РАЗДЕЛ И
ПРЕДПРИЯТИЕ В СИСТЕМЕ
ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
ТЕМА 5
ЭТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
5.4. Правовое
регулирования предпринимательства
В условиях становления рыночной
экономики и определенной нестабильности и несовершенства правовой базы экономических,
в том числе финансовых, отношений в Украине наблюдается высокий уровень
правонарушений во всех звеньях финансово-кредитного механизма государства,
приводит к дестабилизации его работы, вызывает материальные убытки
субъектам финансовых правоотношений. Борьба с этими правонарушениями
осложняется трудностями разграничения правонарушений между преступлениями,
административными проступками и гражданско-правовыми нормами в сфере экономических
отношений, особенно в сфере финансовых отношений субъектов предпринимательской
деятельности между собой и с государством.
Эффективность финансовой деятельности
предприятия, как и всей системы финансово-кредитного механизма, зависит от
степени правовой урегулированности. При этом социальная роль правового
регулирования состоит в сохранении и обеспечении нормального функционирования
финансово-кредитной системы. Регулирование финансовых отношений осуществляется
юридическими нормами, которые представляют собой общеобязательные правила поведения,
определяют права и обязанности лиц в этих отношениях и обеспечиваются принудительной
силой государственной власти. Мера ограничения свободы задана прежде всего тем, что одинаково
свободны все остальные субъекты. Необходимость учитывать взаимное поведение становится
общим делом, поэтому к контролю за соблюдением соответствующих правил призывает
государство.
Каждый руководитель любого уровня
должен знать законы и нормы, согласно которым он может быть привлечен к
любого вида юридической ответственности. Юридическая ответственность является одним
из видов социальной ответственности.
По характеру своего действия функционирующие
в обществе юридические нормы подразделяются на регулятивные, охранительные и дефінітивні.
Регулятивные нормы непосредственно
нормируют поведение субъектов общественных отношений, опосредующих принадлежащие им
субъективные права и обязанности. Регулятивные нормы делятся на запрещающие (их
диспозиция содержит запрет, обязывающий воздерживаться от определенного рода действий),
правомерны (их диспозиция содержит разрешение, т. е. право на совершение тех или иных
действий) и обязывающие (их диспозиция содержит предписания, являющиеся своеобразным сочетанием
запрета и дозволения: субъект не только имеет право осуществлять рекомендованное, но и
обязан делать это; ему запрещено воздерживаться от того, на что он
уполномоченный).
Охранительные нормы регулируют отношения
юридической ответственности, которые возникают вследствие нарушения регулятивных
норм.
Дефінітивні нормы правил поведения
не устанавливают, а дают определения понятий, категорий, явлений, имеющих юридическое
значение.
Приведенная классификация является относительно
условной, однако она отражает особенности структуры норм правового
регулирования, позволяет лучше понять этот социальный институт как сложное
общественное явление и поможет в дальнейшем всем, кто будет его изучать, трактовать и видеть
его как систему.
На поведение людей юридическая норма
влияет или запрещая или разрешая, или одновременно, и позволяя и
запрещая, то есть рекомендуя.
В большинстве случаев норма права,
содержит запрет, ограничивается указанием в диспозиции на то, чего нельзя или
что можно делать. Но иногда запрет становится лишь обратной стороной положительного
правила поведения. Запрещая один путь удовлетворения потребности, право именно этим
побуждает субъекта искать другие пути и активно действовать в разрешенных направлениях.
Разрешением является содержащиеся в диспозиции
юридической нормы указания на правовую возможность, использование которой полностью
зависит от собственного усмотрения субъектов. Практически это приводит к тому, что
далеко не все те возможности, что разрешенные правом, используются на самом деле.
Предписание - это запрет, поскольку
запрещает удержанным от рекомендуемой поведения. Однако если такое поведение
предусмотрена, то уже через это она разрешена. Предписание касается только активных
действий и всегда имеет не общий, а специальный характер, реализуется при
регулировании исполнительно-распорядительной деятельности государственного аппарата, а в условиях
плановой экономики - при разработке планов-задач предприятий и т. п.
