Раздел II
Культура Киевской
Руси
ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ, ПОВЕСТВУЮЩИЕ О
РУСЬ И РУСИЧЕЙ
Летописи и летописные своды периода Киевской
Руси доносят до нас дыхание времени и живые голоса свидетелей и участников событий.
Отдельные из них говорят беспристрастно, на языке фактов, некоторые исторические события
накладывает свои оценки, собственное видение явлений или исторических лиц. А значит мы
читаем не только летопись, но и видим портрет историка, что, бесспорно, расширяет
нашу информацию о прошлом.
История нашей Родины не может
похвастаться очень древними летописными и литературными памятниками. До недавнего времени в
обращения были в основном как единственно достоверные и неоспоримые исторические источники Геродота, Плиния, Павсания, Прокопия, Иордана
и Нестора, другие же обходили молчанием. Так, в частности, известная широкому научному
общественности за рубежом “Влесова книга” была проработана славістами Франции, Англии,
Германии, США,
Канады. По ней вышли основательные
исследования, а в бывшем Советском Союзе встречались только реплики критического содержания в периодике.
“Влесова книга”, а точнее, дощечки,
на которых ее было написано, нашел полковник Изенбек в 1919 г. на территории
Украины в имении Задонских, что находился в Большом Бурлюку Харьковской
губернии. Подобраны и сохранены полковником Изенбеком в имении ограбленному
дощечки совершили путешествие через Киев, Прагу, Берлин, Париж и остановились в
Бельгии. Там их исследовал Ю. Миролюбов - химик, поэт, писатель и историк,
котором Изенбек показал их при разговоре о поисках сюжета для написания повести
о славянах. Ю. Миролюбова эти дощечки заинтересовали, точнее, захватили, и изучению
их он отдал 14 лет: переписал каждую дощечку и сделал попытку дешифровать.
Частично это удалось. Словно чувствуя, что на дощечки ожидает очередное
испытания, Ю. Миролюбов переслал копии в музей Русского искусства в
Сан-Франциско. Секретарем музея в то время был генерал
Куренков, псевдоним - А. Кур. Он стал первым исследователем текстов дощечек и
сделал первые публикации 1954 г. в газете “Жар-птица”. Итак, через 35 лет
после находки в нашей стране узнали о существовании этого памятника.
Над “Влесовою книгой” работали С.
Лесной (проф.
Парамонов, книга “Русь,
откуда ты пришла?”, 1959), Лазаревич,
Соколов, Качур; Кірніч
сделал перевод на украинском языке, а В. Шаян издал в Гамильтоне (Канада) труд
“Вера наших предков” (1987), в которой исследовал этот памятник истории славян. Сами
же дощечки после смерти Изенбека в 1941 г. исчезли в бурях Второй мировой войны.
Много исторических хроник говорили
о народах, населявших Украину: “Эти варвары были неграмотные и высшая благодать, которую им оказало христианство -
письменность”. Этот тезис активно разрабатываются и сегодня. В частности, академик Д.
Лихачев в статье “Тысячелетие культуры” (Альманах библиофила. - М., 1989. - Вып. 26)
твердит: “Я думаю, что с крещения Руси вообще можно
начинать историю русской культуры. Как и украинской, и белорусской. Но
характерные черты русской, белорусской и украинской культуры -
восточнославянской культуры Древней Руси - восходят к тому времени, когда христианство
изменило язычество.
Христианство - письменная религия,
приобщила Русь к высокоразвитой мифологии, к истории европейских и
малоазиатских стран.
С варварской страны на краю света
вдруг появилась
государство с мировым
культурой, мировой религией, и сразу это было ознаменовано расцветом
древнерусской культуры”.
Как видим, уважаемый академик или не
видел или не хотел видеть того, что в дохристианскую пору Украина-Русь уже имела
не только мифологию, как в древних Греции и Риме, но и религию, которая не
уступала христианству, а точнее, соответствовала его основным постулатам, а не
догматам его последователей.
Алфавит “Влесовой книги” имеет
характерные особенности. Это не кириллица и глаголица. Профессор Парамонов
делает попытку ввести новый термин, назвав этот шрифт влесовицею. “Влесова
книга” отодвигает известную нам историю по крайней мере на 1500 лет вглубь. Кроме
исторических хроник, которые представлены в книге и достаточно легко накладываются на историческую
канву, в ней заложен целый ряд моральных норм и правил наших предков. Вот
одно из них: “Нужно молиться и умываться по 5 раз на день, чтобы в чистом теле
был здоровый дух, и нужно защищать землю предков, которые смотрят на нас с неба”.
Мы находим даты, которые позволяют
“привязаться” к определенным историческим событиям: “Наш народ отправился в Карпатских
гор, где и жил в течение 500 лет. А потом вернулся на берега реки Непра (Днепра),
где жил 300 лет до прихода готов... Это произошло за 1300 лет до Германариха”.
Вождь готов хорошо известен в истории. В тексте дощечки 1В речь идет о захватчика
Ізви, констатируется, что “мы сильны только тогда, когда объединяем наши силы”.
Призыв к единению - постоянная тезис, который звучит в славянских памятниках.
На дощечке 7Е приводится интересное
свидетельство о племенах, которые, объединившись, создали первую русскую державу -
Киевскую Русь. Речь идет также о племенах братьев и их помощь, в том числе
вооруженную, для отпора поработителям. Здесь же находим сведения об экспансии
греков северного Причерноморья, которые, начав с торговли, закончили тем, что
“появились с многочисленной вооруженной молодежью” и прогнали прочь русичей (молодежь -
синоним армии). Так было оккупировано Сурож и побережья Синего (Черного) моря.
Греки об этом также написали, но по-другому, за ними были готы, которые “оказывали нам
зло”, гунны, которые “хотели воровать наш скот и забирать наших людей”, варяги,
“которых никто не приглашал”. Это несколько иной взгляд на отечественную историю.
“Влесова книга” - незаурядный памятник славян, которая
ждет своего исследователя в Украине, там, где она была создана.
Следующие по значению летописные
памятники и своды: “Слово о законе и благодати” митрополита
Илариона, которое стало своеобразной основой русского летописания; широкоизвестная
“Повесть временных лет”, что в определенной мере обобщила все известные на то время
памятники и свидетельства о том, “откуда пошла земля русская”; Галицко-Волынский
летопись, который освещает события с середины 1205 г. до зимы 1290 г.; “Киево-Печерский патерик” - сборник рассказов, а
точнее, исторических хроник об учреждении и первые годы деятельности и жития
святых, связанных с Киево-Печерской лаврой. Интересные данные, где подтверждается
много исторических событий, изложенные в книге В. Высоцкого “Граффити Софии Киевской”.
Это научное исследование дало возможность уточнить большое количество исторических дат
и событий, происходивших в IX-XII вв.