Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология: общий курс. Учебное пособие для студентов высших заведений образования Украины

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

 

ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Раздел 4.

 

КАТЕГОРИИ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

4.4. Социальный статус и социальная роль

 

Любой человек занимает много позиций в обществе, потому что участвует в самых различных группах и организациях. Например, возьмем любого из студентов: студент, молодой человек, сын, спортсмен, член народного движения, греко-католик и т. д. Каждая из этих позиций может иметь и для самого человека, и для окружающих больше или меньше значения, оцениваться по-разному.

Следовательно, определенная позиция в социальной структуре группы или общности, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей, является "статус". Позиция преподавателя имеет смысл лишь в связи с позицией студента и ректора высшего учебного заведения, а того - в связи с позицией министра образования и т. д. Статус преподавателя, и любой другой статус, определенный в отношении всей системы высшего образования.

Каждого человека можно охарактеризовать статусным набором (этот термин введен американским социологом Р. Мертоном). Статусный набор - совокупность всех статусов, который занимает индивид. В этом наборе статусов всегда найдется ключевой, или главный. Главным статусом называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его.

Для женщин в традиционном обществе главным чаще всего был статус домохозяйки, для мужчин - и тогда, и теперь - статус, связанный с основным местом работы или занятия: "директор фирмы", "менеджер", "рабочий на промышленном предприятии", "профессор", "работник ГАИ" и т. д. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т. п. Для научной интеллигенции главным чаще всего является не место работы или род занятий, ученая степень, а для менеджеров -- должность или иерархический ранг.

Необходимо различать два вида статуса - личный и социальный. Социальный статус употребляется в двух значениях - широком и узком. С широким словоупотреблением связано положение, которое человек занимает объективно в социальной структуре общества. В узком смысле социальный статус - положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, научной, демографической и т. д.). И до сих пор бытует мнение - пережиток отношении женщин. Обыденное сознание считает, что с руководящей работой или политикой она справится хуже мужа, именно потому, что она - женщина. Бытует также мнение, что "все предприниматели - жулики", "все сапожники - пьяницы".

Личностный статус - положение, которое человек занимает в малой, или первичной группе, в зависимости от того, как она оценивается по ее индивидуальными качествами. Если социальный статус играет приоритетную роль среди незнакомых, то личный - среди знакомых людей, которые и составляют первичную, малую группу. Когда мы представляем себе незнакомым людям, особенно официальным представителям какой-либо зарубежной организации, учреждения, фирмы, мы называем обычно место труда, социальное положение, возраст, национальность, образование и др. А когда мы общаемся со своими добрыми знакомыми, для них важнее не наши социальные-статусные характеристики, а наши личностные качества, неформальный авторитет.

Каждый из нас масс набор социальных и личностных статусов, поскольку мы участвуем во многих больших и малых группах. В процессе социального взаимодействия они могут не совпадать. Такая ситуация возникает тогда, когда индивид занимает высокую статусную позицию в одной социальной группе и низкую - в другой, и когда права и обязанности одного статуса противоречат правам и обязанностям другого статуса или препятствующих их выполнению. Например, народный депутат Л. может иметь высокий рейтинг среди своих избирателей, но одновременно быть посредственным или плохим оратором. В этом случае мы имеем дело с несовпадением статусов первого рода. Но возможна и совсем другая ситуация. Тот же самый народный депутат может оказаться тіньовиком или тесно связанным с коррумпированными кругами. В этом случае возникает принципиальная несовместимость двух статусов: характерные признаки поведения теневика или коррупционера находятся в поразительном противоречии со статусом народного депутата, с необходимыми для него професінно-политическими характеристиками - быть профессиональным политиком и честным перед законом человеком.

