Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ФИНАНСЫ

Модуль 2

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ СФЕР И ЗВЕНЬЕВ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

РАЗДЕЛ 6

БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

 

6.4. Перспективные направления реализации бюджетной политики Украины

 

Бюджетная политика Украины и среднесрочную перспективу должна быть направлена на формирование благоприятного макроэкономической среды и экономического роста в Украине.

В этом контексте основными задачами бюджетной политики являются:

- обеспечение реальной сбалансированности бюджета;

- выполнение программ энергосбережения;

- содействие развитию предпринимательской деятельности;

- совершенствование механизмов социального страхования;

- обеспечение реализации социальных гарантий и социальной защиты уязвимых слоев населения.

Основными факторами макроэкономической стабильности и постепенного экономического роста должны стать предполагаемые умеренные инфляционные процессы, стабильная монетарная, бюджетная и долговая политика и жесткая финансовая дисциплина.

Приоритетными задачами и главными параметрами бюджетной политики на краткосрочную перспективу имеют стать:

1) создание равных условий для развития реального сектора экономики и достижение макроэкономической стабильности:

- сохранение доли перераспределения ВВП через сводный бюджет на достаточном уровне;

- совершенствование правовой системы и определения правовых механизмов выполнения задач Правительства, связанных с достижением сбалансированности бюджета;

- защита экономических интересов государства путем усиления борьбы с контрабандой и нарушением таможенных правил;

- определение дефицита Государственного бюджет Украины на уровне, который не превышает 2 % ВВП, который будет финансироваться преимущественно за счет источников, не связанных с внутренними и внешними заимствованиями (поступлений от приватизации);

- удержание объема государственного долга относительно ВВП на экономически безопасном уровне;

- совершенствование системы финансового обеспечения топливно-энергетического комплекса, угольной промышленности, путем оптимизации расходов и повышения эффективности использование бюджетных средств, привлечение негосударственных инвестиций, в том числе через приватизацию предприятий угольной промышленности;

- государственная поддержка внедрения энергосберегающих технологий и развития альтернативных видов топлива, направленных на сокращение потребления традиционных видов энергоносителей и осуществление эффективных мер по реформированию жилищно-коммунального хозяйства;

- развитие минерально-сырьевой базы, в частности создание благоприятных условий для геологического изучения недр для максимального обеспечения отраслей экономики собственным минеральным сырьем;

- законодательное решение вопросов относительно внесения изменений или приостановления действия законов, исполнение которых не обеспечено финансовыми ресурсами или приводит к потерям доходов бюджета в ближайшей перспективе;

- обеспечение прозрачности приватизации государственного имущества путем применения механизма продажи активов государства только на открытых аукционах, разработка и внедрение механизма направления поступлений от приватизации государственного имущества, прежде всего на осуществление инвестиций в сферу энергосбережения и расходов развития;

- совершенствование методологии утверждение финансовых планов государственных предприятий и определение объема доходов бюджет управления государственными корпоративными правами, введение публичного отчета о выполнении указанных планов;

- совершенствование системы государственных закупок, в том числе в части проведения тендерных процедур закупок, создание одинаковых условий для субъектов хозяйствования по выполнению государственного заказа;

- уход от практики перекрестного субсидирования потребителей услуг и отраслей, постепенное приведение тарифов на электроэнергию и цен на природный газ, тарифов на жилищно-коммунальные услуги для всех категорий потребителей до экономически обоснованного уровня вместе с совершенствованием системы адресной поддержки населения;

- расширение базы и выравнивание условий налогообложения вследствие отмены льгот;

- совершенствование системы налогообложения подакцизных товаров с учетом требований к ее эффективности, которая основывается на оптимальном количестве подакцизных товаров, использовании экономически обоснованного уровня и структуры ставок и будет понятной в администрировании;

- совершенствование упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства;

- унификация лицензий, разрешений, сертификатов с целью уменьшения стоимостного нагрузки на субъектов предпринимательской деятельности;

- совершенствование процедуры продажи через открытые аукционы земельных участков несельскохозяйственного назначения вместе с расположенными на них объектами приватизации;

- установления обоснованной зависимости ставок (размеров) рентных платежей и платежей за пользование природными ресурсами от цен на них и повышение роли указанных платежей в системе налогообложения;

- замена механизма привлечения средств под государственные гарантии для финансирования инвестиционных проектов прямыми заимствованиями;

- законодательное урегулирование вопросов погашения просроченной задолженности юридических лиц перед государством по кредитам, привлеченным государством или под государственные гарантии;

- реализация внешней политики с учетом необходимости активизации двух - и многостороннего сотрудничества, в частности в сфере обеспечения евроатлантической и европейской интеграции, защиты прав и интересов украинских граждан и субъектов хозяйствования за рубежом;

- оптимизация всех видов государственной поддержки агропромышленного комплекса и приведения системы субсидирования и поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствие с нормами ВТО и ЕС;

- создание благоприятных условий для развития партнерских отношений государства и частного сектора в сфере строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации автомобильных дорог общего пользования;

- продолжение земельной реформы, в частности проведение нормативной денежной оценки земель, их инвентаризации;

- создание нормативно-правовой базы для выполнения в Украине требований Рамочной конвенции ООН об изменении климата и эффективной реализации механизмов Киотского протокола к ней;

- совершенствование государственной системы контроля за соблюдением требований природоохранного законодательства;

