Раздел 6. ПАССАЖИРСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ
ТАРИФЫ
6.3. Международные пассажирские транспортные
тарифы
В специализированной литературе термин
«международные транспортные тарифы», в содержание которого включаются и пассажирские,
применяется как в узком, так и в широком смысле. В первом случае он
трактуется как цена транспортной продукции, что предлагается на международном
транспортном рынке. Широкая трактовка данного термина включает систему
торговых условий, тарифных цен и правил их определения при перевозке
пассажиров и грузов в международном сообщении.
Международные тарифы за перевозку
пассажиров и багажа основываются на заключенных двусторонних и многосторонних
соглашениях между странами, в территориальных границах которых их соблюдения и применения
гарантированным. Официальные согласования по обычаю регламентирующих обычные условия,
которые находят конкретное отражение в содержании различных тарифных документов.
Последние могут быть согласованы с внутренними правилами образования перевозочных цен
в странах-участниках. При разработке международных пассажирских транспортных
тарифов учитывается специфика отдельных видов транспорта.
В системе пассажирского железнодорожного
транспорта существуют различные многосторонние договоренности, которые имеют преимущественно
континентальный, а в отдельных случаях и міжконтинентальне значение. Примером
такой договоренности может служить Конвенция международных пассажирских перевозок
(COTIF 1980), которую подписали большинство
европейских стран. В результате реформы на железных дорогах Европы, которая заключалась в
разграничении эксплуатации железнодорожного транспорта и железнодорожной инфраструктуры
на отдельные составляющие, данная конвенция потребовала существенных изменений. В 1999 году была
принята новая конвенция COTIF, которая способствовала активизации конкуренции и повышению
экономической эффективности железнодорожных перевозок.
В приложении А конвенции приведенные
«Единые правила договора о международные железнодорожные перевозки пассажиров», в
соответствии с которыми администрации железных дорог стран-участников конвенции
разрабатывают отдельные тарифные таблицы. Цены перевозки определяются в евро, а в
при необходимости пересчитываются в валюту других стран.
Общие международные тарифы
предусматривают ряд скидок: для групповых путешествий со специальной целью; молодые
и школьникам (например, Saverpass, Saver Flexipass, Yuoth Flexipass и другие). Конвенция регламентирует использование нескольких
видов международных билетов: купонных, групповых, спальных с разным сроком
пригодности. Особое распространение имеют билеты типа Eurailpass (действуют в 18 европейских странах); Eurail Selectpass (дают возможность неограниченного путешествия на выбор 22
европейские страны на период в 5, 6, 8 или 10 дней на протяжении двух месяцев [26,
с. 225].
Транспортные тарифы на международных
пассажирских авиалиниях формируются на основе двусторонних и многосторонних
соглашений в рамках соответствующих требований и норм Международной ассоциации воздушных
перевозчиков (ИАТА). Все страны - члены этой международной организации должны
согласовывать свои тарифы на авиаперевозки по тарифам, которые обсуждались и
были приняты на воспалительных или міжзональних конференциях ИАТА1. Для
упрощение разработки тарифов земной шар поделена на три зоны (так называемые зоны
ИАТА): первая - Северная и Южная Америка вместе с прилегающими островами; вторая
- Европа и Африка с прилегающими островами, Ближний и Средний Восток; третья -
район Азии, включая Австралию, Новую Зеландию, острова Тихого и Индийского
океана. Тарифы считаются принятыми, если за них проголосовали все участники
конференции.
Пассажирские авиатарифы делятся
на два основных вида: нормальные и специальные. Первые применяются при
обычных перевозках туристов и багажа в разных классах (первый,
туристический и бизнес-класс) на протяжении всего года, а также на определенных маршрутах
(круговое, «отъезд - возвращение»). Нормальные тарифы являются базовыми для
установление тарифов. Специальные тарифы требуют соблюдения определенных
требований. Как правило, они дают только для определенных категорий туристов и на
течение какого-то заранее определенного периода времени.
На пассажирском воздушном
транспорте тарифы в международном сообщении могут быть сгруппированы и по другим
признакам. Так, опубликованы
и неопубликованные
тарифы; пропорциональны и дифференцированные. Все зависит от того, какие принципы
заложенные при расчете провозных цен: «маленькие комбинации», использование
«фиктивного пункта», на «отдаленный район» и прочее.
Перевозки ручного багажа на
пассажирском воздушном транспорте является ограниченным в самых необходимых вещей на время
путешествия. После теракта в Нью-Йорке в сентябре 2001 года установлен строгий
контроль над перевозкой багажа, в том числе и того, который пассажир берет с собой
в самолет. Каждый пассажир может бесплатно перевозить багаж: до 20 кг в
туристическом и до 30 кг в бизнес или первом классе. За каждый 1 кг сверх
установленной нормы оплачивается дополнительная такса в размере 1% от цены
перевозки. При международных перевозках на воздушном транспорте
предлагаются некоторые скидки: для студентов и учащихся; детей до определенного возраста; для
моряков.
Международные пассажирские тарифы в
системе водного транспорта устанавливаются в соответствии с его особенностями.
Как уже отмечалось, водный транспорт сейчас в основном занят перевозкой
пассажиров на нерегулярных пассажирских линиях - морских и речных круизах.
Тарифы водного транспорта, как правило, включают: цену перевозки; таксу за
перевозки багажа или автомобиля; припортовые сборы и другие составляющие. При
длительном подорожуванні сюда добавляется стоимость питания и другие дополнительные
услуги, которые предлагаются на борту судна.
Афинская конвенция о перевозке
морем пассажиров и их багажа 1974 года и Лондонский протокол к ней 1976 года
обобщили международную практику по заключению договоров морской перевозки.
Вопросами регулирования пассажирских тарифов международные организации водного
транспорта не занимаются. В каждом регионе устанавливаются разные условия и
правила перевозки пассажиров в рамках отдельных направлений и пассажирских линий.
На автомобильном транспорте к
настоящего времени не существует каких-либо универсальных межгосударственных соглашений, которые бы
регламентировали формирования и применения международных пассажирских тарифов. В
целом международные перевозки автомобильным транспортом осуществляются на основе
договоров заключенных в соответствии с Женевской «Конвенции о договоре
международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа 1973 г. дальнейшие
упрощение отношений сторон зафиксированы Гаагзькою декларации по туризму 1989 г.
и Шенгенским соглашением 1985 г. для членов Европейского союза.
_________________________________________________________
1 ИАТА ежегодно публикует тарифы «Airline Passenger Tariff»,y которых содержатся все
необходимые данные об условиях, цены перевозки и прочее. См. http: // www.passengerairtariff.com/terms.html