В том случае, если статус рассматривается как место в иерархии, его называют рангом. Ранг статуса определяет то, каким он есть, - высоким, средним или низким. Скажем, один и тот же господин К. как книголюб ценится очень высоко в кругу близких друзей, но сослуживцы считают его посредственным инженером, а в семье жена и дети смотрят на него даже зногорда. Понятно, что у господина К. три разных статуса, которые имеют три разных рангах: высокий, средний и низкий. Редко кому удастся иметь высокий статус во всех группах, где ему приходится участвовать.

В зависимости от того, занимает ли человек определенную статусную позицию благодаря наследуемым признакам (пол, раса, национальность) или благодаря собственным усилиям, отличают два вида статусов: статус, который приписывается, и статус, который достигается. Приписанный статус не совпадает с прирожденным. Негр - прирожденный статус. Мужчина - прирожденный статус, который описывает пол. Украинец - прирожденный статус, который удостоверяет национальность, а вот гражданин Украины - это предписанный статус. Хотя и пол как прирожденный статус, и гражданин, как предписанный статус, можно изменить по желанию. В точном понимании прирожденным является биологически унаследованный статус. Точно говоря приписанным является социально приобретенным, но одинаковый названием с врожденным и приписанным статусом.

Достигнутым называется статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору, заслугам, званию и т. д. Статус директора предприятия, коммерческого банка, депутата, профессора, чемпиона мира или президента страны можно, как правило, достичь, применяя свои знания, умения, настойчивость, навыки, благодаря огромному труду, преодолевая трудности и препятствия на пути достижения цели.

Специалисты выделяют также смешанный статус. Он масс черты и предписанного и достигаемого статусов. Например, звание доктора наук является достигнутым статусом, но позже оно превращается в приписан, потому что считается пожизненным, хотя и не наследуемым. Специалист - инженер - предписанный статус, но в результате банкротства предприятия стал безработным не по своей воле и после регистрации на бирже труда получил статус безработного. Таких примеров смешанного статуса можно приводить и приводить множество.

В реальной жизнедеятельности социальный статус личности как соотносится категория, функционирует только в соответствии со статусом других людей, проявляется в различных ролях, которые выполняет в процессе взаимодействия с окружающими людьми данная личность. В любом взаимодействии (то футбольная игра с наличием на поле судей и игроков, а на трибунах - болельщиков, то вузовская аудитория, где профессор читает лекцию студентам, то ли семья, состоящая из супругов и взрослых детей) индивиды выполняют определенные роли. В каждой социальной ситуации каждый из нас выполняет определенную роль: судья на футбольном поле, игрок, футбольный болільник, профессор, студент, муж, жена, дочь, сын и т. д. Одни в этих ситуациях выполняют более важные, другие менее важные роли, но каждая из них осуществляется по определенному "сценарию". Понятие социальной роли обозначает совокупность требований, которые предъявляют к лицам, занимающим определенные социальные позиции.

Существует два основных подхода в рамках теории социальных ролей. Впервые понятие роли было систематически представлено представителем символического интеракционизма Дж. Мидом в 1934 г. Роли уявлялись им как результат опытного и созидательного процесса взаимодействия, как выжидающая поведение взаимодействующих индивидов. Второй подход был предложен американским социологом Л. Лінтоном в 1936 г.; позже он стал составной частью функционализма. Сторонники этого подхода отвергают идею принятия роли в качестве характерной формы взаимодействия, так и идею построения роли в качестве ее результата. Они рассматривают социальную роль как динамическую сторону социального статуса, как его функцию, связанную с набором норм, в соответствии с которым личность должна вести себя в определенных ситуациях.

