Модуль 2
ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ СФЕР И ЗВЕНЬЕВ
ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
РАЗДЕЛ 6
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
6.4. Перспективные направления реализации
бюджетной политики Украины
Бюджетная политика Украины и
среднесрочную перспективу должна быть направлена на формирование благоприятного
макроэкономической среды и экономического роста в Украине.
В этом контексте основными
задачами бюджетной политики являются:
- обеспечение реальной
сбалансированности бюджета;
- выполнение программ
энергосбережения;
- содействие развитию
предпринимательской деятельности;
- совершенствование механизмов
социального страхования;
- обеспечение реализации
социальных гарантий и социальной защиты уязвимых слоев населения.
Основными факторами макроэкономической
стабильности и постепенного экономического роста должны стать предполагаемые
умеренные инфляционные процессы, стабильная монетарная, бюджетная и долговая политика и
жесткая финансовая дисциплина.
Приоритетными задачами и
главными параметрами бюджетной политики на краткосрочную перспективу имеют
стать:
1) создание равных условий для
развития реального сектора экономики и достижение макроэкономической
стабильности:
- сохранение доли перераспределения
ВВП через сводный бюджет на достаточном уровне;
- совершенствование правовой системы
и определения правовых механизмов выполнения задач Правительства, связанных с
достижением сбалансированности бюджета;
- защита экономических интересов
государства путем усиления борьбы с контрабандой и нарушением таможенных правил;
- определение дефицита Государственного
бюджет Украины на уровне, который не превышает 2 % ВВП, который будет финансироваться
преимущественно за счет источников, не связанных с внутренними и внешними
заимствованиями (поступлений от приватизации);
- удержание объема государственного
долга относительно ВВП на экономически безопасном уровне;
- совершенствование системы
финансового обеспечения топливно-энергетического комплекса, угольной
промышленности, путем оптимизации расходов и повышения эффективности
использование бюджетных средств, привлечение негосударственных инвестиций, в том числе
через приватизацию предприятий угольной промышленности;
- государственная поддержка внедрения
энергосберегающих технологий и развития альтернативных видов топлива,
направленных на сокращение потребления традиционных видов энергоносителей и
осуществление эффективных мер по реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
- развитие минерально-сырьевой базы,
в частности создание благоприятных условий для геологического изучения недр для
максимального обеспечения отраслей экономики собственным минеральным сырьем;
- законодательное решение вопросов
относительно внесения изменений или приостановления действия законов, исполнение которых не обеспечено
финансовыми ресурсами или приводит к потерям доходов бюджета в ближайшей
перспективе;
- обеспечение прозрачности
приватизации государственного имущества путем применения механизма продажи активов
государства только на открытых аукционах, разработка и внедрение механизма
направления поступлений от приватизации государственного имущества, прежде всего на
осуществление инвестиций в сферу энергосбережения и расходов развития;
- совершенствование методологии
утверждение финансовых планов государственных предприятий и определение объема доходов
бюджет управления государственными корпоративными правами, введение
публичного отчета о выполнении указанных планов;
- совершенствование системы государственных
закупок, в том числе в части проведения тендерных процедур закупок,
создание одинаковых условий для субъектов хозяйствования по выполнению государственного
заказа;
- уход от практики перекрестного
субсидирования потребителей услуг и отраслей, постепенное приведение тарифов на
электроэнергию и цен на природный газ, тарифов на жилищно-коммунальные услуги
для всех категорий потребителей до экономически обоснованного уровня вместе с
совершенствованием системы адресной поддержки населения;
- расширение базы и выравнивание
условий налогообложения вследствие отмены льгот;
- совершенствование системы налогообложения
подакцизных товаров с учетом требований к ее эффективности, которая основывается
на оптимальном количестве подакцизных товаров, использовании экономически
обоснованного уровня и структуры ставок и будет понятной в администрировании;
- совершенствование упрощенной системы
налогообложения субъектов малого предпринимательства;
- унификация лицензий, разрешений,
сертификатов с целью уменьшения стоимостного нагрузки на субъектов
предпринимательской деятельности;
- совершенствование процедуры продажи
через открытые аукционы земельных участков несельскохозяйственного назначения
вместе с расположенными на них объектами приватизации;
- установления обоснованной
зависимости ставок (размеров) рентных платежей и платежей за пользование
природными ресурсами от цен на них и повышение роли указанных платежей в
системе налогообложения;
- замена механизма привлечения
средств под государственные гарантии для финансирования инвестиционных проектов прямыми
заимствованиями;
- законодательное урегулирование вопросов
погашения просроченной задолженности юридических лиц перед государством по
кредитам, привлеченным государством или под государственные гарантии;
- реализация внешней политики с
учетом необходимости активизации двух - и многостороннего сотрудничества,
в частности в сфере обеспечения евроатлантической и европейской интеграции, защиты
прав и интересов украинских граждан и субъектов хозяйствования за рубежом;
- оптимизация всех видов государственной
поддержки агропромышленного комплекса и приведения системы субсидирования и
поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствие с нормами ВТО
и ЕС;
- создание благоприятных условий для
развития партнерских отношений государства и частного сектора в сфере
строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации автомобильных дорог
общего пользования;
- продолжение земельной реформы,
в частности проведение нормативной денежной оценки земель, их инвентаризации;
- создание нормативно-правовой
базы для выполнения в Украине требований Рамочной конвенции ООН об изменении климата и
эффективной реализации механизмов Киотского протокола к ней;
- совершенствование государственной системы
контроля за соблюдением требований природоохранного законодательства;