Действие юридической нормы как средства, за
помощью которого общество получает тот или иной полезный эффект, проявляется в
том, что норма, во-первых, определяет субъектов, которые должны участвовать в
деятельности по достижению цели; во-вторых, устанавливает, после каких фактов эти
субъекты обязаны начать действовать; в-третьих, указывает им определенные образцы поведения;
в-четвертых, устанавливает средства, обеспечивающие соблюдение этих образцов
поведения, вплоть до возможного применения санкций. Решающим условием в силу
юридической нормы является реальное обеспечение возможности соблюдать содержащиеся в ней
предписаний.
Если юридическая норма не реализуется
сама собой, а требует вмешательства органов государственной власти, то происходит
применение права, наступает юридическая ответственность. Она представляет собой
обязанность правонарушителя понести вынужденное лишение определенных принадлежащих ему
благ.
Основанием юридической ответственности
есть состав правонарушения, то есть совокупность признаков деяния, которые характеризуют его как
правонарушения.
Существуют следующие виды юридической
ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, материальная,
административная, уголовная, конституционная.
Чтобы правильно решать вопросы,
является то или иное противоправное действие преступлением или административным проступком, нужно
знать и уметь сопоставить соответствующие нормы уголовного и административного
законодательства. При этом следует, прежде всего, иметь в виду, что Кодекс Украины об
административных правонарушениях (Коап Украины) закрепил принцип:
«Административная ответственность за правонарушения, предусмотренная настоящим Кодексом,
наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой соответствующей
с действующим законодательством уголовной ответственности». Кроме этой общей
нормы, надо учитывать также зафиксированы в законодательстве и в подзаконных
нормативных актах конкретные критерии, с помощью которых можно отличить
смежные проступки и преступления. Для многочисленных противоправных действий в сфере финансовых
отношений наиболее значимыми из таких критериев является наличие или отсутствие тяжких
последствиям, умысел или неосторожность, административная преюдиція (повторное совершение
правонарушения после применения к данной должностного лица мер административного
влияния), мотивация, цель противоправного действия. При этом следует помнить, что
объектом проступка или преступления могут быть далеко не все общественные отношения, а
лишь те из них, которые охраняются соответствующими нормами права. В сфере финансовой
деятельности, если есть посягательства на отношения, которые не урегулированы нормами права,
речь может идти лишь о непрофессионализме должностных лиц, даже об их аморальном
поведение, но отнюдь не о противоправные действия. Например, если должностное лицо
принимает решение об невыгодно предприятию с точки зрения рентабельности
инвестирования финансовых ресурсов, или подписывает тягостную для предприятия сделку
с партнером, то за этими действиями могут стоять как административных правонарушениях,
так и тяжкие преступления, но сами по себе такие факты не могут квалифицироваться как
противоправные действия.
Административная ответственность как
вид юридической ответственности применяется к лицам, которые совершили
административные правонарушения. Административные взыскания налагаются
уполномоченными на это органами или должностными лицами на основаниях и в порядке
установленными нормами административного права.
Основным нормативным актом,
регулирует административную ответственность, является Кодекс Украины об административных
правонарушения. Он закрепляет понятие административного правонарушения, виды
административных взысканий, правила и порядок их применения, систему
составляющих административного правонарушение, а также создает нормативную
основу административной ответственности. Параллельно с этим Кодексом действуют
нормы, устанавливающие административную ответственность, но содержатся в
законодательные межотраслевых актах (Таможенный кодекс, Воздушный кодекс,
Хозяйственный кодекс и др.), которые по разным причинам не внесены в указанный
Кодекса. Административная ответственность наступает при наличии фактического основания
ее применение к правонарушителю, которой является административный проступок. Кроме
того, к административной ответственности может быть привлечено лицо, которое
совершившего деяние, содержащее признаки преступления, но не представляющее большой общественной
опасности, и на основании этого освобождена от уголовной ответственности.
Вредность административного
правонарушения означает, что оно причиняет вред общественным отношениям, которые
охраняются законом. Этот вред может быть как материальным, так и другой
(моральной, организационной и т. п.).
Противоправности проступка - это
нарушение общеобязательных правил, установленных государством.
Под винуватістю административного
проступка понимают психическое отношение лица к совершенному действию (бездії). Она может
быть умышленным или неосторожным.
