РАЗДЕЛ И
ПРЕДПРИЯТИЕ В СИСТЕМЕ
ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
ТЕМА 5
ЭТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
5.3. Организационно-правовые
основы предпринимательства
Одним из основных направлений рыночных
преобразований экономики Украины является развитие предпринимательства.
Современный предприниматель должен знать
правовой статус предпринимательства (права, обязанности и ответственность
предпринимателя), а также закономерности и принципы управления предпринимательской
деятельностью.
Анализируя общественное значение
предпринимательства, обычно выделяют три основных составляющих:
- предпринимательство как экономическая
категория;
- предпринимательство как метод
хозяйствования;
- предпринимательство как тип
экономического мышления.
Предприниматель является независимым субъектом,
что хозяйничает и обладает
достаточным
уровнем свободы действий, стремится получить максимальную прибыль. Это может быть
достигнуто двумя путями:
1) повышением стоимости
продукции;
2) снижением затрат на
производство.
Первый путь проще, но через
рост цены предприниматель может не выдержать конкуренции и потерять покупателя.
Второй - требует поиска новых, более прогрессивных решений, раскрытие неиспользованных
ранее резервов и возможностей, разработки новых технологий, творческого подхода.
Поэтому предприниматель, в отличие от
обычного человека, который занимается хозяйственной деятельностью, - это прежде всего
новатор, не только с особым складом характера, и с особым экономическим мышлением,
в основе которого лежит точный экономический расчет, безупречное знание законов
рынка, умение оперативно собирать, анализировать и использовать необходимую
информацию. Предприниматель должен быть наделен комплексом не только врожденных
качеств, приобретенных в процессе профессионального обучения, практики, тренировки. Чтобы
выжить в условиях конкуренции и свободного предпринимательства, предприниматель имеет
поддерживать свое производство на передовом научно-техническом уровне, стремиться
к его удешевлению, экономической целесообразности, что предполагает минимизацию затрат
производства, экономию финансовых, материальных и трудовых ресурсов.
Предпринимательство - это особый
новаторский стиль хозяйственного поведения руководителя, в основе которого лежит
творческий поиск новых возможностей, умение привлекать и использовать в условиях
конкуренции ресурсы из самых разнообразных источников.
В практике предпринимательской
деятельности сложились определенные правила - как лучше выходить из той или иной ситуации,
чтобы начинать и выигрывать бизнес. Прежде всего, необходимо ставить ясные и осуществлении
цели, делать то, что необходимо потребителю. Составляющие успеха - высокое качество
продукции, отличный сервис, надежный и качественный маркетинг. Коммерческий успех
фирмы зависит от скорости возврата вложенных средств через реализацию
товаров (услуг). Для этого следует систематически изучать рынок, чтобы знать, какие
аналогичные товары есть и кто их продает; по каким каналам и по каким законам
ведется реализация; какие условия для послепродажных услуг.
Конкуренция и предпринимательство
неотъемлемые друг от друга. Конкуренция обуславливает предпринимательство, что подает
специфический тип хозяйственного поведения людей. Предпринимательство предполагает не
только административную независимость и свободу распоряжения ресурсами, и
способность к организационным новациям и хозяйственной инициативы. Предприниматель
должен знать особенности товарно-денежных отношений, владеть методами свободного
ценообразования, свободного перемещения ресурсов, капитала, уметь устанавливать и
поддерживать формальные и неформальные связи.
Поэтому в учебных пособиях
главных зарубежных вузов по курсу менеджмента начинающему предпринимателю дают
такие рекомендации:
1. Бизнес делается на
экономико-этической основе. Недопустимо нарушать общепринятые правила
предпринимательской деятельности и коммерции. Деловой риск не имеет ничего общего с
риском преступить закон. Порядочность - визитная карточка предпринимателя.
2. Главный показатель эффективности
предпринимательства - практические результаты: получение
прибыли, профессиональное удовлетворение, укрепление положительной репутации в обществе,
среди партнеров, создание копеечного резервного фонда устойчивости фирмы.
