Раздел IV
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII-XIX вв.
7. Педагогические идеи Михаила Драгоманова, Ивана Франко, Леси Украинки
Заметное влияние па повышение культурно-образовательного уровня украинцев, их национального сознания через воспитание и образование оказали выдающиеся общественные деятели Михаил Драгоманов, Иван Франко, Леся Украинка. Свою активную гражданскую позицию относительно становления национальной школы, образования, воспитания подрастающих поколений они выразили в публицистических, педагогических трудах и литературных произведениях. Были также непосредственно причастны к учительской деятельности. Выступали выразителями потребностей педагогов и широких слоев населения, которые стремились утверждения национальной школы европейского уровня.
Михаил Петрович Драгоманов (1841 - 1895) - выдающаяся личность в украинской культурной жизни. Известный политик и общественный деятель, основатель украиноведения в мировой науке, ученый европей ского и мирового уровня.
Родился Михаил Драгоманов на Полтавщине в небогатой двух рянській семье. Его отец происходил из казацкой старшины. Он увлекался сбором, записью народных песен и легенд, сам писал стихи. Именно отец привил любовь к украинскому фольклору Михаилу и его сестре Ольге (будущей писательнице Елене Пчилке, матери Леси Украинки).
Михаил учился в уездным училище в Гадяче, в полтавской гимназии. Высшее образование получил в Киевском университете, на историко-философском факультете. Во время учебы участвовал в студенческих кружках и движениях.
Педагогический мировоззрение Михаила Драгоманова возник в к брозичливому климате семьи, который был направлен на воспитание у детей любви к родине, к родному языку, высоких нравственных качеств. Благотворное влияние оказали талантливые педагоги О. И. Стронин, К. И. Полевич, которых он считал своими учителями. Просветительские идеи и личное участие Николая Пирогова в судьбе будущего ученого, а также собственная преподавательская практика способствовали выработке взглядов Михаила Драгоманова па образование и педагогику.
В студенческие годы он работал в первой в Киеве (и в Российской империи) мужской воскресной школе, открытой в 1859 году по инициативе студентов университета и с разрешения Николая Пирогова. Михаил Драгоманов поддерживал идею создания воскресных школ как средства распространения образования среди народа и политического просвещения. После закрытия воскресных школ бесплатно работал во Временной педагогической школе, которая готовила учителей - украинцев для работы в сельских школах. В это время Михаил Драгоманов принял также участие в благоустройстве «Читатель» для слушателей. И вскоре администрацию школы обвинили в распространении идей «нигилизма» и «украинского сепаратизма». Учебное заведение закрыли, как и раньше воскресные школы, а Драгоманова, как одного из наиболее активных преподавателей, взяли под надзор полиции. Некоторое время Михаил Драгоманов преподавал географию во Второй киевской гимназии.
По окончании университета его как одного из наиболее подготовленных и перспективных выпускников был оставлен в должности приват-доцента. В 1870 г. после защиты магистерской диссертации Михаил Драгоманов занял должность доцента на кафедре всеобщей истории. Получив разрешение на трехлетний выезд за границу, работал в библиотеках Германии, Австрии, Италии, Чехии, подготовил ряд публицистических трудов. После возвращения из-за границы стал активным членом Юго-Западного филиала Российского Географического общества, собирал фольклорный материал, издал сборник сказок, исторических песен украинского народа. Труда членов этого общества были с успехом продемонстрированы на археологическом конгрессе в Киеве 1874 г.
На страницах «Киевского телеграфа», «Вестника Европы» и других изданий Драгоманов критиковал тогдашнюю образовательную политику, выступал за национально-культурную автономию.
Научная и публицистическая деятельность Михаила Драгоманова, спря мована на возрождение украинского языка, культуры, образования, активная гражданская позиция привели к увольнению его с должности доцента как неблагонадежного, без права работать в любом университете России. Чтобы избежать ссылки, Михаил Драгоманов вынужден был эмигрировать навсегда. Сначала он работал во Львове. Затем перебрался в Женеву, где прожил пятнадцать лет.
Здесь он создал своеобразный очаг политической эмиграции, который был центром украинской мысли за рубежом в течение следующих двадцати лет. Основал в Женеве свободную украинскую типографию (1878 - 1882), издавал научные труды, журнал «Община», запрещены царизмом произведения Т. Шевченко, П. Мирного и др. В течение 1889 - 1895 годов по приглашению болгарского правительства работал па кафедре всемирной истории в Высшей школе - предшественницы нынешнего Софийского университета. Его лекции были чрезвычайно популярными среди студентов, а исследования в области болгарского фольклора оказали заметное влияние на развитие болгарской литературы.
В то же время Михаил Драгоманов служил и своей отчизне. Его зарубежные публикации и выступления привлекли внимание европейской общественности к судьбе Украины, ее народа.
Педагогические идеи Михаила Драгоманова вызрели и активно будили общественное мнение в условиях кризиса украинской школы и образования, вызванной имперской политикой России.
Проблемы школ занимали значительное место в общественно-просветительской деятельности Михаила Драгоманова. Своими публикациями он стремился влиять на развитие украинской национальной школы, возобновление обучения на родном языке, на улучшение положения народного учителя.
В своих многочисленных трудах Драгоманов ставил вопрос повышения культурного, образовательного уровня народа, выступал против антидемократической политики царизма в области народного образования. Михаил Драгоманов одним из первых выступил с критикой Эмского указа, пытаясь привлечь внимание европейской общественности к уничтожению украинского языка. В Париже, на Всемирном литературном конгрессе, который проходил под патронатом Ивана Тургенева, он заявил протест против позорного запрета языка целому народу. Для участников конгресса Драгоманов подготовил и издал на французском языке брошюру «Украинская литература, запрещенная российским правительством», которая имела широкий резонанс в Европе и в мире. В предисловии к труду «По вопросу о малорусской литературе» он призвал украинцев надеяться только на собственные силы и работать для своего народа, не считать ворон, «что каркают бессмысленными циркулярами». Ведь пассивность больше вредила украинцам, чем царские запреты.
