РАЗДЕЛ И
ПРЕДПРИЯТИЕ В СИСТЕМЕ
ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
ТЕМА 6
ПЛАНИРОВАНИЕ БИЗНЕСА.
СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ
БИЗНЕС-ПЛАНА
Ключевые термины и понятия
• Бизнес-план • Анкета
• Планирование • Сегменты
рынка
• Содержание бизнес-плана • Конкурентоспособность
• Резюме • Комплекс
маркетинга
• Предложение • Ценовая
политика
• Спрос • Стратегия
• Прибыль • Производственный
план
• Риск • Расходы
• Финансовый план • Проект
• Жизненный цикл товара • Инвестиции
• Емкость рынка • Инвесторы
6.1. Назначение, цели и задачи бизнес-плана
В рыночной экономике бизнес-план является
рабочим документом, который используется во всех сферах предпринимательства.
Бизнес-план - это письменный документ,
в котором изложена сущность предпринимательской идеи, пути и средства ее реализации
и охарактеризованы рыночные, производственные, организационные и финансовые аспекты
будущего бизнеса, а также особенности управления им.
Бизнес-план предназначен заранее
обозначать желаемую и практически осуществляемую систему, схему предпринимательских действий,
которые обеспечивают достижение цели в виде получения прибыли в данной и
последующих сделках.
Бизнес-план - это обоснование
программы проведения бизнес-операции, сделки, система рационально, планомерно
организованных мероприятий, действий, рассчитанных на получение положительного результата.
Производственная деятельность любой
предпринимательской структуры начинается с планирования. Если раньше планы временем
были формальными, поскольку работники не были заинтересованы в них и не всегда знали,
что там и как планируется, то бизнесмен, хозяин, организатор дела, не может быть равнодушным
до своего предприятия. Он должен четко знать сильные и слабые стороны
предприятия (фирмы) и уметь спланировать его работу. В случае пренебрежения,
игнорирование планирования его ожидает медленная, деловая смерть. Поэтому каждый
бизнесмен должен составлять бизнес-план, который:
- дает возможность определить
жизнеспособность предприятия (фирмы) в условиях конкуренции;
- содержит ориентиры, в соответствии
к которым бизнесмен будет действовать на этапе становления и развития предприятия
(фирмы);
- прогнозирует процессы развития
производства;
- конкретизирует пути достижения
цели и преодоления препятствий;
- является важным инструментом
производственной деятельности предприятия (фирмы);
- является фактором, который стимулирует
интересы потенциальных инвесторов в их поисках вложения средств на развитие
производства.
Планирование может быть долгосрочным
(на 5 и более лет), среднесрочным (на 2-3 года), текущим (на 1 год,
полгода, квартал).
Бизнес-план (рис. 6.1) должен быть
детальным. Он не ограничивается объемами, хотя лаконичность его преподавания
необходимая.
Рис. 6.1. Возможности бизнес-плана
Составление бизнес-плана - насущная
потребность продиктована производственной деятельностью. Составлять его должны специалисты,
профессионалы при непосредственном участии бизнесмена. Работа над планом - это работа
над организацией производственной деятельности. Она помогает руководителю лучше всего
обдумать, взвесить. При разработке бизнес-плана можно сделать вывод о том, что
препятствия на пути к успеху слишком серьезные. Разумеется, этот вывод лучше
сделать раньше, чем тогда, когда будут потеряны деньги и время.
Без бизнес-плана нельзя управлять
производственной деятельностью. Хорошо разработанный план заменяет технико-экономическое
обоснование производства. За его выполнением можно делать вывод о том,
все происходит как намечено, и в случае необходимости принимать необходимые меры.
Конечно, даже лучший бизнес-план может устареть, если изменятся условия.
Например, внешние факторы: экономическая ситуация в стране, новые требования
потребителей, появление новых технологий, изменение политики конкурентов, а также события
внутренней жизни предприятия (фирмы), в частности изменения в руководящем составе,
могут обусловить потребность в пересмотре бизнес-плана. Поэтому надо уметь чувствовать
новые тенденции во внутренней жизни фирмы, в отрасли, в рыночной конъюнктуре и
вносить соответствующие коррективы в бизнес-план. Это дает возможность, не изменяя
цели, искать пути ее достижения.
