18 В чем заключаются психологические основы политического поведения?
Политическое сознание состоит не только из идеологии, но и по психологии. Высокая эмоциональная напряженность в обществе, обусловленная общей психологией, делает ее непосредственным фактором, мотивом поведения и деятельности людей.
Как самостоятельная отрасль знаний политическая психология сформировалась сравнительно недавно. Лишь в 1968 г. в Американской ассоциации политических наук было официально создано отделение политической психологии. Это прежде всего связано с политизацией общества и психологізацією политики, что все растут. Предметом новой науки стало изучение психологических компонентов политического поведения человека, что дало возможность применить психологические знания к объяснению политики.
К особенностям политической психологии можно отнести то, что она формируется в процессе непосредственной политической активности субъекта, быстро меняется под влиянием новых политических обстоятельств, ведущую роль в ней играют чувственные и эмоциональные элементы сознания.
Рассмотрим бинарные позиции психологических свойств социумов. Первая позиция: экстраверсия - интроверсия. Для экстраверсии характерны открытость, стремление к диалогу, инициативность, смелость, потребность в самовыражении и стремление славы. Для интроверсии, наоборот, закрытость, ориентация на собственные силы, миролюбие, склонность к избеганию конфликтов, стремление изменить себя, а не обстоятельства.
Вторая позиция: сенсорность - интуитивность. Сенсорность - это склонность к уже апробированных способов решения проблем, стремление совершенствовать, а не создавать новые модели. Интуитивность - стремление радикально изменить действительность, опираясь на интуицию, без достаточно продуманного плана.
Третья позиция: екстернальність - интернальность. Признаками экстернальности является поиск причин неудач не в себе, а в других, желание любым способом избежать ответственности, нетерпимость, выжидания. Интернальность - это последовательность и индивидуальная ответственность, толерантность, самокритичность, дисциплинированность, удовлетворенность своим трудом и жизнью в целом.
Четвертая позиция: рациональность - иррациональность. Рациональность предполагает способность к аналитическому восприятию реалий, неукоснительное выполнение социальных норм, установку на конкретные дела. Если доминируют эмоции и чувства, а не логическое обоснование, если критерии оценок имеют этический характер (хорошо - плохо, честно - нечестно), то преобладает иррациональность.
И последняя, пятая позиция: интенциональность - екзекутивність. Первая характеризует личности сильные, волевые, способные к самодисциплине, порядка, строгого соблюдения социальных норм. Вторая заключается в умеренности в действиях, лиричности, непредсказуемости, апатичности, наивности, потребности в сильном союзнике. Иногда выделяют еще одну позицию: мужское - женское.
Присущие каждой из этих бинарных позиций свойства является своеобразным основой социокультурной истории. Доминирование в психокультурі социума какой-то одной из них обусловливает соответствующий характер, своеобразие социума, то есть общества, сообщества, лица. Совокупность доминирующих установок характеризует социальную психику общества - менталитет как усвідомлювану часть психокультуры и неосознаваемую метакультуру конкретной социальной общности.
Каким образом знание определенной позиции влияет на понимание сущности политической психологии в жизни общества? Например, екстраверсійне общество характеризуется открытостью, динамизмом, образцы для подражания оно берет извне, из других социумов и культур (США, Польша). Национальный характер такого общества более прямолинейный. Дух народа беспокойный, однако без чрезмерной рефлексии, ему присущи любовь к славе и внешнего самовыражения, склонность к риску и импульсивность, высокая контактность и культура общения. Обществам, ориентированным на інтроверсійну позицию, свойственные прежде всего закрытость (Великобритания, Индия, Китай). Народы самобытны, способны оставаться самими собой при любых обстоятельствах. В таких обществ следует отнести и Украину.
Нельзя обойти и психологии толпы - неструктурированного собрание людей, объединенных общим эмоциональным состоянием и общим объектом внимания, однако лишенных четко усвідомлюваної цели. В чем особенности психологии толпы? Во-первых, толпа «растворяет» сознательную личность, интеллектуальное начало человека угасает и пробуждается эмоциональное, обусловлено инстинктами. Во-вторых, в толпе исчезает индивидуальное чувство ответственности, а также страх как источник совести. Участниками толпы овладевает нетерпимость, стремление поиска врагов, немедленной расправы. В-третьих, взаємонавіювання предоставляет большой толпы деструктивной энергии, склонности к произволу, агрессии.