Туризм
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Организация транспортных путешествий и перевозок туристов

Раздел 6. ПАССАЖИРСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ ТАРИФЫ

 

6.3. Международные пассажирские транспортные тарифы

 

В специализированной литературе термин «международные транспортные тарифы», в содержание которого включаются и пассажирские, применяется как в узком, так и в широком смысле. В первом случае он трактуется как цена транспортной продукции, что предлагается на международном транспортном рынке. Широкая трактовка данного термина включает систему торговых условий, тарифных цен и правил их определения при перевозке пассажиров и грузов в международном сообщении.

Международные тарифы за перевозку пассажиров и багажа основываются на заключенных двусторонних и многосторонних соглашениях между странами, в территориальных границах которых их соблюдения и применения гарантированным. Официальные согласования по обычаю регламентирующих обычные условия, которые находят конкретное отражение в содержании различных тарифных документов. Последние могут быть согласованы с внутренними правилами образования перевозочных цен в странах-участниках. При разработке международных пассажирских транспортных тарифов учитывается специфика отдельных видов транспорта.

В системе пассажирского железнодорожного транспорта существуют различные многосторонние договоренности, которые имеют преимущественно континентальный, а в отдельных случаях и міжконтинентальне значение. Примером такой договоренности может служить Конвенция международных пассажирских перевозок (COTIF 1980), которую подписали большинство европейских стран. В результате реформы на железных дорогах Европы, которая заключалась в разграничении эксплуатации железнодорожного транспорта и железнодорожной инфраструктуры на отдельные составляющие, данная конвенция потребовала существенных изменений. В 1999 году была принята новая конвенция COTIF, которая способствовала активизации конкуренции и повышению экономической эффективности железнодорожных перевозок.

В приложении А конвенции приведенные «Единые правила договора о международные железнодорожные перевозки пассажиров», в соответствии с которыми администрации железных дорог стран-участников конвенции разрабатывают отдельные тарифные таблицы. Цены перевозки определяются в евро, а в при необходимости пересчитываются в валюту других стран.

Общие международные тарифы предусматривают ряд скидок: для групповых путешествий со специальной целью; молодые и школьникам (например, Saverpass, Saver Flexipass, Yuoth Flexipass и другие). Конвенция регламентирует использование нескольких видов международных билетов: купонных, групповых, спальных с разным сроком пригодности. Особое распространение имеют билеты типа Eurailpass (действуют в 18 европейских странах); Eurail Selectpass (дают возможность неограниченного путешествия на выбор 22 европейские страны на период в 5, 6, 8 или 10 дней на протяжении двух месяцев [26, с. 225].

Транспортные тарифы на международных пассажирских авиалиниях формируются на основе двусторонних и многосторонних соглашений в рамках соответствующих требований и норм Международной ассоциации воздушных перевозчиков (ИАТА). Все страны - члены этой международной организации должны согласовывать свои тарифы на авиаперевозки по тарифам, которые обсуждались и были приняты на воспалительных или міжзональних конференциях ИАТА1. Для упрощение разработки тарифов земной шар поделена на три зоны (так называемые зоны ИАТА): первая - Северная и Южная Америка вместе с прилегающими островами; вторая - Европа и Африка с прилегающими островами, Ближний и Средний Восток; третья - район Азии, включая Австралию, Новую Зеландию, острова Тихого и Индийского океана. Тарифы считаются принятыми, если за них проголосовали все участники конференции.

Пассажирские авиатарифы делятся на два основных вида: нормальные и специальные. Первые применяются при обычных перевозках туристов и багажа в разных классах (первый, туристический и бизнес-класс) на протяжении всего года, а также на определенных маршрутах (круговое, «отъезд - возвращение»). Нормальные тарифы являются базовыми для установление тарифов. Специальные тарифы требуют соблюдения определенных требований. Как правило, они дают только для определенных категорий туристов и на течение какого-то заранее определенного периода времени.

На пассажирском воздушном транспорте тарифы в международном сообщении могут быть сгруппированы и по другим признакам. Так, опубликованы и неопубликованные тарифы; пропорциональны и дифференцированные. Все зависит от того, какие принципы заложенные при расчете провозных цен: «маленькие комбинации», использование «фиктивного пункта», на «отдаленный район» и прочее.

Перевозки ручного багажа на пассажирском воздушном транспорте является ограниченным в самых необходимых вещей на время путешествия. После теракта в Нью-Йорке в сентябре 2001 года установлен строгий контроль над перевозкой багажа, в том числе и того, который пассажир берет с собой в самолет. Каждый пассажир может бесплатно перевозить багаж: до 20 кг в туристическом и до 30 кг в бизнес или первом классе. За каждый 1 кг сверх установленной нормы оплачивается дополнительная такса в размере 1% от цены перевозки. При международных перевозках на воздушном транспорте предлагаются некоторые скидки: для студентов и учащихся; детей до определенного возраста; для моряков.

Международные пассажирские тарифы в системе водного транспорта устанавливаются в соответствии с его особенностями. Как уже отмечалось, водный транспорт сейчас в основном занят перевозкой пассажиров на нерегулярных пассажирских линиях - морских и речных круизах. Тарифы водного транспорта, как правило, включают: цену перевозки; таксу за перевозки багажа или автомобиля; припортовые сборы и другие составляющие. При длительном подорожуванні сюда добавляется стоимость питания и другие дополнительные услуги, которые предлагаются на борту судна.

Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года и Лондонский протокол к ней 1976 года обобщили международную практику по заключению договоров морской перевозки. Вопросами регулирования пассажирских тарифов международные организации водного транспорта не занимаются. В каждом регионе устанавливаются разные условия и правила перевозки пассажиров в рамках отдельных направлений и пассажирских линий.

На автомобильном транспорте к настоящего времени не существует каких-либо универсальных межгосударственных соглашений, которые бы регламентировали формирования и применения международных пассажирских тарифов. В целом международные перевозки автомобильным транспортом осуществляются на основе договоров заключенных в соответствии с Женевской «Конвенции о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа 1973 г. дальнейшие упрощение отношений сторон зафиксированы Гаагзькою декларации по туризму 1989 г. и Шенгенским соглашением 1985 г. для членов Европейского союза.

_________________________________________________________

1 ИАТА ежегодно публикует тарифы «Airline Passenger Tariff»,y которых содержатся все необходимые данные об условиях, цены перевозки и прочее. См. http: // www.passengerairtariff.com/terms.html