Административная наказуемость проступка
заключается в том, что за его совершение Законом предусмотрена административная
ответственность. Административная наказуемость означает возможность применения к
нарушителя административного взыскания, хотя реально его можно и не накладывать (например,
в случае освобождения от административной ответственности). В соответствии с
Кодекса Украины об административных правонарушениях административная
ответственность за правонарушения наступает, если эти нарушения по своему
характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной
ответственности.
Административное взыскание является мерой
административной ответственности, наказанием и влечет за собой определенные
неблагоприятные для нарушителя последствия, которые применяются с целью его воспитания
и предотвращения совершения новых правонарушений.
Согласно действующего законодательства,
существует семь видов административных взысканий: предупреждение, штраф, возмездное
изъятие предмета, конфискация, лишение специального права, исправительные
работы и административный арест.
Действующий Коап Украины предусматривает ряд
административных проступков, которые совершаются в сфере финансов и предпринимательской
деятельности. К ним относятся следующие правонарушения:
- нарушение правил о валютных
операции;
- уклонение от предоставления декларации
о доходах;
- нарушения законодательства по
финансовым вопросам;
- уклонение от регистрации в
органах Пенсионного фонда Украины, Фонда социального страхования Украины
плательщиков обязательных страховых взносов и нарушение порядка исчисления и
уплаты взносов на социальное страхование;
- нарушение порядка формирования и
применения цен и тарифов;
- злоупотребление монопольным
положением на рынке; неправомерные соглашения между предпринимателями; нарушение порядка
предоставления информации и выполнения решений Антимонопольного комитета Украины и
его территориальных отделений.
Наибольшая доля всех правонарушений
в области финансов и предпринимательской деятельности - это правонарушения, которые
касаются несоблюдения налогового законодательства и законодательства о порядке
исчисления и уплаты взносов предприятий на общеобязательное социальное и
пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины и Фонд социального страхования,
а также нарушения законодательства о бюджетной системе Украины.
Кодекс Украины об административных
правонарушениях, а также Закон Украины «О Государственной налоговой службе в Украине»
предусматривают привлечения должностных лиц предприятий и организаций к
административной ответственности за такие конкретные противоправные действия (если,
конечно, они не влекут за собой уголовной ответственности):
а) занижение суммы налога или
другого платежа или взноса;
б) сокрытие (занижение) в
учета доходов и иных объектов налогообложения;
в) отсутствие бухгалтерского и
налогового учета или ведение их с нарушением установленного порядка;
г) непредоставление, несвоевременное предоставление
или предоставление по неустановленной форме налоговых деклараций, расчетов,
аудиторских заключений, платежных поручений или других документов, связанных с
исчислением и уплатой налогов или иных платежей в бюджеты или взносов в
государственные целевые фонды;
д) невыполнение законных требований
должностных лиц органов Государственной налоговой администрации.
Налоговая система (прежде всего
имеются в виду Законы Украины «О налогообложении прибыли предприятий» и «О
налог на добавленную стоимость») предусматривает следующие типичные правонарушения:
1. Объектом налогообложения
выступает разница между суммой скорректированного валового дохода, с одной стороны, и
валовыми расходами и суммой амортизационных отчислений - с другой;
правонарушения, как показывает практика, в основном сводятся к незаконному
увеличение валовых расходов включением в них:
- расходов, не связанных с
собственной хозяйственной деятельностью предприятий;
- расходов на реконструкцию,
модернизацию, ремонт основных фондов свыше законодательно установленные лимиты;
- сумм уплаченных финансовых
санкций за нарушение условий хозяйственных договоров (или не уплаченных, но
признанных предприятием) или относительно которых получены решения судов (арбитражных
судов), штрафов за нарушение налогового законодательства, законодательства о
охрану окружающей среды, штрафы за нарушение санитарных норм и т.д.;
- других расходов, не
предусмотренные законом.
2. Объект налогообложения также
уменьшается из-за:
- предоставление недостоверной
информации в декларациях о валовые доходы, связанные с отгрузкой
продукции и ее оплатой покупателями;
- искажения налогового учета
в части прироста (уменьшения) стоимости сырья, материалов, комплектующих
изделий в остатках на складах, в незавершенном производстве и в готовой
продукции;
- неправильное определение дат
возникновение (увеличение) валовых доходов и валовых расходов, особенно при
проведении бартерных операций.