3. Предприниматель должен:
- руководствоваться здравым смыслом -
уметь выделить главное, правильно определить сущность того или иного события,
сформировать оптимальное суждение по конкретному вопросу;
- знать свое дело; несмотря
на предыдущие достижения, продолжать процесс самосовершенствования;
- быть уверенным в собственных силах
- принимать решения, основанные на точном расчете, здоровом оценивании
своих возможностей;
- уметь довести дело до конца -
быть способным напряженно трудиться, определять для себя ритм работы.
4. Менеджер-предприниматель должен
руководствоваться следующими заповедями:
Первая -
горизонтальная карьера. Если вертикальная карьера (рост в должности) в один
прекрасный день может рухнуть, то достижения горизонтальной (рост профессиональной
мастерства менеджера) всегда с вами. Была бы мастерство, а должность всегда
приложится.
Вторая -
управление из любой точки. Если объект управления формально не подчинен
вам - это условие, но не помеха для квалифицированного управления им. Все, что не
поддается вашему воздействию, показывает недостатки ваших знаний и навыков.
Третья - без жалоб и просьб.
Управляя, вы сами отвечаете за все, что происходит, вам ни на кого
жаловаться. Можно обжаловать чьи-то действия - это управленческий ход, но нельзя
сетовать на кого - то-это позиция. Можно договориться, чтобы вам дали что-то
условиях взаимной выгоды, но нельзя просто просить. Те, кто просит и
жалуется, всегда вынуждены оправдываться, поступаться независимостью. Учитесь
всего добиваться самостоятельно.
Четвертая - радость... неудача. Учитесь быстро осваивать
ситуацию. Пока окружающие только разбираются, вы уже достигли успеха или
потерпели поражение. Не откладывайте с принятием решения. Помните, что беда не без
добра и неудача, с которой вы сумели справиться, приближает вас к намеченной
цели.
Пятая - большая цель. Содержание всякой
деятельности лежит за ее конкретными рамками так же, как смысл жизни - по его
пределами. Но он направляет ваш путь, ведущий к вершине.
В мировой практике сложилось следующее
определение хорошего менеджера-предпринимателя: это человек, который непрерывно совершенствует
существующие методы руководства, непрерывно изучает новое, готова прислушиваться к советам
как работников своей фирмы, так и других лиц.
Одним из важнейших задач,
обеспечивают успех деятельности предпринимательской фирмы, является установление правильных
взаимоотношений между руководством фирмы и сотрудниками. Поэтому в некоторых известных
фирмах выработаны определенные рекомендации:
1. Будьте внимательны к критике и
предложений, направленных на улучшение каких-либо решений, даже если они
непосредственно Вам ничего не дают, при этом будьте вежливы и никогда не
раздражайтесь.
2. Не делайте замечания
сотруднику в присутствии третьего лица.
3. Никогда не делайте сами того, что
могут сделать подчиненные, за исключением тех случаев, когда это связано с опасностью
для жизни.
4. Всегда хвалите сотрудника
за хорошую работу.
5. Если Ваши указания оказались
ошибочными, признайте ошибку.
6. Не пользуйтесь своей властью
до тех пор, пока все остальные средства не исчерпаны; в последнем случае применяйте свою
власть в полной мере.
7. Не бойтесь, если Ваши подчиненные
талантливее Вас, а гордитесь ими.
8. Главное, но и самое трудное
задача менеджера-предпринимателя заключается в том, чтобы научиться побуждать подчиненных
продуктивно трудиться.
Важным для менеджеров-предпринимателей
есть личный пример и отказ от жестких рычагов администрирования. Зарубежные
исследования показывают, что несоответствие личного примера
менеджера-предпринимателя ценностям, им проповедуемые, подрывает доверие
персонала. Персонал ориентируется на морально-этические нормы, ценность которых становится
ясной из реальных повседневных действий, а установки, которыми руководство
пользуется только на словах, не приживаются и только дискредитируют руководителей.
Поэтому менеджеру-предпринимателю должны быть присущи следующие качества: доступность
любому работнику, внимание к сотрудникам фирмы, умение слушать и слышать,
толерантность к выражению открытого несогласия, обсуждения проблем на местах
среди рядовых работников, в трудные моменты - отсутствие стремления прежде всего
найти виновного.