Забота о возрождении украинского языка была постоянной духовной потребностью Михаила Драгоманова. Он с болью отмечал, что под тоталитарным давлением Российской империи украинский народ отстранен от соучастия в создании европейской и мировой цивилизации. Религиозные и государственные должностные лица ревностно следили, чтобы в школах не использовался украинский язык как для обучения, так и для богослужения, чтобы не использовались украинские книги для первоначального чтения».
Михаил Драгоманов считал язык живым организмом, который растет и развивается вместе с народом и благодаря ему. Рассматривая язык как социальное явление, «масс больше практической веса», как «форму народности», «признак породы», как способ взаимопонимания между людьми, ученый настаивал на необходимости хотя бы элементарное образование начинать на родном языке.
В статье «Малороссия в ее словесности» Михаил Драгоманов анализирует развитие украинского языка и литературы со времен Киевской Руси и выражает уверенность в возрождении украинского языка, видит ее будущее в том, что она станет языком литературы и науки. Залогом этому является сохранение языка в народной среде. Он твердо был убежден, что язык - это путь созидания нравственных и эстетических идеалов, духовное развитие человека неразрывно связан с развитием его речевых способностей. Язык устанавливает связь между людьми, через язык происходит духовное единение наций.
Важное значение в борьбе за развитие и совершенствование украинского литературного языка имели вопросы правописания и грамматики. В период острой полемики по поводу украинского правописания Драгоманов вместе с группой филологов и других культурных деятелей под руководством П. Житецкого приобщился к созданию фонетического правописания. Основными признаками этого правописания является устранение из алфавита букв «я», «ю», «е», «й», «щ», которые передают два звука, и употребление вместо «и» буквы «И». Йотовані звуки передавались сочетаниями ji, jе, jа. Мягкость согласных перед «е», «а», «в» отражалась мягким знаком: синье, хвильа, коньу. Вместо «щ» употреблялось «ей» и «ч»: шче, вишче. Через преследования украинского языка русским правительством это правописание в Украине не был обнародован. Драгоманов, выехав в Женеву, впервые применил его в сборнике «Община». С тех пор это правописание получил название «драгоманівка». Из Женевы «драгоманівка» проникла в Украину через Галицию, где ее поддержали единомышленники Драгоманова. Этим правописанием определенное время пользовались Иван Франко, Леся Украинка, Василий Стефаник, Ольга Кобылянская. Но из-за необычности своей графики он не получил широкого распространения.
Михаил Драгоманов активно отстаивал право украинского народа на обучение на родном языке, он настаивал на необходимости создания научной грамматики и словаря украинского языка, призвал вернуть украинский язык на страницы газет, журналов, книг, учебников, разрабатывать украинскую научную терминологию.
Своими публикациями Михаил Драгоманов привлекал внимание к роли учителя в воспитании нового человека, которому были бы присущи демократичность, гуманизм и патриотизм, высокий уровень национального сознания и в то же время толерантное отношение к представителям других народов. Достаточный профессиональный уровень учителей может обеспечить только основательная подготовка. После окончания педагогического факультета учитель должен позаботиться о самообразовании. Михаил Драгоманов придавал решающего значения личности учителя в воспитательном процессе. Заменить его не могут ни новые методы обучения, ни книги. Ведь, кроме знаний, он передает детям часть своей души. Эффективность образования и воспитания могут гарантировать только искренние, доброжелательные взаимоотношения между пе дагогом и учениками. Ученики должны слушаться педагога из уважения к нему, а не по принуждению, знать, что его требования справедливы и направлены на добро. Эти требования должны иметь ясную и понятную для ребенка цель, быть посильными.
Прогрессивные общественные деятели и передовые педагоги России и Украины активно защищали образование для народа. По словам Михаила Драгоманова, вся история школ в России была битвой царского правительства с наукой и образованием, чтобы не дать людям научиться даже простой азбуки.
Михаил Драгоманов отстаивал принципы народности в образовании и воспитании. Школа должна воспитывать детей в духе своего народа, знакомить воспитанников с его характером, традициями и идеалами. Лучше всего этого можно достичь благодаря изучению родного языка и литературы, грамматики, которые должны стать основными предметами в народной школе.
В очерке «Народные никогда на Украине среди жизни и литературы в России» (1877) ученый собрал и конкретизировал свои рассеянные по других изданиях мнения относительно воспитания и образования. Большим горем народным он называет недостаток доброй национального образования. Потому что если бы народ был грамотный, да еще и «просвещенный наукой», то дал бы себе совет. На основании неопровержимых фактов Драгоманов показывает, как царизм планомерно уничтожал украинскую народную школу. Господа хорошо понимали: «кто же будет за плугом ходить, как все мужики сядут за книжки». О жалкое положение народных школ свидетельствует статистика, по которой в 1876 г. на мужичу ребенка казна тратила на год 4 копейки, тогда как на барина приходилось 1000 - 867 руб. в год.
В этой работе речь идет также об опыте создания воскресных и народных школ для подростков и взрослых, недоверие к ним чиновников, ограничения образовательных программ и преследования учителей. Дело, которое могла бы принести пользу народу, была очень скоро «временно» прикрыта. И огласка о эти школы заставил правительство сделать вид, что он заботится о воскресные школы. Результатом «заботы» стало решение передать их в руки попов. Земства и даже мужицкие депутаты пытались не допустить этого, ибо поповская школа - «только новое вымогательство».
Однако, как справедливо пишет Михаил Драгоманов, среди голодного и холодного народа не может существовать хорошая школа рядом с теми людьми и порядками, которые стремятся ободрать и задурить народ. Среди таких порядков истинный учитель или искалечит свою душу, или бросит школу. Ему не выжить среди шпионажа поповского, папского, полицейского.
