Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии - учебник

РАЗДЕЛ V

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

 

Возрождение и Реформация

 

Оба эти процесса - эпохальные исторические явления, которые сыграли значительную роль в становлении буржуазно-демократических обществ в Европе и создании основ новой европейской культуры. Реформация и Ренессанс тесно связаны между собой. Идеи реформирования церкви высказывались многими мыслителями Ренессанса, а всесторонняя критика средневекового мировоззрения и утверждение принципов буржуазного индивидуализма со стороны гуманистов сыграли значительную роль в идейной подготовке Реформации.

Своего апогея реформационное движение достигает в XVI в., когда многие европейские страны переходили к новой, протестантской церкви.

Мартів Лютер (1483 - 1546) - идеолог реформационного движения, основатель немецкого протестантизма, который выступил против церкви как единственного посредника между Богом и людьми, против внешней обрядности и морального упадка римской церкви, против католического духовенства вообще. Для лютеранства характерно утверждение внутренней религиозной свободы человека с одновременным освящением ее зависимости в светской жизни.

Более радикальное реформаторское учение - кальвинизм. Оно стало идеологией первых буржуазных революций в Голландии (XVI ст.), в Англии (XVII в.). Его основателем был французский теолог Жан Кальвин.

Жан Кельвин (1509 - 1564). Кальвинизм стал идеологическим выражением наиболее радикальной части тогдашней буржуазии. Как и Лютер, Кальвин видел в земной жизни путь к спасению, но он отстаивал идею более активного участия христианина в земных делах. Кальвинизм давал оправдание нормам новой морали, отстаивал своеобразную религию труда, терпения, неутомимую борьбу и ответственность. Он максимально упростил культ, отбросив все элементы средневековой магии и фетишизма. Надо отметить, что протестантизм, в значительной степени розкріпачивши человека, создал необходимые психологические предпосылки для развития капиталистического производства. Страны, в которых в XVI в. победила Реформация, раньше и быстрее пошли по пути буржуазно-демократического развития, чем те католические страны, в которых победила контрреформация.

Как Возрождение нельзя свести лишь к восстановлению античной культуры, так же Реформация не сводится к реформированию церковной жизни, хотя стержнем реформационного движения была борьба против папской церкви, против ее монопольного положения. Однако как Возрождение, так и Реформация имели более широкое общественно-политическое и духовное значение. Подчеркивая единство этих двух течений в их борьбе против феодального строя средневекового мировоззрения и схоластической философии, надо указать и на существенные различия между ними. Так, гуманистическая культура Возрождения носила преимущественно светский характер, своим развитием она коснулась незначительных прослоек общества, поскольку создавалась образованными людьми и для людей, которые в тех условиях имели доступ к образованию. Поэтому можно говорить о ее элитарность. Реформация же охватывала найшнрші слои населения, распространяя революционные идеи на понятном для простых людей языке. Не удивительно, что именно Реформация стала знаменем первых буржуазных революций, которые происходили не в чисто светских, политических или юридических формах, а нередко, как, например, в Голландии, приобретали религиозную окраску.

Однако этим различия между Возрождением и Реформацией не исчерпываются. Реформация в определенной степени противоречит идеологии Ренессанса, в основном выступает как антигуманістичне учение. Идеологи Реформации, такие, как Лютер и Кальвин, отмечались веронетерпимостью. Лютер яростно боролся против плотских искушений, а Кальвин считал нормальное сожжение на костре еретиков и ведьм. Знания величия Бога для них является одновременно знанием человеческого ничтожества. Реформаторы создают антигуманістичну философию человека как греховной и низменной по своей природе существа. По их учению, первоначальный грех вполне испортил человеческую природу, охватив не только греховную плоть, но и дух человека, его разум и волю. Даже дети - это маленькие змеи. Однако, несмотря на то, что моральный идеал Христа остается недостижимым для человека, который никогда не сможет избавиться от своей греховности, человек должен стремиться к этому идеалу, наполнять этим стремлением каждую минуту своей жизни, каждую, пусть и будничное дело. Ведь только для такого человека существует шанс на спасение.

Протестантизм в значительной мере укрепил влияние религиозного сознания на светская, земная жизнь человека. Если католическая церковь оказывала религиозной жизни характера внешней обрядности, то протестантизм оказывал земной, обыденной жизни значение религиозного служения. Кроме того, Реформация создавала условия для революции в идеологии. Благодаря ей, религиозные верующие впервые стали сознательно, свободно относиться к религии. Перемены в религиозном сознании вызвали изменения в других сферах духовной жизни.

Несмотря на существенные различия, Реформация и Возрождение, дополняя и продолжая друг друга, имели общую цель - преодоление средневековой схоластики. Они оба отражали кризис средневековой философии и идеологии и вместе создавали предпосылки для становления новой философии и науки.