Выше уже шла речь о статусный набор - совокупность всех статусов, принадлежащих одному человеку. Г. Мертон ввел в социологию еще одно понятие "ролевой набор", который обозначает совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом индивида. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Так, под статусом университетского профессора понимаются такие роли, как "преподаватель", "исследователь", "наставник молодежи", "автор научных трудов", "специалист по своей области знаний" и т.д. И каждая роль в полном наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми. Даже подобные роли профессора - "преподаватель" и "наставник" - предполагают разное отношение к студентам. Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтение лекций, проверки домашних заданий, прием экзаменов. Вторая требует неформального общения со студентами в качестве мудрого советчика или старшего друга. Каждая роль в ролевом наборе предстает, таким образом, совокупностью непохожих на другие отношения. С коллегами по кафедре у профессора складываются одни взаимоотношения, с ректоратом - вторые, с издательством - третьи, студентами - четвертые. В итоге ролевой набор формирует набор социальных отношений.

Процесс усвоения человеком социальной роли включает в себя три основных компонента:

интернализацию (то есть глубокое внутреннее усвоение) индивидом мотиваций ориентиров поведения;

предоставление со стороны общества индивиду благоприятных для него условий деятельности в соответствии приписанными ему (и им самим избранными) ролями;

соблюдение со стороны исполняющих свои роли индивидами надлежащих уровней относительно коллективных експектацій (Т. Парсонс).

В функционировании социальных ролей можно выделить три основных блока:

уявляюча роль - система определенных ожиданий и социальных групп, ориентированная на субъекты ролевого поведения;

субъективно воспринимающая роль совокупность тех специфических експектацій, которые приписывает самому себе человек, имеющий определенный статус, то есть субъективное представление о том, как она должна вести себя во взаимодействии с лицами других социальных статусов;

играющая роль - реально воплощена в конкретных поступках поведения данной личности, обладающей этим статусом, в отношении другого лица (других лиц) с другим или одинаковым статусом.

Выполнение социальной роли - это всегда реальное поведение человека в определенной ситуации, которая может отличаться от предписанной роли. Все здесь зависит от того, как мы осознаем данную роль, как ведем себя в определенной ситуации, или выходим за рамки жизненного "сценария" или нет. Известно, что официанты в ресторане с публикой ведут себя иначе, чем на кухне, а профессор ведет себя по-разному, беседуя со студентами в фойе и перед ними с лекцией в аудитории. Такую позицию, когда индивид отделяется от той роли, которую он выполняет, Т. Парсонс назвал ролевой дистанцией.

В ролевой теории важное место отводится также вопросам принятия роли и разрешению ролевых конфликтов. Социальные роли возникают и осуществляются в условиях социального взаимодействия человека с другими людьми. Но сама социальное взаимодействие становится возможной и эффективной только тогда, когда взаимодействующие индивиды правильно воспринимают и однозначно оценивают роли. Этот процесс американский социолог Т. Шибутані назвал принятием роли. Он включает в себя:

восприятие жестов, замещающих идентификацию с другим человеком;

проекцию на него своих собственных тенденций поведения.

Если социальная роль в достаточной степени интегрирована в структуру человеческой личности в процессе ее социализации, то ее взаимодействие с другими участниками социального процесса происходит без конфликтов. Однако между поведенческим и другими блоками ролевой структуры возможны определенные разногласия, которые приводят к возникновению внутренне-личностных, межличностных, внутри-групповых и других конфликтов, в том числе специфических ролевых конфликтов, которые возникают в ситуации, когда человек, как показал Г. Мертон, сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей. Иногда человек обнаруживает, что она одновременно выполняет две и более ролей. Эта ситуация ставит перед ней противоречивые требования. Так часто бывает, например, когда работающие женщины должны удовлетворять одновременно ролевые ожидания работницы, жены, матери, домохозяйки. При этом ролевые ожидания могут находиться в конфликте между собой. Один из возможных путей преодоления конфликта - признать некоторые роли более важными, чем другие, и предоставить их выполнению приоритетное значение.

Подводя итоги сказанному, подчеркнем, что именно через свои статусные позиции и обусловленные ими роли личность включается в многообразие социальных отношений. Если статус характеризует включенность личности в социальную структуру общества, то социальная роль воплощает в себе скорее включенность личности в культуру, меру культурного развития человека.