Школы не имели книг и наглядности, которая бы знакомила детей с родным краем, выдающимися людьми Украины, давала правдивые научные знания. Но уже существовала целая наука, как с самого маленького возраста надо будить разум, развивать чувства и речь ребенка, укреплять в детях лучшие черты. Правда, заранее было известно, что начальство не допустит в школу книг, созданных на научных началах. Драгоманов предлагает проект букваря и хрестоматии для украинских школ: чтение начинается короткими фразами народным языком, поговорками бытового и нравственного содержания. Параллельно - поговорки и фразы великорусские. Далее - небольшие рассказы, сказки на родном языке, потом статьи, написанные литературным языком, отрывки из стихов на украинском и русском языках. Фактически это был проект двуязычного букваря, по которому родная речь должна предшествовать государственной.
Михаил Драгоманов не только практически, но и теоретически обосновывает необходимость и принципы создания «учебных и читальных книг, при-способленных к украинскому народу», подчеркивая, что обучение надо начинать народным языком. При этом он ссылается на позицию передовых педагогов - К. Ушинского, К. Вентцеля, В. Водовозова. Они разработали лучшие в России хрестоматии для народных школ, и считали, что нельзя учить за ними во всех краях России, потому что «надо начинать с народных, краевых языков».
Несмотря на правительственные запреты относительно обучения детей на украинском языке Михаил Драгоманов подносит значение родного языка как изначальное знамя нации, бесценное сокровище народа, который не могут отобрать ни законы, ни циркуляры.
Народу мало одной грамотности, ему необходима настоящая образование, иначе он обречен на «моральное детство». Поэтому одним из самых наиболее главных задач украиноведения должна быть борьба за национальную народное образование. Именно через образование можно поднимать уровень самосознания народа. Ученый определил основные задачи развития национальной школы:
• наполнение украинской школы европейскими гуманистическими идеями с приоритетом общечеловеческих ценностей над национальными;
• ориентация школы на национальную самобытность;
• обязательная украинский язык для начального обучения украинских детей;
• деполитизация образования;
• подготовка народных учителей и т.п.
После прекращения работы народных школ и после выхода в 1863 г. Валуевского циркуляра Г. П. Драгоманов в 1865 - 1866 гг. опубликовал несколько статей на педагогические темы. В частности, «Земство и местный элемент в народном образовании», «О системе народного образования в Юго-Западном крае», «О педагогическом значении малоруского языка». В них, как отмечал Михаил Драгоманов, рассматривалась школьное дело па педагогическом, а не национальной почве. Он осуждал преследования реакционерами украинского языка, литературы, обрядов, обычаев, культуры. Разрабатывал проблемы духовного развития украинской нации, национального компонента в школьном образовании, отстаивал право украинского народа развивать свой язык, литературу, обучать детей на родном языке. Он советовал создать такие учебники, в которых не было бы засилья вянщины, а за украинскими шли и русские тексты. Поддерживая идею Константина Ушинского, Михаил Драгоманов предлагал создавать такие хрестоматии для детей, в которых бы были примеры украинской песни, сказки, поговорки, повести, стихотворения.
Статьи М. Драгоманова о необходимости введения украинского языка в школы возбуждали общественное мнение, показывали истинное состояние образования в Украине и одновременно вызвали резкую критику со стороны официальных кругов. Административным порядком российское правительство запретило печатать любую педагогическую литературу на украинском языке. И почти все гимназии подали предложения выкладывать, кроме русского, украинский язык.
Отстаивая необходимость в украинском языке на украинских просторах («бесполезно чтение русских сказок украинскими мальчиками»), ученый в то же время замечал, что было бы бестактно отдать предпочтение, а то и первенство украинском языке в школах России, где господствует государственная русский язык. Лучше всего было бы разработать украинско-русский учебник по идее Г. Фрейлина и К. Ушинского.
Из соображений ускорения культурного развития украинского народа и приобщение его к мировой культуре Михаил Драгоманов на состоял на изучении в школах Украины русского и иностранных языков. Знание европейских языков обусловило бы вхождение украинской интеллигенции в прямые отношения с европейской наукой, писательством, политикой. Молодое поколение не может считать себя образованным, пока не будет знать одну - две европейские языки, чтобы читать необходимые книги, знакомиться с передовой европейской мыслью.
Итак, в педагогических трудах Михаил Драгоманов поднимал проблемы развития национальной школы, прав украинского народа на обучение детей на родном языке, создание учебников для национальных школ, на-ние детей на основе научных знаний, изучения иностранных языков.
Идея народности обучения и воспитания обоснована ним разносторонне во многих произведениях. Сущность ее заключается в освобождении образования украинского народа от сословно-классовой, национальной, материальной и языковой дискриминации.
Большое историческое значение деятельности Михаила Драгоманова в том, что он пропагандировал западноевропейские новейшие прогрессивные идеи в Украине, стремился подъем национального самосознания народа, его интеллектуального уровня путем распространения знаний и образования. Михаил Драгоманов был также первым, кто привлек внимание европейского сообщества к состоянию и проблемам украинского образования.
Своими произведениями, идеями Михаил Драгоманов совершил перелом во взглядах и мировоззрении украинского общества.
Иван Яковлевич Франко (1856 - 1916) - философ, публицист, поэт, писатель, драматург, литературный критик, этнограф, переводчик, общественный деятель, представитель передовой педагогической мысли Украины конца XIX - начала XX вв.
Родился в семье сельского кузнеца. Учился в начальной школе в с. Ясеница-Сильна, потом в нормальной школе и гимназии в Дрогобыче. В 1875 г. поступил на философский факультет Львовского университета. За политические преследования и материальные нужды вынужден был оставить его. В 1891 г. экстерном окончил Черновицкий университет. 1893 г. в Вене защитил докторскую диссертацию. Но в должности профессора Львовского университета ему отказали.
