Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ

Раздел II

Культура Киевской Руси

 

ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ, ПОВЕСТВУЮЩИЕ О РУСЬ И РУСИЧЕЙ

 

Летописи и летописные своды периода Киевской Руси доносят до нас дыхание времени и живые голоса свидетелей и участников событий. Отдельные из них говорят беспристрастно, на языке фактов, некоторые исторические события накладывает свои оценки, собственное видение явлений или исторических лиц. А значит мы читаем не только летопись, но и видим портрет историка, что, бесспорно, расширяет нашу информацию о прошлом.

История нашей Родины не может похвастаться очень древними летописными и литературными памятниками. До недавнего времени в обращения были в основном как единственно достоверные и неоспоримые исторические источники Геродота, Плиния, Павсания, Прокопия, Иордана и Нестора, другие же обходили молчанием. Так, в частности, известная широкому научному общественности за рубежом “Влесова книга” была проработана славістами Франции, Англии, Германии, США, Канады. По ней вышли основательные исследования, а в бывшем Советском Союзе встречались только реплики критического содержания в периодике.

“Влесова книга”, а точнее, дощечки, на которых ее было написано, нашел полковник Изенбек в 1919 г. на территории Украины в имении Задонских, что находился в Большом Бурлюку Харьковской губернии. Подобраны и сохранены полковником Изенбеком в имении ограбленному дощечки совершили путешествие через Киев, Прагу, Берлин, Париж и остановились в Бельгии. Там их исследовал Ю. Миролюбов - химик, поэт, писатель и историк, котором Изенбек показал их при разговоре о поисках сюжета для написания повести о славянах. Ю. Миролюбова эти дощечки заинтересовали, точнее, захватили, и изучению их он отдал 14 лет: переписал каждую дощечку и сделал попытку дешифровать. Частично это удалось. Словно чувствуя, что на дощечки ожидает очередное испытания, Ю. Миролюбов переслал копии в музей Русского искусства в Сан-Франциско. Секретарем музея в то время был генерал Куренков, псевдоним - А. Кур. Он стал первым исследователем текстов дощечек и сделал первые публикации 1954 г. в газете “Жар-птица”. Итак, через 35 лет после находки в нашей стране узнали о существовании этого памятника.

Над “Влесовою книгой” работали С. Лесной (проф. Парамонов, книга “Русь, откуда ты пришла?”, 1959), Лазаревич, Соколов, Качур; Кірніч сделал перевод на украинском языке, а В. Шаян издал в Гамильтоне (Канада) труд “Вера наших предков” (1987), в которой исследовал этот памятник истории славян. Сами же дощечки после смерти Изенбека в 1941 г. исчезли в бурях Второй мировой войны.

Много исторических хроник говорили о народах, населявших Украину: “Эти варвары были неграмотные и высшая благодать, которую им оказало христианство - письменность”. Этот тезис активно разрабатываются и сегодня. В частности, академик Д. Лихачев в статье “Тысячелетие культуры” (Альманах библиофила. - М., 1989. - Вып. 26) твердит: “Я думаю, что с крещения Руси вообще можно начинать историю русской культуры. Как и украинской, и белорусской. Но характерные черты русской, белорусской и украинской культуры - восточнославянской культуры Древней Руси - восходят к тому времени, когда христианство изменило язычество.

Христианство - письменная религия, приобщила Русь к высокоразвитой мифологии, к истории европейских и малоазиатских стран.

С варварской страны на краю света вдруг появилась государство с мировым культурой, мировой религией, и сразу это было ознаменовано расцветом древнерусской культуры”.

Как видим, уважаемый академик или не видел или не хотел видеть того, что в дохристианскую пору Украина-Русь уже имела не только мифологию, как в древних Греции и Риме, но и религию, которая не уступала христианству, а точнее, соответствовала его основным постулатам, а не догматам его последователей.

Алфавит “Влесовой книги” имеет характерные особенности. Это не кириллица и глаголица. Профессор Парамонов делает попытку ввести новый термин, назвав этот шрифт влесовицею. “Влесова книга” отодвигает известную нам историю по крайней мере на 1500 лет вглубь. Кроме исторических хроник, которые представлены в книге и достаточно легко накладываются на историческую канву, в ней заложен целый ряд моральных норм и правил наших предков. Вот одно из них: “Нужно молиться и умываться по 5 раз на день, чтобы в чистом теле был здоровый дух, и нужно защищать землю предков, которые смотрят на нас с неба”.

Мы находим даты, которые позволяют “привязаться” к определенным историческим событиям: “Наш народ отправился в Карпатских гор, где и жил в течение 500 лет. А потом вернулся на берега реки Непра (Днепра), где жил 300 лет до прихода готов... Это произошло за 1300 лет до Германариха”. Вождь готов хорошо известен в истории. В тексте дощечки 1В речь идет о захватчика Ізви, констатируется, что “мы сильны только тогда, когда объединяем наши силы”. Призыв к единению - постоянная тезис, который звучит в славянских памятниках.

На дощечке 7Е приводится интересное свидетельство о племенах, которые, объединившись, создали первую русскую державу - Киевскую Русь. Речь идет также о племенах братьев и их помощь, в том числе вооруженную, для отпора поработителям. Здесь же находим сведения об экспансии греков северного Причерноморья, которые, начав с торговли, закончили тем, что “появились с многочисленной вооруженной молодежью” и прогнали прочь русичей (молодежь - синоним армии). Так было оккупировано Сурож и побережья Синего (Черного) моря. Греки об этом также написали, но по-другому, за ними были готы, которые “оказывали нам зло”, гунны, которые “хотели воровать наш скот и забирать наших людей”, варяги, “которых никто не приглашал”. Это несколько иной взгляд на отечественную историю.

“Влесова книга” - незаурядный памятник славян, которая ждет своего исследователя в Украине, там, где она была создана.

Следующие по значению летописные памятники и своды: “Слово о законе и благодати” митрополита Илариона, которое стало своеобразной основой русского летописания; широкоизвестная “Повесть временных лет”, что в определенной мере обобщила все известные на то время памятники и свидетельства о том, “откуда пошла земля русская”; Галицко-Волынский летопись, который освещает события с середины 1205 г. до зимы 1290 г.; “Киево-Печерский патерик” - сборник рассказов, а точнее, исторических хроник об учреждении и первые годы деятельности и жития святых, связанных с Киево-Печерской лаврой. Интересные данные, где подтверждается много исторических событий, изложенные в книге В. Высоцкого “Граффити Софии Киевской”. Это научное исследование дало возможность уточнить большое количество исторических дат и событий, происходивших в IX-XII вв.