Раздел 6. ПАССАЖИРСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ
ТАРИФЫ
6.2. Особенности тарифной политики
на отдельных видах транспорта
На формирование тарифов на всех видах
транспорта влияет множество факторов. В наибольшей степени отражаются в тарифах
затраты того или иного вида транспорта. Кроме того, здесь учитываются цены на
продукцию других отраслей, для которых транспорт является передаточным звеном в сфере
обращения. На размер транспортных тарифов влияет также спрос населения на поездки
различными видами транспорта и соответствующее предложение услуг.
При расчете транспортных расходов,
которые в наибольшей мере определяют величину тарифов, учитывающих расходы на
осуществление начальных и конечных операций, а также операции связанные с движением
транспортных средств. Наибольшую долю расходов при этом составляют расходы на
оплату труда.
Устанавливаем, что расходы на
перевозки в расчете на единицу транспортной продукции при увеличении
расстояния снижаются. Это находит свое отражение в транспортных тарифах. При
этом на небольших расстояниях наименьшие затраты оказываются на железнодорожном
транспорте, а наибольшие - при пользовании автомобильным транспортом. На
больших расстояниях, когда поездки осуществляются по железной дороге и самолетом, расходы на
воздушном транспорте преувеличивают железнодорожные в 1,5 раза.
На железных дорогах пассажирскими
тарифами считаются установленные платы и сборы за перевозку пассажиров, багажа
и грузобагажа. Применяются такие виды пассажирских тарифов:
1. Общий пассажирский тариф -
при проезде во всех поездах прямого и местного сообщения;
2. Пригородный тариф - при проезде
на расстоянии, которые считаются пригородным сообщением.
Плата за проезд пассажиров взимается
за тарифные расстояния, которые рассчитываются по ходу движения пассажирских поездов. В
основу общего пассажирского тарифа прямого и пригородного следования
положен тариф за проезд пассажиров в жестком вагоне пассажирского поезда с
местами для сидения. Дополнительные услуги оплачиваются пассажирами отдельно в
соответствии с тарифным руководством.
Цена билета установлена с поясами в
пределах которых плата за проезд не меняется. Преимуществом поясного тарифа одинакова
стоимость проезда до станций, которые входят в пояс.
Общий пассажирский тариф
построено таким образом, что стоимость проезда за 1 км с ростом дальности
перевозки снижается. Поэтому цена билета растет медленнее, чем протяженность
поездки. Например, для расстояний 800-900 км тарифная ставка уменьшается в 2
раза, для расстояний 5000-10000 км - в 4 раза по сравнению со ставкой на 100 км.
Таким образом, общие пассажирские тарифы на
железнодорожном транспорте обеспечивают значительные льготы для пассажиров, которые едут на
дальние расстояния.
Пригородные тарифы, в отличие от
общих формируются так, что с увеличением дальности поездки проездная плата за 1
км, наоборот, увеличивается.
В пассажирском железнодорожном
транспортные используются различные виды специальных тарифов, которые предназначены для
участников туристических поездок. На их основе пассажирам продаются билеты с
скидками или специальные туристические карты, например:
• Для железнодорожных инклюзив-туров (RIT - Railway Inclusiv Тours). Данные проездные документы есть
аналогичными тем, что продаются на воздушном транспорте.
• Еурейл-пас (Eurail Pass).
Предлагаются индивидуальным
туристам, которые проживают вне европейским континентом, для путешествий по
Европе. Билеты являются именными и позволяют совершать неограниченное количество
путешествий первым классом во всех поездах. Действительны на срок в 21 день, 1, 2 и 3
месяца.
• Для молодежных путешествий (Rail Junior). Предлагаются лицам до 21 года, а в некоторых европейских
странах и до 26 лет.
• Для международных железнодорожных
путешествий (Inter Rail). Данный тариф позволяет пользоваться специальной картой
для поездок в большинство европейских стран молодым лицам до определенного возраста. При
этом пользователь карты получает значительные скидки от обычного тарифа.
Железнодорожные администрации некоторых
стран предлагают внутренние индивидуальные туристические карты, пользование которыми
возможно при наличии определенных условий. В Германии популярностью пользуется
«Туристическая карта федеральных железных дорог» (DB Тourist Karte), которая дает право путешествия по всей
железнодорожной сети страны. По желанию туриста, срок действия этой карты может
колебаться от 9 до 16 дней. В 1979 году британские железные дороги ввели
семейные железнодорожные карты (British
Rail Family Card), которыми
могут пользоваться женатые пары или семейства с одним и более детьми. Карты
предоставляют право для путешествий по государственным железным дорогам со скидками от
установленных перевозочных цен.