Еще в детстве Иван Франко потерял родителей и потерпел тяжелой сиротской судьбы. Жестокое обращение некоторых учителей с крестьянскими детьми зародило в нем ростки бунта против любого насилия. Впоследствии он описал эти издевательства в рассказе «Отец юморист». В гимназии Иван Франко зачитывался «Кобзарем» и скоро выучил его наизусть.
Увлекался также произведениями Марка Вовчка и Панаса Мирного. Уже в гимназии Иван Франко начал собирать народные песни, писать стихи и прозу. Начал печататься в 1874 г. Всего написал более пяти тысяч произведений. Иван Франко оставил огромное творческое наследие по вопросам литературоведения, философии, политики, экономики, а также более ста научных, публицистических и художественных произведений на темы воспитания детей и молодежи. Писал на украинском, русском, польском, немецком языках.
Иван Франко обращался к вопросам образования, потому что понимал ее роль в формировании личности. Австро-Венгерская монархия по «Политическим школьным законом» 1805 г. направляла начальные школы Галичины на воспитание добропорядочных христиан. Она не стремилась развивать у детей крестьян наклон к учености, потому что ей нужно было много рабочих рук. Закон ставил задачу воспитывать из учеников опытных и трудолюбивых ремесленников, которые были бы покорными подданными австро-венгерского монарха. В школах изучали христианскую науку, сельскохозяйственную дело, дети должны знать свои обязанности перед монархом, попом или начальником, быть морально готовыми верно и по-геройски, честно служить в армии и, наконец, уметь писать, читать, считать.
В своих произведениях Иван Франко гневно осуждал социальную и национальную дискриминацию в области образования и воспитания, оторванность обучения от жизни, догматизм, религиозное одурманивание, муштру и физические наказания учеников.
Отстаивая демократическую школу, Иван Франко часто выступал перед рабочими, крестьянами и учителями с критикой реакционной политики в области образования. Для популяризации разработанной им социалистической программы народного образования и школы Иван Франко издал брошюру «Чего хочет Галицкая рабочая община?», в которой, в частности, отмечал: «Науку подают в нынешних школах не для того, чтобы образовувати и научить рабочего нужном и человеческому знанию, но только на то, чтобы воспитать из него подданного, чтобы воспитать в нем покорность нынешним несправедливім порядкам и утвердить его в темності». В трудах «Катехизис экономического социализма», «Мысли об эволюции в истории человечества», «Чего требуем» и других Иван Франко объяснял, что тяжелое состояние народного образования в капиталистическом обществе является прямым результатом экономического рабства трудящихся и реакционной политики буржуазии и помещиков, которые чинят препятствия на пути культурного развития народа. Дети трудящихся не имеют возможности получать образование, потому что вынуждены работать на фабриках и в помещичьих хозяйствах.
В ряде произведений писатель правдиво изобразил тяжелую жизнь подростков, привел многочисленные факты жестокой эксплуатации детского труда в различных отраслях капиталистического производства. В статье «Великие деяния господина Бобжинського» речь идет о другую важную преграду на пути образования народных масс - антидемократичность системы воспитания. Иван Франко разоблачал реакционную сущность правительственных распоряжений об ограничении приема в гимназии детей крестьян и рабочих, о повышении платы за обучение в средних школах («Дело Гауча на российско-галицкой основе», «Педагогические невежды»). Эти распоряжения имели целью одно - «затруднение доступа в гимназии для детей бедных». Гневно писал Иван Франко о распространении реакционерами теории «биологической неполноценности» трудящихся и «лености народа». В статье «Образование народа в Галичине» он подчеркивал, что именно правительство боится распространения знаний среди народных масс, ибо шляхта заметила: «крестьянин, все равно он поляк или украинец, как только в некоторой степени поймет свое положение, сразу же становится врагом помещичьего хозяйства». Критикуя политику национальной дискриминации украинского населения в области образования, писатель показывал, как правительство тормозило создание школ с украинским языком обучения. Украинская была непрестижной, считался языком крестьян.
Со второй половины 70-х годов XIX в. и до конца своих дней Иван Франко очень активно популяризировал лучшие произведения русских и зарубежных писателей, перекладывая на украинскую много произведений с других языков. Он собирал и глубоко изучал народное творчество. За трехтомный труд «Студии над украинскими народными песнями» Российская академия наук присудила ему премию (посмертно, 1916).
Большое внимание уделял Иван Франко развитию украинского литературного языка и диалектов. Считал, что украинская литературная речь, которая питается и развивается за счет народных говоров, должна быть единой. Как ученый дал ценные рекомендации по введению правописания на фонетическом принципе. В 1892 г. краевая школьная рада согласилась на внедрение предложенного Иваном Франком правописания.
Своими художественными произведениями и теоретическими трудами Иван Франко способствовал совершенствованию и унификации украинского литературного языка. Он дал современное толкование понятия «научный термин» и фактически стал основоположником научно-публицистических стилей украинского языка. Этим вопросам посвящены публикации «Говорим на волка - скажем и за волка» (1891), «Этимология и фонетика в южноруській литературе» (1894), «Литературный язык и диалекты» (1907).
Ивана Франко интересовали вопросы этнографии. Он изучал культуру и быт крестьян и рабочих Галичины. С 1898 г. руководил Этнографической комиссией при Научном обществе им. Т. Г. Шевченко и принимал участие в редактировании «Этнографического сборника», в котором было опубликовано много его статей по фольклору и этнографии.
Иван Франко писал интересные труды о украинские поселения, жилье, семью, одежду, питание, народное изобразительное искусство, верования.
народный театр. Поддерживал дружеские связи со многими российскими, украинскими, польскими и другими учеными - этнографами.
