Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ПАМЯТЬ

Разновидности памяти

В зависимости от того, что запоминают и воспроизводят, различают по содержанию четыре вида памяти: образную, эмоциональную, двигательную и словесно-логическую.

Суть ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ - в запоминании образов, представлений конкретных предметов, явлений, их свойств и наглядно данных связей и отношений между ними.

В зависимости от того, какими анализаторами человек воспринимает объекты во время их запоминания, образная память бывает зрительной, слуховой, тактильной, нюховою т.д. Физиологической основой образной памяти являются временные нервные связи першосигнального характера. Однако в ней участвует также вторая сигнальная система. Язык является средством осознания человеком его чувственного опыта.

Образная память - это память на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные образы. В ней хранятся картины окружающего мира, звуки, запахи, которые когда-то воспринимала человек. Образы, которые содержатся в памяти, со временем трансформируются: упрощаются, теряют яркость, становятся более обобщенными, на первый план выходят существенные признаки материала, а подробности стираются. Меньше всего изменений претерпевают необычные зрительные образы.

В памяти могут храниться не только предметные образы восприятия, но и беспредметные образы, связанные с пережитыми ощущениями. Человек может, например, представить себе просто синий цвет, или звук определенного тона, или ощущение зубной боли, или кислый вкус.

Образная память в основном проявляется у детей и подростков, но является важной для некоторых профессий. У взрослых ведущим видом памяти, как правило, является словесно-логическая.

Исключением среди других есть ейдетичні образы, которые хранятся в памяти без изменений, не теряя яркости и четкости.

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ память заключается в запоминании мыслей, понятий, суждений, умозаключений, которые отражают существенные связи и отношения предметов и явлений, их общие свойства.

В отличие от образной, двигательной и эмоциональной памяти, которая есть и у животных, словесно-логическая память является специфически человеческой памятью на мысли, суждения, закономерности и связи между предметами и явлениями действительности. Этот вид памяти основывается на совместной деятельности первой и второй сигнальных систем.

Словесно-логическая память тесно связана с речью и мышлением. Она формируется вместе с ними и достигает своего завершенного вида позже от двигательной, эмоциональной и образной. С помощью словесно-логической памяти можно сохранять и воспроизводить вербальную информацию. Возможно и дословное запоминание текстов и запоминание только их содержания - тогда воспроизведения является реконструкцией текста, переходом от обобщенных характеристик материала деталей.

Впоследствии следы в словесно-логической памяти несколько трансформируются, угасают, но в целом признак этого вида памяти - точность и зависимость от воли человека.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ проявляется в запоминании и воспроизведении человеком своих движений. Она является основой формирования различных умений и навыков, усвоение устной и письменной речи, комплексов движений и т.д.

В двигательной памяти хранятся схемы различных движений и их комбинаций, которые образуют двигательные навыки, обеспечивающие автоматизированость действий в типовых или повторяющихся ситуациях. Именно двигательная память дает нам возможность думать о чем-то постороннем тогда, когда мы открываем двери собственной квартиры.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ заключается в запоминании и воспроизведении человеком своих эмоций и чувств.

Запоминают не так эмоции, как предметы и явления, которые их вызывают. Память на эмоции и чувства имеющаяся уже у полугодовалого ребенка и достигает полного расцвета в три-пять лет. Воспоминания детства зачастую связаны с глубокими переживаниями. В целом яркие, эмоционально насыщенные события могут храниться в памяти очень долго. Нужно отметить, что запоминается прежде всего эмоционально окрашенная информация.

Все виды или компоненты памяти тесно связаны друг с другом, поскольку они являются составляющими единого, целостного поведенческого акта. У человека три компоненты можно вызвать с помощью слова.

По времени хранения информации различают мгновенную (сенсорную), кратковременную и долговременную память. Они различаются и по способу отображения получаемой извне информации, и по времени сохранения, а также за теми функциями, которые каждая из них выполняет в процессах памяти человека. Три формы памяти являются не только формами, но и этапами обработки информации в процессе ее хранения.

Следовательно, память человека состоит из трех блоков, которые работают с целью сохранения информации как единое целое. Схема связи между ними имеет примерно такой вид.

Мгновенная, или сенсорная память - это память тех сенсорных органов, на которые поступила информация. Образ, который возник в результате возбуждения рецепторов каким-то единичным воздействием, не исчезает сразу, а существует в той же форме, в которой возник, постепенно угасая в пределах одной секунды для зрительной системы и гораздо дольше для слуховой. Изображение и дальше будто стоит перед глазами, а звук звучит в ушах, несмотря на то, что стимул уже исчез.

В МГНОВЕННОЙ ПАМЯТИ информация сохраняется очень короткое время (от 0,3 до 2 секунд) и фиксирует отражение действительности на уровне рецепторов.

Мгновенная память обеспечивает сохранение образа, который воспринимаем во время мигания и движений глазами и под влиянием других факторов. Иначе говоря, мгновенная память обеспечивает слитное, а не разорванное восприятие мира, а также предметность восприятия.

КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ является хранилищем, в котором происходит «работа» не только с той информацией, поступившей от сенсорных органов, но и с той, которую извлекают из долговременной памяти.

Кратковременная память - это память, которая обслуживает текущую работу с образами, понятиями и словами.

Время сохранения материала в кратковременной памяти - около 30 секунд. В случае повторения материала в пределах этого времени он может храниться в ней гораздо дольше.

Объем кратковременной памяти составляет 7±2 единицы хранения. Под единицами здесь понимают не только отдельные буквы, цифры или звуки, но и их группы. Итак, чтобы запомнить большее количество элементов, их можно объединить в группы, однако все-таки с увеличением количества элементов, входящих в группу, число групп, которые хранятся в кратковременной памяти, уменьшается.

Структурирование входящей информации не сводится только к группировке, это сложный процесс ее преобразования, в котором принимают участие образные, языковые и смысловые компоненты. В кратковременной памяти происходит перекодировка формы входной информации из образной на языковую. Под кодом понимают форму представления информации. Доминирующим кодом кратковременной памяти является слуховой. Это означает, что зрительные образы человека в кратковременной памяти перекодируются (в звуки речи и в такой форме кратковременная память ими оперирует.

Кратковременная память сохраняет информацию, которая поступает к нему с мгновенной и долговременной памяти. Эта память не имеет разновидностей по модальностью и сохраняет то, на что направлено внимание человека. Объем кратковременной памяти ограничен.

Особым видом кратковременной памяти является ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ, которая обеспечивает запоминание и воспроизведение оперативной информации, нужной для использования в текущей деятельности.

Например, содержание в мнении координат военного объекта во время нанесения его на карту, передачи сигналов и информации от одного объекта к другому; вызов оператором междугородной связи абонента для переговоров и т.д. Оперативная память задействована в детской игре в «испорченный телефон».

ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ ограничена по объему и длительности хранения информации возрастом человеческой жизни. Это основное хранилище опыта человека.

В него поступает материал из кратковременной памяти, но он не находится там в неизменном-виде. Этот материал непрерывно преображается: обобщается, классифицируется, объединяется в смысловые группы.

Если в кратковременной памяти мы живем, то долговременная память хранит знания, которые придают смысл нашему непосредственному существованию (Г. Соло).



В долговременной памяти хранятся:

• пространственная модель мира, представленная здесь в виде определенных структур, которые соответствуют образам нашего дома, города, страны и всей планеты;

• знания о законах, устройстве мира и свойства объектов;

• наши представления о людях, самих себя, социальные нормы и жизненные ценности;

• моторные навыки, например, звуковой и письменной речи, одевания, езды на велосипеде, умение решать задачи в различных отраслях деятельности;

• навыки понимания речи или интерпретации достижений в области живописи, музыки и т.д.;

• планы и программы будущей деятельности.



Информация в долговременной памяти организована определенным образом. Существует существенное отличие в организации информации личного и отвлеченного характера. В связи с этим было предложено даже говорить о двух видах долговременной памяти - эпизодическая и семантическая.

В эпизодической памяти хранятся закодированные события, привязанные к определенному времени, информация о том, как выглядели те или иные вещи, когда мы их видели. В этой памяти содержится всевозможная автобиографическая информация. Остальные информации вне личного характера сохраняется в семантической памяти - это, во-первых, факты и знания, не связанные с личными переживаниями в определенном месте и времени, и, во-вторых, все, что нам нужно, чтобы пользоваться языком.

Информация в долговременной памяти хранится в разных кодах - визуальном, акустическом и семантическом. Доминирующим кодом является семантический, то есть основанный на смысловом сортировке материала.

Время сохранения информации в долговременной памяти ограничен человеческой жизнью.

За целью деятельности, к которой привлечено запоминания, различают непроизвольную и произвольную память.

НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ является продуктом деятельности, не направленной непосредственно на запоминание этого материала. Удержание и воспроизведение материала происходит без цели его удержать или воспроизвести.

Этот вид памяти возникает в раннем детстве и обслуживает процесс приобретения ребенком определенных навыков. Непроизвольная память является основой для возникновения произвольной, что начинает развиваться гораздо позже, и совершенствуется во взаимодействии с ней.

ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ является продуктом особой мнемічної деятельности, направленной на запоминание.

Эта деятельность имеет мнемічну цель, совокупность мнемических действий, часто сопровождается волевыми усилиями.

Автобиографическая память. В 1976 г. Д. Робинсон ввел понятие автобиографической памяти. Автобиографическая память является сложными ментальными репрезентациями сцен, категорий и т.п., которые имеют личную причастность к индивиду. Автобиографическая память является частью эпизодической памяти.

Метапам'ять. Метапам'яттю называют память о свою память. Понятие метапам'яті ввел В. Шнейдер как знания о процессах, относящихся к памяти.