Немало административных
правонарушений в сфере финансовой деятельности предприятий совершается и в случаях,
непосредственно не связанных с системой налогообложения. В Коап Украины
установлена административная ответственность должностных лиц за обман покупателя или
заказчика во время реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг; за
отказ в предоставлении достоверной информации о товарах (работах, услугах), их
количество, ассортимент; за предоставление произвольном органу или администратору
недостоверной информации относительно соответствия материально-технической базы требованиям
законодательства и др.
Согласно действующего законодательства Украины
должностные лица привлекаются к ответственности в случаях нарушения порядка
формирования и применения цен и тарифов на товары (работы, услуги). Это и
прямое превышение цен и тарифов, которые подлежат государственному регулированию, и
установление договорных цен с нарушением ограничений относительно удельного веса прибыли в
цене, и превышение уровней наценок и скидок при посредничестве в торговле
товарами и др. Коап предусмотрена административная ответственность за действия, которые
можно квалифицировать как недобросовестную конкуренцию, злоупотребление монопольным
положением на рынке и неисполнимости иных положений антимонопольного
законодательства.
Финансовая деятельность предприятий на
внутреннем и внешнем рынках тесно связана с валютными операциями,
правила осуществления которых устанавливает государство и защищает их в законодательном
порядке. Субъекты предпринимательской деятельности имеют право быть собственниками валютных
ценностей (валюта Украины, в наличных и на банковских счетах, платежные
документы - акции, векселя, чеки, иностранная валюта в наличных и на банковских
счетах в пределах и за пределами Украины, а также платежные документы, выраженные в
иностранной валюте, и монетарные металлы) и осуществлять операции с ними с
учетом ограничений, установленных декретом Кабинета министров Украины «О
систему валютного регулирования и валютного контроля», что имеет силу закона.
Декретом регулируются, главным образом, операции с валютными ценностями в
иностранной валюте, в том числе порядок купли-продажи валюты, использование в
расчетах с резидентами и нерезидентами и другие операции. Действующее законодательство
предусматривает ответственность за незаконную скупку, продажу, обмен,
использование валютных ценностей как средства платежа или как залога, то есть
совершение этих действий без соответствующего разрешения (лицензии).
Согласно законов Украины,
регулируют налоговую систему, финансовые санкции в административном порядке
применяются также к юридическим лицам - плательщикам налогов - за неправильность
вычисления, несвоевременность уплаты налога и несоблюдения законодательства о
налогообложения прибыли.
Уголовная ответственность является одним
из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством в
уголовном праве и наступает за противоправные деяния человека, которые были ею совершены
умышленно или по неосторожности.
Характерными признаками криминальной
ответственности является ее связь только со специальным видом правонарушения -
преступлением - и обязанность лица отвечать перед государством за совершение этого
преступления только в соответствии с законом и только по приговору суда.
Основанием к уголовной
ответственности является наличие предусмотренных уголовным правом объективных
(объект, предмет, деяние, последствия и причинная связь) и субъективных (субъект,
вина, мотив и цель) признаков, характеризующих определенное общественно опасное
деяние как преступление. Совокупность таких признаков имеет название «состав преступления», который
определяется диспозицией конкретной статьи Особенной части и положениями
Общей части Уголовного кодекса Украины.
Уголовный кодекс Украины
предусматривает уголовную ответственность за совершение преступления в сфере
хозяйственной деятельности.
Объектом такого преступления, как уклонение
от уплаты налогов, являются отношения, обеспечивающие надлежащее функционирование налоговой
системы в Украине. Это один из самых распространенных уголовных преступлений в сфере
финансовой деятельности. Объективная сторона уклонения от уплаты налогов
характеризуется наличием трех обязательных признаков: а) деяние в виде
уклонение от уплаты налогов; б) последствия в виде причинения ущерба государству в
крупных размерах; в) причинная связь между деянием и последствиями. Уклонение от
уплаты налогов выражается в действиях лица, направленных на полную или частичную
неуплату налогов одним из указанных в Законе способов:
а) непредоставление налоговых деклараций
и расчетов;
б) сокрытие объектов
налогообложения;
в) занижение объектов
налогообложения.