В практике пассажирского
судоходства цена морской перевозки выступает в двух формах: тарифа и
фрахта.
Тариф устанавливается заранее в
одностороннем порядке транспортным предприятием и имеет силу на протяжении
достаточно длительного времени. Он может быть использован любой-каким клиентом, который желает воспользоваться услугами
морского транспорта.
Фрахт устанавливается в каждом
отдельном случае в результате договоренности между владельцем транспортного средства и
фрахтователем Величина фрахта фиксируется в договоре фрахтования-чартера. Срок
действия ставки фрахта определяется сроком действия соглашения, а сама ставка фрахта
действительна только для того фрахтователя, с которым заключено соглашение. Таким образом,
фрахт в отличие от тарифа имеет индивидуальный характер.
Тарифы морского пассажирского
транспорта устанавливаются в зависимости от таких факторов как затраты на
перевозки, классность мест на судах, скорость перевозки на линии.
На воздушном транспорте тарифы за
перевозки пассажиров устанавливаются отдельно по внутренним и международным линиям.
Они устанавливаются руководством авиакомпании. Тарифная политика является составляющей их
общей ценовой и маркетинговой стратегии. Тарифы авиакомпаний согласуются с
тарифам, установленным Международной ассоциацией воздушного транспорта
(ИАТА).
Величина тарифа зависит от
расстояния между пунктами перелета, наличия остановок по маршруту (stopover), а также от того осуществляется перелет в один конец или
в оба. В практике воздушных перевозок существуют отдельные группы тарифов, которые
определяются порядком их разработки и условиям применения. Различают несколько
видов тарифов:
• Опубликованные тарифы ИАТА
• Опубликованные тарифы
авиакомпаний.
• Конфиденциальные тарифы
авиакомпаний.
• Специальные предложения.
Опубликованные тарифы ИАТА-
устанавливаются Международной Ассоциацией авиаперевозчиков, которые должны защищать
коммерческие интересы участников, входящих в нее. Опубликованы тарифы есть
базисными, не зависят от авиакомпаний, приводятся во всех международных
системах бронирования и печатаются во всех тарифных справочниках. Опубликованы
тарифы ИАТА используются при расчетах сложных маршрутов, где берут
участие несколько перевозчиков.
Опубликованные тарифы авиакомпаний - есть
тарифами, разработанными конкретным авиаперевозчиком на конкретном направлении.
Они устанавливаются по согласованию с IATA и поэтому немного отличаются от них.
Данные виды тарифов применяют при воздушных маршрутах с участием нескольких
перевозчиков. В перевозке, где принимают участие авиакомпании разных стран, при
расчете тарифов используют искусственно введенную нейтральную расчетную
единицу NUC
(Neutral Units of Coustenction), которая позволяет нейтрализовать влияние курсов различных государств
по отношению друг к другу.
Конфиденциальные тарифы авиакомпаний есть
коммерческой тайной авиакомпании, они нигде не публикуются и не доступны в
международных системах бронирования. Предлагаются на простых маршрутах, которые
выполняются одним перевозчиком. Эти тарифы дешевле в сравнении с опубликованными
и зависят от спроса и конкуренции на данном направлении.
Особенностью данных тарифов является
соблюдения местных специальных условий их применения, а также возможность
приобретение билетов за ними только в месте, где начинается перевозка.
Специальные предложения (рекламные
тарифы). их основной целью является желание авиакомпаний привлечь пассажиров к новым
рейсов, сохранить конкурентоспособность на старом направлении, заполнить
незагруженные рейсы в внесезонный период. Данные виды тарифов разрабатываются как
отечественными, так и иностранными авиакомпаниями (на внутренних и на международных линиях). Рекламные акции осуществляются
перевозчиками и выгодны как перевозчикам, так и пассажирам. Однако, они имеют
явный недостаток - непредсказуемость их проведения. Пассажир, заинтересован в
приобретении билета по минимальной цене, может найти информацию, касающуюся
спецпредложений авиаперевозчиков, на интернет-сайтах этих авиакомпаний или в их
рекламных проспектах.