2) обеспечение реализации
справедливой государственной политики относительно социальной защиты и социального
обеспечение населения:
- повышение размеров минимальной
заработной платы;
- увеличение собственных доходов
целевых социальных фондов путем расширения базы начисления страховых взносов,
в частности внедрения на все виды заработной платы и денежного обеспечения
с одновременным реформированием и легализацией заработной платы во всех отраслях;
- законодательное урегулирование вопросов
внедрение единого порядка назначения и перерасчета пенсий для всех
категорий пенсионеров;
- создание нормативно-правовой
базы для введения единой системы оплаты труда работников бюджетных
учреждений и предприятий государственного сектора экономики, включая внедрение
почасовой ставки и единой тарифной сетки, совершенствование системы денежного
обеспечения военнослужащих (лиц начальствующего и рядового состава),
предусматривает замену неэффективной системы надбавок и доплат на повышение
стимулирующей роли должностных окладов, окладов за воинские (специальные) звания
путем их унификации;
- введение единого
социального взноса с одновременным уменьшением размера общей ставки страховых
взносов в зависимости от финансовых возможностей фондов социального страхования и
государственного бюджета, а также администрированием его Пенсионным фондом Украины;
- согласование перечня и объема
льгот по доходам граждан, внедрения системы учета льготных категорий граждан
и соответствующее усовершенствование нормативно-правовой базы предоставления социальных услуг
населению;
- повышение дифференцированных
уровни обеспечения прожиточного минимума для назначения государственной социальной
помощи малообеспеченным семьям в зависимости от их отнесения к социальным группам;
- пересмотр критериев для
отнесения территорий к категории загрязненных вследствие Чернобыльской
катастрофы и их статуса;
- повышение роли страховых
принципов в солидарной системе пенсионного обеспечения, что предполагает дальнейшее
углубление дифференциации размеров пенсионных выплат в зависимости от страхового
стажа и уплаченных взносов;
- выполнение программы строительства
и приобретение жилья для граждан, в том числе с привлечением механизма
долгосрочного ипотечного кредитования и государственной поддержки сооружение
социального жилья, реформирования жилищного обеспечения работников государственного
сектора экономики;
3) реформирование бюджетной сферы:
- приведение количества главных
распорядителей бюджетных средств в соответствие с основными государственными функциями
с учетом подчиненности и координации отдельных органов государственной власти;
- сохранение практики определения в
законе о государственном бюджете защищенных статей расходов, в первую очередь социального
характера;
- увеличение объема капитальных
расходов;
- реформирование отрасли охраны
здоровья, в частности, в направлении создания условий перехода к системе медицинского
страхования и конкурентных условий в предоставлении таких услуг с законодательным
определению понятий «медицинские услуги», «медицинская помощь» и «платная медицинская
услуга»;
- разработка методики определения
объема гарантированной медицинской помощи за счет государственных средств;
- реформирование отрасли высшего
образования, в частности путем проведения подготовки и осуществления перехода от
содержание высших учебных заведений на систему оплаты государственного заказа на
подготовку специалистов на договорной и конкурсной основе с одновременным
предоставлением таким заведениям большей экономической самостоятельности (отмена статуса
бюджетных учреждений);
- совершенствование структуры
бюджетных расходов на науку, а также номенклатуры и объемов государственного
заказ на научно-технические разработки в условиях перехода экономики Украины на
инновационную модель развития;
- совершенствование системы
стратегического и оборонного планирования с целью продолжения реформирования
Вооруженных Сил;
- развитие природно-заповедного
дела;
- увеличение финансовой
самодостаточности бюджетов территориальных общин путем дальнейшей децентрализации
управления бюджетными средствами, предусматривающий передачу им государственных полномочий
и соответствующих бюджетных ресурсов из центрального и областного уровней,
расширения налоговой базы этих бюджетов;
- совершенствование критериев предоставления
поддержки из государственного бюджета местным бюджетам;
- оптимизация государственных целевых
программ с учетом общегосударственных приоритетов и необходимости
обеспечение финансовыми ресурсами выполнения основных задач главного
распорядителя бюджетных средств;
- проведение модернизации
финансового сектора экономики, в частности реформирование казначейского исполнения
бюджета, совершенствования процедуры составления и выполнения государственного и местных
бюджетов, усиление ответственности главных распорядителей бюджетных средств за
взятые бюджетные обязательства, полный переход на казначейское обслуживание
таких распорядителей, повышение качества управления бюджетными средствами путем
внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины;
- проведение предприятиями
государственной формы собственности, главными распорядителями бюджетных средств
инвентаризации учреждений социально-культурной сферы, находящихся в их
подчинении, внесение предложений по их приватизации и передачи в
собственность жилых фондов;
- передача ведомственных учреждений и
функций по выполнению программ здравоохранения, образования, культуры соответствующим
центральным органам исполнительной власти, которые реализуют государственную политику в
соответствующих отраслях, и местным органам исполнительной власти;
- продолжение работы по выполнению
программы передачи военных городков и других объектов социально-культурного
сферы к коммунальной собственности;
- проведение реформирования
государственной службы охраны при МВД;
- предоставление льгот по плате за землю
военными формированиями с учетом эффективного и целевого использования
земельных ресурсов.
Итак, как видим, перед государством
стоят достаточно сложные задания. их реализация зависит от формирования
эффективной и сбалансированной бюджетной политики. Это означает, что формирование
государственных доходов должно не только решать проблему финансирования государственных
расходов, но и соответствовать целям, которые определяются функциями государства в условиях
рыночной экономики.