Отстаивая стремление трудящихся к знаниям и науке, Иван Франко отмечал, что старая школа совсем не удовлетворяла требованиям времени, прогрессивной педагогики и самого народа. В статье «Наши народные школы и их потребности» он подчеркивал, что начальные народные школы не давали настоящие знания, а лишь «хвостики», «обрезки», а иногда и вовсе одна «шелуха» знаний, превращая учащихся в машину, что «бубнит регулярно, хоть механически, заданные уроки». Средние школы, по его словам, набивали головы учеников разными, никому не нужными «премудростями», среди которых видное место отводилось латинской и древней греческой языкам, богословию. Этого нельзя оправдать ни с педагогической, ни с практически-общественных позиций. Обучение в высшей школе виродилось в нечто противное науке, в механическое зазубривание параграфов, правил и формул.
Критикуя содержание и методы обучения в современных ему школах, Иван Франко отмечал: «Наше воспитание и образования не является се мельницу, в который кладут здоровых детей, а вынимают искалеченных». Он осуждал схоластические методы обучения, пренебрежительное отношение к личности ребенка, издевательства над детьми бедняков, невежество учителей. В то же время ученый хорошо понимал, что система обучения и воспитания может быть коренным образом изменена лишь после отмены эксплуататорского строя.
Как писатель и общественный деятель И. Франко занимался проблемой изучения украинского языка в школе. Принимал участие в создании учеб-ников. В 1892 г. написал статью, где критиковал тогдашние учебники за их церковную направленность, в частности букварь, что фактически представлял собой учебник по религии. В школьных читанках совсем не упоминалось имя Тараса Шевченко. Даже его стихи, которые попали туда, не были подписаны. Не было там ни сказок, ни народных загадок или поговорок.
Яркие картинки из жизни тогдашней школы предстают в произведениях Ивана Франко на образовательные темы. В рассказах «Малый Мир», «Отец юморист» и других он показал отвратительное лицо учителей - садистов, которые издевались над беззащитных учеников, утюжили физическое и духовное здоровье детей. В рассказах говорится о трудности обучения и воспитания за отсутствия педагогических методик, без учета детской психологии и индивидуальных способностей детей. В рассказе «Олівень» Иван Фран-ко описывает мучения маленького мальчика на уроках каллиграфии: дети писали преимущественно гусиными перьями, и лишь некоторые - карандашами. В рассказе «Малый Мирон» речь идет о проблемах мальчика, который с детства не может мыслить трафаретно. Рассказ «Красное писания» - о антипедагогічну поведение учителя, который наводил ужас на учеников.
Критические замечания Ивана Франко относительно содержания и методов обучения помогали тем педагогам, которые стремились совершенствовать свое мастерство путем усвоения прогрессивных педагогических идей.
И. Франко справедливо критиковал учебные планы, программы, методы обучения в средней школе. В частности за приверженность к изучению старославянского языка, древнерусского письма, древней литературы. Настаивал на преимущественном изучении живого украинского языка, произведений отечественных авторов.
Характеризуя цели и задачи воспитания, Иван Франко развенчивал курс правительства на воспитание верноподданных с узким культурным кругозором. Его идеал - воспитание человека, способного самоотверженно бороться за утверждение справедливых общественных порядков, убежденной в правоте своего дела, исполненной любви к трудовому народу.
Целью воспитания Иван Франко считал всесторонне развитую лич мость, для которой свойственны готовность как к умственной, так и к физическому труду. Он мечтал о том времени, «когда наука и труд сливаются для него воедино».
Задачи и содержание воспитания и образования, по его мнению, заключаются в том, чтобы через школу обеспечить умственное, физическое и нравственное развитие детей, научить их самостоятельно мыслить. А это возможно лишь в том случае, если обучение проводится на родном языке, с понятной ребенку. Родной язык способствует лучшему усвоению информации и знаний.
Иван Франко боролся за создание школ, которые были бы тесно связаны с жизнью и интересами народа, совмещали учебу с работой, давали широкое образование, основанное на материалистическом мировоззрении, использовании всего лучшего, что выработало человечество на протяжении своего существования, и обеспечивали всестороннее развитие мышления и других психических процессов. Важным средством такого воспитания детей является народное творчество и художественная литература.
По убеждению Ивана Франко, ребенок должен развиваться и духовно, и физически. Он говорил, что детям надо заниматься гимнастикой, ходить в туристические походы. им надо развивать грацию в движениях. Для достижения успеха в учебно-воспитательном процессе необходимо сочетать физическое и трудовое воспитание, обучение с трудом. Привитие трудолюбия - одна из задач нравственного воспитания. В статье «Наука и ее положение относительно трудящихся классов», опубликованной в рабочей газете, Иван Франко наметил задачи и определил содержание умственного воспитания. Умственное воспитание, по мнению ученого, должно быть направлено на широкий круг знаний, это систематическое обучение всеми средствами. В этом плане первостепенное значение приобретают математически-естественные науки: «астрономия, биология, география, а также логика, психология, история - наука о судьбе народов», язык и литература. Задача умственного воспитания - подъем человека на ту высоту, на которой стоит наука, выработка научного мировоззрения, формирование собственного мнения, мировоззрения.
В процессе эстетического воспитания должны формироваться художественные вкусы и чувство прекрасного, проявляться и развиваться творческие способности. Роль литературы в эстетическом воспитании - первоочередная. Она учит различать добро и зло, влияет на ум, убеждения и чувства. Особая роль здесь поэзии, музыки.
Иван Франко выступал за сознательное, последовательное и систематическое обучение. Подчеркивал необходимость воспитания уважения к человеку и на решающей роли личного примера воспитателя и его убеждений.
В педагогических и публицистических трудах Иван Франко уделял большое внимание проблеме учителя («Наши народные школы и их потребности», «Эмерик Турчинский», «Борис Граб», «Учитель»). Он рассказывает о тяжелом материально-правовое положение галицких учителей, их работу в переполненных классах и неприспособленных помещениях, необоснованные увольнения. С уважением относится Иван Франко в народных учителей, которые работают на ниве образования по призванию, высоко глазу ет их роль в культурном развитии народа. Но случаются и такие, что хотят быть учителем, не имея ничего общего с педагогикой. Такой учитель вскоре становится послушным проводником тех задач, которые ставят перед ним господствующие классы, чиновники и духовенство.