Непредоставление налоговой декларации и
расчетов выражается в непредставлении в налоговую инспекцию в установленный срок
декларации о прибыли субъекта предпринимательской деятельности, а также
деклараций, отчетов и расчетов по налогам с целью уклонения от уплаты
налогов.
Сокрытие объектов налогообложения
- это не отражение в соответствующих отчетных документах, представляемых в
налоговый орган, каких-либо объектов налогообложения, уменьшения налогооблагаемой
базы, неправильного ее исчисления, занижения налоговой ставки и др.
Занижение объектов налогообложения -
это частичная неуплата налогов и обязательных платежей, которые должен уплачивать
субъект предпринимательской деятельности (занижение валового дохода, завышение сумм
валовых расходов при налогообложении прибыли предприятий, при налогообложении
налогом на добавленную стоимость - занижение налогового обязательства, завышение
налогового кредита; при внесении средств в Пенсионный фонд Украины -
занижение фонда оплаты труда и др.).
Для наличия данного состава преступления
необходимое наступления общественно опасных последствий в виде причинения вреда
государству в значительных размерах. С субъективной стороны преступление характеризуется
прямым умыслом и корыстным мотивом.
Субъектами уклонения от уплаты
налогов могут быть должностные лица субъекта предпринимательской деятельности
(независимо от формы собственности), на которых наложена обязанность по ведению
бухгалтерского и налогового учета, предоставления налоговых деклараций,
расчетов и других документов, связанных с начислением и уплатой налогов
и других обязательных платежей в бюджет. Этими лицами могут быть руководители
предприятий, их заместители, главные бухгалтеры и должностные лица бухгалтерий.
Квалифицирующие признаки в соответствии с действующим законодательством являются:
а) совершение преступления лицом, ранее
судимым за уклонение от уплаты налогов (ранее порицаемого за аналогичный
преступление и судимость с которого не снята и не погашена в установленном законом
порядке);
б) совершение преступления по предварительному
сговору группой лиц;
в) совершение преступления, нанес
ущерб государству в крупных размерах (когда скрытая сумма налога в 250 и более
раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан в месяц);
г) совершения преступления, нанес
ущерб государству в особо крупных размерах (в 1000 и более раз
необлагаемого минимума доходов).
В арсенале преступных действий, которые
применяются для достижения обмана государства в сфере налогообложения, нередко
имеют место:
- прямое сокрытие объемов
реализации продукции и других доходов в системе бухгалтерского и налогового
учета, или грубая фальсификация данных учета при составлении деклараций;
- реализация на территории Украины
псевдо-транзитных товаров (с учетом того, что законодательство Украины
освобождает от налога на добавленную стоимость и акцизного сбора с товаров, которые
провозимых через Украину транзитом);
- применение уплаты «дутых»
услуг партнеру, что прикрывает незаконные операции предприятия, будучи с ним в
сговоре, с составлением фиктивных актов о выполненных работах, списываются на
валовые расходы и уменьшают прибыль для налогообложения;
- внесистемный (скрытый)
учет денежных поступлений (собственных и заемных), долговых обязательств, товаров,
валютных средств и т.п.;
- целый набор методов отмывания
«грязных» денег, то есть осуществления ряда действий, направленных на придание «грязным»
деньгам «законного» статуса.
Все эти действия, которые направлены на
уклонение от уплаты налогов, связанные с нарушением техники учета и
отчетности или с прямой грубой фальсификацией коммерческих, в том числе
денежных документов.
Если же имеют место нарушения правил
налогового и бухгалтерского учета и отчетности, то в производстве
уголовных дел появляются свои трудности, связанные с распознаванием
элементов умысла, доказательством преднамеренности противоправных действий, их разграничением с
административными правонарушениями или возможностью квалификации по статье
«халатность».
Непосредственным объектом преступления
«Мошенничество с финансовыми ресурсами» являются отношения, устанавливающие порядок
предоставления государственной помощи субъектам предпринимательской деятельности. Из объективного
стороны, преступление, которое рассматривается, характеризуется предоставлением предпринимателем,
учредителем, собственником или должностным лицом субъекта предпринимательской деятельности
заведомо ложной информации для получения дотаций, субсидий, субвенций,
кредитов или льгот в налогообложении.
Такое преступление относится к преступлениям с
формальным составом и считается оконченным с момента предоставления виновником сознательно
ложной информации государственным органам, банкам или другим кредиторам.