2) обеспечение реализации справедливой государственной политики относительно социальной защиты и социального обеспечение населения:

- повышение размеров минимальной заработной платы;

- увеличение собственных доходов целевых социальных фондов путем расширения базы начисления страховых взносов, в частности внедрения на все виды заработной платы и денежного обеспечения с одновременным реформированием и легализацией заработной платы во всех отраслях;

- законодательное урегулирование вопросов внедрение единого порядка назначения и перерасчета пенсий для всех категорий пенсионеров;

- создание нормативно-правовой базы для введения единой системы оплаты труда работников бюджетных учреждений и предприятий государственного сектора экономики, включая внедрение почасовой ставки и единой тарифной сетки, совершенствование системы денежного обеспечения военнослужащих (лиц начальствующего и рядового состава), предусматривает замену неэффективной системы надбавок и доплат на повышение стимулирующей роли должностных окладов, окладов за воинские (специальные) звания путем их унификации;

- введение единого социального взноса с одновременным уменьшением размера общей ставки страховых взносов в зависимости от финансовых возможностей фондов социального страхования и государственного бюджета, а также администрированием его Пенсионным фондом Украины;

- согласование перечня и объема льгот по доходам граждан, внедрения системы учета льготных категорий граждан и соответствующее усовершенствование нормативно-правовой базы предоставления социальных услуг населению;

- повышение дифференцированных уровни обеспечения прожиточного минимума для назначения государственной социальной помощи малообеспеченным семьям в зависимости от их отнесения к социальным группам;

- пересмотр критериев для отнесения территорий к категории загрязненных вследствие Чернобыльской катастрофы и их статуса;

- повышение роли страховых принципов в солидарной системе пенсионного обеспечения, что предполагает дальнейшее углубление дифференциации размеров пенсионных выплат в зависимости от страхового стажа и уплаченных взносов;

- выполнение программы строительства и приобретение жилья для граждан, в том числе с привлечением механизма долгосрочного ипотечного кредитования и государственной поддержки сооружение социального жилья, реформирования жилищного обеспечения работников государственного сектора экономики;

3) реформирование бюджетной сферы:

- приведение количества главных распорядителей бюджетных средств в соответствие с основными государственными функциями с учетом подчиненности и координации отдельных органов государственной власти;

- сохранение практики определения в законе о государственном бюджете защищенных статей расходов, в первую очередь социального характера;

- увеличение объема капитальных расходов;

- реформирование отрасли охраны здоровья, в частности, в направлении создания условий перехода к системе медицинского страхования и конкурентных условий в предоставлении таких услуг с законодательным определению понятий «медицинские услуги», «медицинская помощь» и «платная медицинская услуга»;

- разработка методики определения объема гарантированной медицинской помощи за счет государственных средств;

- реформирование отрасли высшего образования, в частности путем проведения подготовки и осуществления перехода от содержание высших учебных заведений на систему оплаты государственного заказа на подготовку специалистов на договорной и конкурсной основе с одновременным предоставлением таким заведениям большей экономической самостоятельности (отмена статуса бюджетных учреждений);

- совершенствование структуры бюджетных расходов на науку, а также номенклатуры и объемов государственного заказ на научно-технические разработки в условиях перехода экономики Украины на инновационную модель развития;

- совершенствование системы стратегического и оборонного планирования с целью продолжения реформирования Вооруженных Сил;

- развитие природно-заповедного дела;

- увеличение финансовой самодостаточности бюджетов территориальных общин путем дальнейшей децентрализации управления бюджетными средствами, предусматривающий передачу им государственных полномочий и соответствующих бюджетных ресурсов из центрального и областного уровней, расширения налоговой базы этих бюджетов;

- совершенствование критериев предоставления поддержки из государственного бюджета местным бюджетам;

- оптимизация государственных целевых программ с учетом общегосударственных приоритетов и необходимости обеспечение финансовыми ресурсами выполнения основных задач главного распорядителя бюджетных средств;

- проведение модернизации финансового сектора экономики, в частности реформирование казначейского исполнения бюджета, совершенствования процедуры составления и выполнения государственного и местных бюджетов, усиление ответственности главных распорядителей бюджетных средств за взятые бюджетные обязательства, полный переход на казначейское обслуживание таких распорядителей, повышение качества управления бюджетными средствами путем внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины;

- проведение предприятиями государственной формы собственности, главными распорядителями бюджетных средств инвентаризации учреждений социально-культурной сферы, находящихся в их подчинении, внесение предложений по их приватизации и передачи в собственность жилых фондов;

- передача ведомственных учреждений и функций по выполнению программ здравоохранения, образования, культуры соответствующим центральным органам исполнительной власти, которые реализуют государственную политику в соответствующих отраслях, и местным органам исполнительной власти;

- продолжение работы по выполнению программы передачи военных городков и других объектов социально-культурного сферы к коммунальной собственности;

- проведение реформирования государственной службы охраны при МВД;

- предоставление льгот по плате за землю военными формированиями с учетом эффективного и целевого использования земельных ресурсов.

Итак, как видим, перед государством стоят достаточно сложные задания. их реализация зависит от формирования эффективной и сбалансированной бюджетной политики. Это означает, что формирование государственных доходов должно не только решать проблему финансирования государственных расходов, но и соответствовать целям, которые определяются функциями государства в условиях рыночной экономики.