В рассказе «Борис Граб» и предисловии к сборнику «Малый Миром» Иван Франко показал настоящего народного учителя, который все свои силы и знания отдал народу. Осознавая решающую роль учителя в воспитании и обучении детей, Иван Франко считал, что учитель должен быть добрым, тактичным, умным, иметь высокие моральные качества, уметь завоевать доверие учащихся, избегать однообразия в обучении, развивать у учащихся самостоятельность мыслей и действий, воспитывать положительные нравственные качества, уважение к трудящимся, любовь к труду. Учитель, по его мнению, должен не только иметь основательную теоретическую подготовку, но и владеть практическими навыками (столярное, токарное, швейное ремесло), хорошо знать сельское хозяйство. Он сравнивал педагогическое мастерство учителя с искусством мастера художественного слова. Также Иван Франко поднимал вопрос об улучшении положения учителя. Очень часто украиноязычных учителей посылали в польские школы, платили мало, не считались с их личным мнением. В пьесе «Учитель» он показал беззащитность, тяжелое материальное положение педагогов. Условия жизни галицкого учителя были сложными. Общество не всегда могла содержать учителя. Шляхетская большинство Сейма постоянно отклоняла требования по улучшению оплаты труда учителей. Иван Франко был участником учительского Веча, которое нарушало проблемы работников ос виты. В частности вопрос дискриминации учителей - украинцев - им не давали должностей, часто увольняли с работы, посылали в районы с польским населением.
Иван Франко доказывал необходимость реформирования существующей системы народного образования в Западной Украине, протестовал против антиукраинской образовательной политики австрийского и польского правительств.
Иван Франко был психологом, в его произведениях много интересных наблюдений и замечаний относительно воспитания ребенка в школе и в семье. Детская нрав, отмечал он, уязвима и в то же время слабая и неокрепшая, требует большого внимания учителей и родителей.
По мнению Ивана Франко, особенно большая роль в семейном воспитании принадлежит матери. В статье «Женщина - мать» он писал, что мать непосредственно отвечает перед обществом за воспитание детей; она по-виновата создать все условия, в которых бы дети росли здоровыми и получали правильное нравственное воспитание. Но нельзя полагаться только на женщин - матерей, мужья - родители тоже должны заботиться о детях в семье: Между родителями и детьми должны быть правильные отношения». Особенно важно влияние родителей на детей в раннем возрасте, но мало будет пользы, если взрослые будут ограничиваться только наблюдениями, любованием шалостями детей. Родители должны настойчиво и мудро формировать нравственные принципы и нормы поведения, развивать у детей стремление к познанию природы и жизни.
Большое внимание уделял Иван Франко воспитательному значению детской литературы. Каждая книга для детей должна быть не только интересной, но и прививать лучшие чувства, вырабатывать положительные черты человеческого характера. Книги для детей, замечал он, - важный источник знаний. Иван Франко лично разрабатывал разнообразные жанры детской литературы и советовал подбирать для детского чтения такие книги, которые рас-вивають мнению, вызывают благородные чувства, имеют образовательное и воспитательное значение. Он написал интересные и поучительные рассказы и сказки для детей: «Крашеный лис», «Лис Никита», совершил украинскую обработку сказки «Репка». В статье «Женщина - мать» ученый подчеркивает, что необходимо руководить детским чтением, подбирать содержательные и доступные пониманию ребенка книги, формулирует требования к художественной формы детских книг: в них должны быть «представление живое и ясное», а способ выражения - сжатый.
Леся Украинка (Косач-Квитка Лариса Петровна; 1871 - 1913) - пламенный борец за народное образование и пропагандист передовых педаго гических идей. Видная общественная деятельница, талантливая поэтесса и драматург, прозаик, переводчик и публицист, литературный критик, фольклорист. Мать ее - украинская писательница Олена Пчилка, сестра М. Драгоманова. Детские годы Леси Украинки прошли в с. Колодяжном, где она впервые глубоко познала жизнь, быт и обычаи украинского села. Она воспитывалась в кругу передовой украинской интеллигенции - семей Михаила Старицкого, Николая Лысенко.
Мировоззрение Леси формировался под влиянием матери и дяди - Михаила Драгоманова. Она называла его «духовным дядей». Свой псевдоним Леся Украинка нашла под влиянием псевдонима Михаила Драгоманова - Украинец.
Елена Пчилка была патриоткой Украины. Вся ее деятельность направлена на распространение национального образования. Она не захотела отдавать своих детей в русской гимназии, поэтому все они воспитывались и обучались в семье. В домашних условиях Леся Украинка получила хорошее образование и в течение всей жизни не прекращала самообразования. Владела десятью языками (немецким, французским, английским, итальянским, греческим, латинским, польским, болгарским и другими). Глубоко знал историю, мировую литературу, философию, хорошо играла на фортепиано, имела хороший голос, увлекалась живописью. Находясь на лечении в Крыму, на Кавказе, в Австрии, Германии, Италии, Египте, Леся Укра їнка обогащалась впечатлениями, изучала жизнь людей разных стран.
С Лесей Украинкой ассоциируется образ нежный и чистый, реже - веселый, чаще - в задумчивости и грусти. Не следует представлять Лесю Украинку, считает Олесь Гончар, кутою из сплошной стали, такой, что не знала колебаний, сомнений, тяжких минут душевного смятения и отчаяния.
Гуманистические и демократические взгляды Леси Украинки на национально-патриотические и интернациональные проблемы. В условиях социального и национального угнетения она воспевала красоту родного края, высокие душевные черты соотечественников, художественно - эстетическими средствами отстаивала национальное достоинство своего народа и его права, в частности право на национальное образование.