Субъективная сторона преступления
характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что
информация, которую предоставляет для получения субсидий, субвенций, дотаций, кредитов
или льгот в налогообложении, является заведомо ложной, и все же подает эту информацию
государственным органам, банкам или другим кредиторам.
Несколько специфической является цель совершения
этого преступления. С одной стороны, специальной целью здесь выступает получение дотаций,
субсидий, субвенций, кредитов или льгот в налогообложении. Однако, с другой стороны,
у виновника нет намерения завладеть этим имуществом, поэтому действия виновного следует
квалифицировать как покушение на кражу или оконченную кражу.
Мотивы совершения такого преступления
могут быть различные и не влияют на квалификацию деяния, но учитываются во
время определения наказания. Субъектом такого преступления могут быть физические вменяемые
лица, которые достигли 16-летнего возраста:
- граждане, занимающиеся
предпринимательской деятельностью без создания юридического лица;
- граждане - учредители или
владельцы субъектов предпринимательской деятельности - юридических лиц;
- должностные лица юридических лиц -
субъектов предпринимательской деятельности.
Квалифицирующие признаки:
а) предоставления заведомо ложной
информации с целью получения субсидий, субвенций, дотаций, кредитов или льгот в
налогообложении, совершенное повторно (т.е. лицом, которое раньше совершило аналогичный
преступление, либо ранее была осуждена за совершение такого преступления);
б) причинения такими действиями
большой материальный ущерб государству или кредитору.
Вследствие этих противоправных действий
довольно часто в Украине создается такая криминогенная ситуация, как незаконное
получение разрешения на налоговые льготы путем фальсификации в официальных
документах данных о характере продукции, которую выпускает предприятие, о составе
контингента работающих и др. (как правило, подобные действия имеют признаки служебного
пол). Очень распространены преступные действия субъектов предпринимательской деятельности в
взаимоотношениях с коммерческими банками, которым с целью получения кредитов
предоставляются сфальсифицированные данные об активах, передаваемых в залог, фиктивные
балансы (в том числе несуществующих коммерческих дочерних предприятий), фиктивные
соглашения на выполнение разных проектов. ЭТИ действия делают невозможным возврат кредитов и
процентов за их пользование, что часто приводит к банкротству банков.
Непосредственным объектом такого
преступления как «Нарушение порядка выпуска (эмиссии) ценных бумаг», являются общественные
отношения, сложившиеся согласно установленного порядка выпуска и
внедрение субъектами предпринимательской деятельности акций, облигаций, сберегательных
сертификатов и векселей в случае их регистрации в качестве юридических лиц.
С объективной стороны, данное преступление
проявляется в эмиссии (выпуска) ценных бумаг без регистрации, информации о
эмиссию в финансовом органе. Преступление считается оконченным с момента
распространение информации об эмиссии.
Объективная сторона этого преступления
характеризуется совершением одного из альтернативных действий:
- внесение в документы, которые
подаются на регистрацию эмиссии, заранее недостоверной информации;
- утверждение документов, которые
подаются для регистрации эмиссии, в которых содержится недостоверная заранее
информация.
С субъективной стороны преступление
характеризуется умышленной виной в форме прямого умысла. Мотив и цель незаконного
эмиссии ценных бумаг могут быть различными и на квалификацию не влияют.
Субъектом такого преступления могут быть
как граждане, так и должностные лица субъектов предпринимательской деятельности, а по
второй частью этой статьи Уголовного кодекса Украины, кроме того, -
гражданин, являющийся учредителем акционерного общества.
С объективной стороны это преступление
характеризуется предварительным соглашением (договоренностью) субъектов предпринимательской
деятельности, установление или поддержание монопольных цен, тарифов, скидок,
надбавок и наценок. Монопольные цены, тарифы, скидки, надбавки и наценки, как
правило, фиксируются на уровне, что превышает реальную цену товаров и услуг. Однако
состав преступления имеет место и в том случае, когда цены устанавливаются на уровне,
ниже себестоимости товаров и услуг, чтобы устранить конкурентов с рынка,
достичь их банкротства и т. п. Это преступление, согласно действующему законодательству,
считается оконченным с момента достижения договоренности (сговора) субъектами
предпринимательской деятельности установление (поддержание) монопольных цен,
тарифов, скидок, надбавок и наценок.
