и непрерывные страдания, материальный ущерб и моральный упадок. Эразм неоднократно обращался в европейских правителей прекратить кровопролитие и заключить мир. Наиболее удачно обоснованная идея Вечного мира в его известной работе "Жалоба мира", в которой он доказывает, что война противоречит христианской морали, что миролюбие и согласие - общий закон Вселенной. Поиски Вечного мира переплетались здесь с поисками идеальных форм общественной жизни. Не случайно одним из близких друзей его, был Томас Мор.

Томас Мор (1478 - 1535) - английский писатель и политический деятель. Гуманистическое мировоззрение Т. Мора отражен в его главном труде "О наилучшем устройстве государства и новый остров Утопия..." В этой книге дается весьма критическое описание состояния английского общества времен первичного накопления капитала, а также проект идеального общества, нечто вроде платоновской "Государства". В своем проекте Т. Мор опирался на идеи, заимствованные из Библии, на определенные идеи античных и раннехристианских авторов, некоторых итальянских гуманистов.

Сторонник христианского гуманизма, Т. Мор именно с раннего христианства выводил идеи равенства и социальной справедливости. В значительной степени Т. Мор опирался на идеи платоновской "Государства", но в негативном отношении к частной собственности он пошел значительно дальше Платона. Если у Платона собственности лишены лишь два высших правящих состояния, то в Т. Мора в утопической государству собственности лишены все ее граждане. В жизни этого государства деньги, драгоценности, золото ничего не стоят. Высшей ценностью здесь провозглашается человек. Т. Мор формулирует идеал всесторонне развитого человека, для которого чужие пренебрежение к земной жизни и аскетизм. Согласно епікуреїзму счастье человека он видит в чувственном удовлетворении. Однако среди земных радостей жизни первое место принадлежит здоровью, оно мера всех чувственных наслаждений.

Значительное место в жизни утопійців занимает религия. Сторонник христианского гуманизма, Т. Мор всячески подчеркивает ее значение как нравственного учения. В своем стремлении восстановить истинный смысл христианства он был далек от того, чтобы навязывать его силой. В Утопии царит веротерпимость. Утопійцям присущи миролюбие, отрицательное отношение к войне и насилию.

Миттель Монтень (1533 - 1592) - представитель французского Ренессанса, философ-гуманист. Свои взгляды на жизнь человека, на развитие культуры и общества в целом он преподавал в литературных эссе, дневниках, заметках. Собраны без всякой системы, они известны как "Опыты" Монтеня - работа, которая стала наиболее популярной книгой не только во Франции, но и за ее пределами. "Опыты" Монтеня не является абстрактно-философским произведением, они проникнуты психологизмом, интересом к внутренней жизни человеческой личности. В своем произведении выступил Монтень, как решительный противник схоластической философии и арістотелізму. Он разоблачает бессмысленность университетской философии, далекой от потребностей человеческой жизни, ее авторитарный характер. Больше всего Монтень ценил независимость человеческой личности, ее самостоятельность собственного мнения. В борьбе с догматизмом и самодовольством схоластики Монтень искусно пользовался таким острым оружием, как скептицизм. Но скептицизм в него оказал не только негативное, разрушительное значение, но и выступал как инструмент познания, как условие самосовершенствования.