Л. Украинка чутко относилась к всех общественно-педагогических и культурно-образовательных проблем, волновавших тогдашнее прогрессивную общественность. И хотя она не оставила развернутого систематизированного изложения своих педагогических взглядов, однако во многих стихотворных произведениях, публицистических статьях, в письмах, дневниках сосредоточено немало ценных идей. Чрезвычайно много усилий отдавала Л. Украинка борьбе против административных притеснений украинского литературного языка. Еще в детстве Леся Украинка начала понимать важность обучения народа на родном языке. Вместе с братом Михаилом в 1884 г. она осуществила перевод на украинский язык «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Николая Гоголя.
Несмотря на официальные запретительные акты Леся Украинка добилась открытия украинских журналов. По ее инициативе было отправлено министру народного просвещения записку «Нужды украинской школы», в которой говорилось о необходимости введения в народных школах обучение на украинском языке. Поэтесса понимала, что национальный язык способствует полноценному усвоению народом его живой истории, культуры, формированию самосознания и достоинства. Глубокой верой в лучшее будущее полны ее поэзии, в частности цикл стихов «Семь струп», «Другу на память» и др. В поэмах «Давняя сказка», «Роберт Брюс, король шотландский», «Лунная легенда», в драматических произведениях «Одержимая», «Кассандра» Леся Украинка поднимает вопросы социального и национального освобождения.
Леся Украинка очень рано выступила со своими лирическими стихами. Первый стих «Ни судьбы, ни воли у меня нет, осталась только надежда одна...» она написала в двенадцатилетнем возрасте. В нем говорится о судьбе Лесиной тети - Елены Косач, которая в то время отбывала наказание за участие в революционном движении. В 1892 г. появился первый сборник - «На крыльях песен», полна патриотических, гражданских мотивов. В лирических стихах Леся Украинка касалась личных переживаний и переживаний целого народа. Она остро критиковала систему народного образования в царской России, где дети трудящихся не имели возможности учиться. В статье «Голос одной русской узницы», характеризуя Российскую империю, она писала, что эта страна напоминает неограниченное размерами Кастилию для тех, кто любит свободу, родину и народ. В ней господствуют «...голод, невежество, воровство, лицемерие, тирания без конца». Эти мысли породила тогдашняя действительность. Так, в 1897 г. среди сельского населения Волынской губернии, где жила Леся Украинка, грамотных было только 17,2 %. Начальное образование находилась здесь в полном упадке.
Для писательницы образование служила мощным оружием, с помощью которой люди осознают свои силы, цель и задачи своей жизни. «Кто хочет жить свободно, но не произвольно, то должен учиться и думать о том, что такое воля».
Леся Украинка написала много стихов, поэм, повестей, рассказов, пьес, публицистических статей, которые имеют большое познавательное и воспитательное значение. Во многих произведениях она остро критиковала тех, кто препятствовал развитию народного образования, правильному обучению и воспитанию детей и молодежи, воспевала счастье людей в свободной стране, гуманные чувства, дружбу. «Если бы я могла, я бы веником вымела весь мусор в яму, пусть там бы лежало и не забивало людям головы».
В своем творчестве писательница нарушала важные социальные и педагогические проблемы. В драматическом произведении «В катакомбах» речь идет о социальном неравенстве, выражается протест против эксплуатации труда детей; в произведениях «Адвокат Мартин», «Грешница» она критиковала религию, церковь и образ жизни представителей духовенства.
В журнале «Народ» за 1895 г. Леся Украинка опубликовала очерк «Школа», в котором ярко описала отсталость церковноприходских школ в Украине, показала бедной жизни народных учителей, которые зависели от духовенства и богачей. Среди учеников есть очень способные, талантливые, которые бы могли продолжить обучение, они - гордость учительницы. Но попу надо только, чтобы было кому «быдло пасты». Она пишет о безосновательные запреты использовать в церковноприходских школах современные прогрессивные учебники: «Родное слово» К. Ушинского, книги для чтения И. Паульсона и др.
Леся Украинка остро критиковала и современные ей средние школы, в которых процветали муштра и зубрежка. Это поэтесса видела на примере своего брата Михаила, который учился в Киевской классической гимназии. По словам Леси Украинки, ученики гимназии получали этажное образование. Современных иностранных языков они не знали даже настолько, чтобы читать со словарем. Историю изучали по учебнику, который объяснял прошлое с позиции «православия, самодержавия и народности». их учили вести бессмысленные словесные дискуссии по поводу разных мелочей, произносить пышные речи и в то же время они проявляли беспомощность в простых житейских делах.
Леся Украинка приветствовала движение протеста учащихся против ненавистной системы муштры, зубрежки, против бесправия, царившие в средних школах.
Критикуя систему воспитания и обучения в школах России, Леся Украинка в то же время подчеркивала, что знания учащихся в большой степени зависят от учителя, воспитателя. Она привлекала внимание общественности к судьбе народных учителей, боролась за улучшение их общественных прав и материально-бытовых условий. Народным учителям она отводила важную роль в обществе и поэтому предъявляла к ним высокие требования. Учитель должен хорошо знать свой предмет, ориентироваться в других науках, в литературе и искусстве, изучать психологию ребенка, применять рациональные методы обучения и воспитания. «Если учитель... добрый, образованный, и ученики знают то, что нужно знать...», - отмечала Леся Украинка. А в письме учительнице А. С. Макаровой, с которой активно листувалась, она писала: «уже одно то, что в школе человек не беды, не черствая педантка и притом честная, - есть уже большая польза для детей».
Идеал учителя она воплотила в образе героя - патриота Антея («Оргия»), Он говорил своим ученикам, что после окончания школы надо еще много учиться, читать книги, пробивать себе путь в науку, никогда не зазнаваться, не останавливаться на достигнутых успехах, самосовершенствоваться.