В бизнес-плане формулируются
перспективы и текущие цели реализации идеи, оцениваются сильные и слабые стороны
бизнеса, приводятся результаты анализа рынка и его особенностей, излагаются
подробности функционирования предприятия в этих условиях, определяются объемы
финансовых и материальных ресурсов для реализации проекта.
Цель разработки бизнес-плана следующее.
Во-первых, бизнес-план - это инструмент
для привлечения внешнего капитала, необходимого для реализации предпринимательского
проекта.
Во-вторых, на начальной стадии
реализации предпринимательского проекта бизнес-план является основным инструментом
коммуникации между предпринимателем и будущими поставщиками, продавцами и
рабочими.
В-третьих, бизнес-план - это способ
моделирование системы управления будущим бизнесом.
В-четвертых, бизнес-план - это способ
предварительного определения препятствий и предотвращения возникновения проблем на пути к
успеха.
По-п’пятое, бизнес-план - это способ развития личных
управленческих качеств предпринимателя.
В-шестых, бизнес-план дает возможность
проверить реалистичность предпринимательской идеи еще до ее практической реализации.
Бизнес-план в рыночной системе
хозяйствования выполняет две важнейшие функции:
а) внешнюю - ознакомление различных
представителей делового мира с сущностью и основными аспектами реализации
конкретной предпринимательской идеи;
б) внутреннюю (жизненно важную для
деятельности самого предприятия) - разработка механизма самоорганизации, т.е.
целостной, комплексной системы управления реализацией предпринимательского проекта.
Традиционно бизнес-план рассматривается
как инструмент привлечения необходимых для реализации проекта финансовых ресурсов.
Такой план должен убедить потенциальных инвесторов в том, что предпринимательский
проект имеет четко определенную стратегию успеха и заслуживает на финансовую
поддержку.
Не менее важной является и внутренняя
функция бизнес-плана, в пределах которой выделяются два направления его применения:
а) как инструмента стратегического
планирования и оперативного управления деятельностью предприятия;
б) как механизма анализа, контроля
и оценки деятельности предприятия.
В условиях рыночной системы
хозяйствования бизнес-план - это активный рабочий инструмент управления,
отправной пункт всей плановой и исполнительной деятельности предприятия; это
документ, который определяет оптимальные по времени и наименее рискованные пути
реализации предпринимательского проекта.
Специфика бизнес-плана заключается в
потому, что это комплексный документ, который отражает все основные аспекты
предпринимательского проекта. В нем рассматривается широкий круг проблем, на которые
может столкнуться предприниматель, и определяются способы решения этих проблем.
Одновременно следует отметить, что принципы управления с помощью бизнес - плана
предусматривают необходимость учета в процессе разработки конкретного
бизнес-плана многих специфических для данного предпринимательского проекта факторов.
Следовательно появляется возможность классифицировать бизнес-планы по определенным признакам:
а) по сфере бизнеса (производство,
строительство, розничная и оптовая торговля, оказание услуг, посредническая
деятельность и т.п.);
б) по масштабам бизнеса (крупный,
средний, малый);
в) по характеристикам продукта
бизнеса (традиционный, принципиально новый, производственно-технического или потребительского
назначения).
Кроме того, в зависимости от типа инвестиционной
ситуации в пределах каждого классификационного признака можно выделить:
а) полный бизнес-план коммерческой
идеи или инвестиционного проекта - изложение для потенциального партнера или
инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии выхода
на рынок, ожидаемых финансовых результатов;
б) бизнес-план фирмы - изложение
перспектив развития фирмы на плановый период для совета директоров или собрания
акционеров, где обосновываются необходимые объемы инвестиций или других
результатов;
в) бизнес-план структурного
подразделения - изложение для высшего руководства компании плана развития
хозяйственной деятельности подразделения для обоснования объемов ресурсов,
централизованно выделяемых из подразделения, или объемов прибыли, остающиеся в
распоряжении подразделения.
Отдельно можно выделить региональный
бизнес-план, в котором обосновываются перспективы социально-экономического
развития региона и объемов финансирования соответствующих программ для органов с
бюджетными полномочиями.
Кроме того, составляются также
специальные (как правило, сокращенные) варианты бизнес-планов для лиц, в контактах
с которыми заинтересован предприниматель.
Степень детализации бизнес-плана
зависит от характеристики предприятия независимо от того, принадлежит оно к
сфере услуг или к производственной сфере. Состав бизнес-плана зависит также от
объемов предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив
рост предприятия.