Объективная сторона преступления предполагает:
а) применения насилия; б) причинение вреда; в) угрозу применения насилия
или причинения вреда. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым
умыслом с целью устранения конкуренции между субъектами предпринимательской деятельности.
При совершении этого преступления имеет место специальная цель: заставить субъекта
предпринимательской деятельности против его воли искусственно изменить или зафиксировать на
определенном уровне цены на товары и услуги. Субъектами преступления могут быть
граждане - предприниматели, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без создания
юридического лица, а также должностные лица субъектов предпринимательской деятельности -
юридических лиц, и частные лица, которые достигли 16-летнего возраста.
Действующее законодательство Украины
предусматривает ответственность за сокрытие банкротства и фиктивное
банкротство.
Сокрытие факта банкротства
юридическим лицом (субъекта предпринимательской деятельности), если это нанесло большой
материальный ущерб кредитору, путем предоставления недостоверных сведений о
финансовое состояние, указывает на наличие объективной стороны преступного
сокрытие банкротства.
С субъективной стороны это преступление
характеризуется виной в форме прямого умысла.
Субъектами преступления могут быть:
а) учредитель субъекта
предпринимательской деятельности;
б) собственник субъекта
предпринимательской деятельности;
в) должностное лицо субъекта
предпринимательской деятельности.
С объективной стороны, фиктивное
банкротство характеризуется заранее ложным сообщением (заявлением)
кредиторам о финансовой несостоятельности исполнить субъектом предпринимательской
деятельности обязательства перед кредиторами и бюджетом. Заявление может быть сделана
любым способом: устно, письменно, по телеграфу, через средства массовой
информации, с обязательным доведением этих сведений к сведению именно
кредиторов.
Преступление считается оконченным с
момента уведомления кредиторам о финансовой несостоятельности исполнить их
требования.
Субъективная сторона преступления
характеризуется виной в форме прямого умысла. То есть виновное лицо осознает, что
сделанное ею заявление о финансовой несостоятельности исполнить требования кредиторов и
обязательства перед бюджетом является ложной, в то время как субъект предпринимательской
деятельности способен выполнить указанные требования и обязательства.
Субъектом этого преступления могут быть
граждане - учредитель или собственник субъекта предпринимательской деятельности, а также
служебные лица этого субъекта.
Кваліфікуючим видом указанного
преступления является причинение крупного материального ущерба кредитору или государству.
Материальный вред может быть причинен вследствие невозврата кредита и неуплаты
процентов за кредит, неуплаты налогов и т.д.
Государство создает для развития
предпринимательства необходимую правовую базу, определенным образом регулируя этот вид
деятельности. Соблюдение существующих законов порождает юридическую ответственность.
В то же время государство в определенной мере зависимой от предпринимательства, развитие которого
способствует решению ряда общегосударственных задач: поступлений в бюджет,
трудоустройства населения, развития рынков товаров и услуг. Это означает, что
между государством и бизнесом постоянно поддерживаются общие экономические и социальные
интересы. Они выступают ведущим звеном механизма социального партнерства
предпринимательских структур и государственных институтов. Именно поэтому в большинстве стран
предприниматели объединяют свои усилия для обеспечения социальной защиты
населения, решение экономических проблем, стоящих перед обществом и не
могут быть решены только усилиями государства.
В современных условиях социальная
ответственность имеет различные формы проявления:
1. Эффективное ведение бизнеса -
производство лучших товаров и услуг, обеспечения их качества, полноты
удовлетворения спроса.
2. Соблюдение обязательств перед
заинтересованными лицами (акционерами, клиентами, партнерами в деле бизнеса,
сотрудниками) за их материальное благосостояние.
3. Содействие развитию
предпринимательского сектора в целом - развитие рыночной инфраструктуры,
непрерывное движение инвестиционных ресурсов, конкурентный состояние функциональных
ресурсов, конкурентный состояние функциональных рынков.
4. Участие в осуществлении
общегосударственных экономических программ, политической и общественной жизни -
формирование и отстаивание экономических и других интересов, способствующих
повышению эффективности экономики как единой системы.
Таким образом, прослеживается
зависимость между юридической и социальной ответственностью в бизнесе.