В си приведены виды тарифов за условий
применения подразделяются на нормальные (базовые) и специальные.
Нормальные тарифы - это полные
самые дорогие тарифы. Они меняются в зависимости от сезона. Пассажир, который приобрел
билет по нормальному тарифу, может изменить дату вылета, вернуть билет обратно
в кассу даже после вылета самолета, сделать несколько остановок по маршруту,
менять маршрут и т.д. Билеты, купленные по базовым тарифам, подлежат обмену и
возврату практически без ограничений. От базового тарифа для разных категорий
пассажиров устанавливаются скидки. Нормальные тарифы различаются в зависимости
от класса обслуживания (см. рис. 6.1).
Рис. 6.1. Нормальные тарифы
Специальные тарифы - это все тарифы,
которые опубликованы в официальных справочниках перевозчиков и на экранах систем
бронирование. Это самые дешевые типы тарифов, однако их дешевизна предполагает достаточно
большое количество ограничений при применении. Правило, которое используют при
этом перевозчики, отражает такую закономерность - чем дешевле тариф, тем
жестче условия его применения.
Специальные тарифы можно разделить на
основные четыре группы :
1. Экскурсионные
тарифы (Excursion fares).
2. Молодежные тарифы.
3. Групповые тарифы (Group travel fares).
4. Индивидуальные тарифы.
5. Тарифы
инклюзивные (IT fares \ Package holiday fares) (см.
рис. 6.2).
Рис. 6.2. Специальные тарифы
воздушного транспорта
Экскурсионные тарифы есть
самыми популярными, они рассчитаны на туристов и имеют ограничения по
минимальных и максимальных сроков пребывания за рубежом, предусматривают обязательный
полет в оба конца, сокращен срок годности билета.
Молодежные тарифы широко
используются на практике туристскими компаниями, специализирующимися на
планировании и продажи туров для молодежи и студентов. Молодежные тарифы на
авиабилеты действуют только для владельцев карт ISIC (International Student Identity Card) или
FIYTO (Federation of International Youth Travel Organization), которые выпускаются Международной Студенческой Туристической
Конфедерацией. Международное студенческое удостоверение ISIC является формой студенческого билета, утвержденного ЮНЕСКО. По
этим удостоверением турист может во всем мире получить скидки при приобретении авиа
и железнодорожных билетов, автоквитків при международных перевозках, получить
скидки при размещении в гостиницах и других средствах размещения, а также на
посещение музеев, выставок, спортивных мероприятий.
Если же лицо не относится к
молодежи, которая учится, но не достигла 26 лет, то она может оформить себе
Международную молодежную туристическую карту GO-25,
которая дает ее владельцу те
же права, что и студенческая карта. Оформить международные карты можно в
международном студенческом агентстве STAR
(Student Travel
Agency). Билеты по
карточкам ISIC и FIYTO можно купить без ограничений в любое время.
Для всех молодежных тарифов существуют
такие общие правила:
• билет действителен в течение одного
года;
• бронирование можно осуществлять по
365 дней, а выкупить за неделю;
• есть возможность менять даты
отправления;
• можно поменять
билет в любом молодежном агентстве за рубежом;
• билет можно
купить и в одну сторону, стоимость билета в одну сторону составляет обычно 50%
от полной стоимости тарифа «туда и обратно».
Групповые тарифы применяются при
наличии минимального количества пассажиров, объединенных по любому признаку в
одну группу. Они имеют силу только для конкретной туристической поездки.
Инклюзивные тарифы устанавливаются
таким образом, при определении цены путешествия в нее включается не только
стоимость перевозки туриста, но и другие основные и дополнительные услуги. Как правило,
инклюзивные тарифы относятся к наиболее привлекательных для туристов пассажирских
тарифов.
На международных пассажирских
воздушных линиях применяются различные специальные групповые и индивидуальные
тарифы. В групповых тарифов относятся следующие:
• Чартер с предыдущей
резервацией (ABC
- Advanced Booking Charter). В данном случае резервацию мест необходимо осуществить
не менее чем за 30 дней до даты полета (в некоторых странах и до 45 дней). Цены
перевозки по тифом ABC значительно ниже, чем по обычным
тарифу.
• Инклюзив-тур - чартер с одной
стоянкой (ОТС - One
Stop Inclusiv Tour
Charter). Данный тариф
включает кроме платы за воздушные перевозки стоимость основных туристических
услуг, багажных операций, трансфера, предварительного заказа.