Лариса Петровна и сама выступала в роли учительницы. К своим ученикам она относилась с необыкновенной любовью и вниманием. Организовывая для детей шевченковские вечера, добивалась серьезного отношения к участию в них, учила с детьми стихи, помогала старшим детям составлять «выступления о жизни Шевченко». Человек с добрым, чувствительным сердцем, непримирима к злу, умный и вдумчивый наставник, она зарекомендовала себя настоящим мастером педагогического дела.
Леся Украинка интересовалась учебно-педагогической литературой, сама создала учебник «Древняя история восточных народов», заключила сборник «Детские игры», выдала песни и сказки Ковельского, Луцкого и Новгород-Волынского уезда Волынской губернии (1902), подготовила сборник «Народные мелодии с голоса Леси Украинки» (издана в 1917 - 1918). Учебник «Древняя история восточных народов» Л. Украинка написала в 19 лет. За ним она собиралась обучать свою младшую сестру Ольгу. В учебнике освещен исторический процесс созидания украинского народа. История трактуется как средство для осознания процесса развития человеческого общества. Леся Украинка пыталась показать истинную сущность древних цивилизаций, несправедливый характер походов Дария, тяжелое положение угнетенных народов. Все эти положения автор преподавала просто и доступно, избегая безапелляционного тона, пытаясь натолкнуть читателя на самостоятельные размышления над историческими фактами. С этой целью она высказывала сомнения относительно достоверности тех или иных источников, призвала к сопоставления причин и закономерностей исторических событий. Учебник опубликован после смерти писательницы в 1918 году без изменений и исправлений.
Цель семейного воспитания Леся Украинка видела в формировании гражданина - борца. В рассказе «Ошибка» она пишет, что для дости жения этой цели надо развивать природные задатки ребенка. Придавая большого воспитательного и развивающего значения детскому чтению, предъявляла высокие требования к подготовке книг для детей как со стороны литературного содержания, так и со стороны полиграфического оформления.
Труд и трудовое воспитание также привлекали внимание Леси Украинки. Сама поэтесса была образцом неутомимого работника. Преодолевая болезнь, он до последних дней не переставала работать, все в ее жизни было неустанным трудом и борьбой. Осознавая решающую роль труда в жизни человеческого общества, она с уважением относилась к простым труженикам, рассказывала в своих произведениях о тяжелой судьбе народных масс, об их непосильный, каторжный труд. В повестях «Увы» и «Над морем», в рассказе «Дружба» Леся Украинка показала, что из малоимущих семей, в которых дети принимали посильное участие в труде, как правило, выходили честные, духовно богатые, трудолюбивые люди, а в богатых семьях не заботились о трудовом воспитании, поэтому нередко там вырастали бездельники и ничтожества.
В рассказе «Дружба» и в статье «Новые перспективы и старые тени» Леся Украинка ставит вопрос о женщине - матери, о необходимости го-тировать ее к обороне своих человеческих и общественных прав. Как широкоосвічена человек она также выступает за образование взрослых, организацию коллективных чтений для народа.
Большое внимание уделяла Леся Украинка воспитанию детей дошкольного возраста. Она писала высокохудожественные произведения для детей и о детях, в которых обнаружила глубокое знание детской психологии. Поэтесса мечтала о всестороннее воспитание детей из народа в условиях нового, справедливого общественного строя. Публиковала произведения для детей в журналах «Звонок», «Молодая Украина». Леся Украинка писала стихи для детей, которые тесно связаны с природой и в которых побеждает жизнерадостный, життєстверджувальний настроение.
Произведения Леси Украинки, которые вошли в сокровищницу украинской детской литературы, одновременно является воспитательным средством. Так, в поэзии «Вишенки» она показывает, как безрассудных детей учит сама природа, которая требует выдержки и терпения. В основе сюжета поэзии «На зеленом пригорке» - мотив ожидания избушки - ребенка на мать - солнце. Образ матери, как солнце - теплый, ласковый, желанный. В поэзии «Мама, идет уже зима» побеждает життєстверджувальний, оптимистичный взгляд. В диалоге между матерью и сыном выясняется, как будут жить животные в холодную зиму. Образцом служит детям оптимизм маленькой птички, которая не боится холода, непогоды. Среди произведений Леси Украинки есть сказки. Фантастическая форма, выдумка смягчает поучительный содержание произведений. Главный герой сказки «Беда научит» - легкомысленный, беззаботный воробей, которому крук дает совет: «Ум, молодче, по дороге не валяется, не так-то легко найти!., пока беды не будешь знать, то ее ума не получишь. Вот тебе моя наука...» На примере мытарств безрассудного воробушка дети учатся прислушиваться к советам старших, опытных людей. «Лелія» опо-ведает о больного мальчика Павлуши и царицу эльфов - Лелею, которая знакомит его с людьми, с жизнью. Интересная поэтическая сказка непринужденно учит детей добру, умению общаться.
Важной педагогической проблемой считала Леся Украинка нехватка литературы для детского чтения. Слишком мало было книг на украинском языке, почти не перекладались русские произведения Тараса Шевченко, Марка Вовчка. В начале 90-х годов она подбирает и редактирует произведения надднепрянских писателей для журнала «Звонок»: «...дети должны получать высокохудожественные произведения на современные и исторические темы, которые 6 способствовали формированию их нравственных понятий, гражданских чувств, эстетических вкусов». Но почувствовав противодействие общественных деятелей, которые определяли направления «Звонка», поэтесса отказалась от участия в журнале.
С целью распространения образования среди взрослых она составила каталог, в котором особое место отводилось популярным брошюрам. В этих брошюрах правдиво освещены отечественную и мировую историю, представлены истинные представления о важнейшие общественные проблемы.
Наследие Леси Украинки является ценным вкладом в сокровищницу украинской и мировой литературы, прогрессивной педагогической мысли. ее философские, социальные и эстетические взгляды сыграли большую роль в борьбе за развитие национального образования.