• Специальный групповой чартер (AGC - Affinity Group Charter). Применяется для групп, сформированных по профессиональному или
другим признакам, при инсентив-турах с минимальным количеством участников 6 человек.
• Обычный групповой чартер (TGC - Travel Group Charter). Применение такого тарифа предусматривает наличие группы
минимум 40 человек и предварительную резервацию мест за 60 дней до даты полета.
Допускается и аренда целого самолета.
В индивидуальных тарифов при
туристических путешествиях на международных воздушных линиях относятся следующие:
• Экскурсионные тарифы со сроком
действия от 14 до 21 дня и от 22 до 45
дней.
• Молодежные тарифы для лиц в возрасте
между 12 и 26 годами.
• Тарифы для кратковременных
пекидж-туров. Применяются некоторыми авиакомпаниями для отдельных услуг в форме
премий.
• Открытые круговые тарифы.
Пассажир, который решил воспользоваться таким тарифом, может вылететь из одного
города, а вернуться в другое. При этом ему не нужно покупать билет на
единичный обратный полет по более высокой цене.
В пассажирском автомобильном
транспорте применения специальных тарифов является ограниченным. Они являются характерными
больше для перевозок людей в больших городах или в оживленных туристических
центрах. На пассажирском водном транспорте специальные тарифы также являются
редким явлением, поскольку этот вид транспорта сегодня почти полностью перешел
на обслуживание перевозок с туристическими целями.
В целом главное направление тарифной
политики на всех видах транспорта - это привлечение пассажиров и туристов к тому
или иного вида транспортного средства, формирование новых пассажиропотоков. Можно
привести много примеров, которые раскрывают стремление транспортных организаций за
помощью различных мероприятий привлечь своих потенциальных клиентов.
Например, авиационные компании для
привлечения клиентов разрабатывают специальные дисконтные программы. Значение этих
программ заключается в том, что потребители услуг получают различные льготы, подарки и
поощрения, если они постоянно пользуются услугами данной авиакомпании.
Главный принцип всех бонусных
программ одинаковый - за определенное количество миль налетал пассажир, он получает
«поощрительные баллы», которыми в дальнейшем может «расплатиться» за услуги авиакомпании
или ее партнеров, а также получить определенные привилегии.
Каждая авиакомпания предлагает свои
варианты бонусных программ. В большинстве случаев накопление баллов лимитируется
определенным временным сроком (1-2 года, до 5 лет, в некоторых случаях без
ограничений).
Главным условием в начислении баллов
есть расстояние полета и классность обслуживания.
Некоторые авиакомпании начисляют баллы
не только на полеты по полному тарифу, но и на полеты по льготным
тарифами. Однако, система начисления баллов в данном случае будет совершенно другая
- 60% от количества баллов по полному тарифу.
Каждая авиакомпания предлагает свои
варианты поощрительных программ за начисленные баллы - улучшенный класс
обслуживание, бесплатный перелет, выдача дисконтных карт различной стоимости,
разные подарки и сувениры, культурная и развлекательная программа, туристские
путевки и др.
Как правило, все дисконтные программы
предусматривают определенные уровни членства - обычный и привилегированный («серебряный»,
«золотой», «платиновый»). Причем, переход клиента с одного уровня на второй
выше, зависит от увеличения количества набранных баллов. Клиент привилегированного
уровня может воспользоваться предоставляемыми ему преимуществами не только в полете, но и на
этапе предполетного (в частности, регистрация, обслуживание в VIP - залах и т.д.) и післяполітного
обслуживание (проживание в отеле, трансфер, аренда автомобиля, предоставление
средств связи и др.). Ряд авиакомпаний практикует разработку не только
индивидуальных бонусных программ, но и поощрительных программ для крупных фирм, сотрудники которых часто
пользуются услугами таких компаний. Кроме того, некоторые авиакомпании
практикуют разработку программ поощрения для работников туристских агентств,
что продают билеты на рейсы родных авиакомпаний. Туристические агентства получают
призовые баллы за каждый проданный ими билет.
В последнее время авиакомпании
начали практиковать заключение партнерских соглашений с другими предприятиями по
обслуживание туристов - отелями, фирмами по прокату автомобилей и т.д. Таким
образом, поощрительные баллы можно заработать и пользуясь услугами данных
партнеров авиакомпаний.