Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

РАЗДЕЛ И

ПРЕДПРИЯТИЕ В СИСТЕМЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

 

ТЕМА 6

ПЛАНИРОВАНИЕ БИЗНЕСА.

СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА

 

Ключевые термины и понятия

 

• Бизнес-план • Анкета

• Планирование • Сегменты рынка

• Содержание бизнес-плана • Конкурентоспособность

• Резюме • Комплекс маркетинга

• Предложение • Ценовая политика

• Спрос • Стратегия

• Прибыль • Производственный план

• Риск • Расходы

• Финансовый план • Проект

• Жизненный цикл товара • Инвестиции

• Емкость рынка • Инвесторы

 

6.1. Назначение, цели и задачи бизнес-плана

 

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим документом, который используется во всех сферах предпринимательства.

Бизнес-план - это письменный документ, в котором изложена сущность предпринимательской идеи, пути и средства ее реализации и охарактеризованы рыночные, производственные, организационные и финансовые аспекты будущего бизнеса, а также особенности управления им.

Бизнес-план предназначен заранее обозначать желаемую и практически осуществляемую систему, схему предпринимательских действий, которые обеспечивают достижение цели в виде получения прибыли в данной и последующих сделках.

Бизнес-план - это обоснование программы проведения бизнес-операции, сделки, система рационально, планомерно организованных мероприятий, действий, рассчитанных на получение положительного результата.

Производственная деятельность любой предпринимательской структуры начинается с планирования. Если раньше планы временем были формальными, поскольку работники не были заинтересованы в них и не всегда знали, что там и как планируется, то бизнесмен, хозяин, организатор дела, не может быть равнодушным до своего предприятия. Он должен четко знать сильные и слабые стороны предприятия (фирмы) и уметь спланировать его работу. В случае пренебрежения, игнорирование планирования его ожидает медленная, деловая смерть. Поэтому каждый бизнесмен должен составлять бизнес-план, который:

- дает возможность определить жизнеспособность предприятия (фирмы) в условиях конкуренции;

- содержит ориентиры, в соответствии к которым бизнесмен будет действовать на этапе становления и развития предприятия (фирмы);

- прогнозирует процессы развития производства;

- конкретизирует пути достижения цели и преодоления препятствий;

- является важным инструментом производственной деятельности предприятия (фирмы);

- является фактором, который стимулирует интересы потенциальных инвесторов в их поисках вложения средств на развитие производства.

Планирование может быть долгосрочным (на 5 и более лет), среднесрочным (на 2-3 года), текущим (на 1 год, полгода, квартал).

Бизнес-план (рис. 6.1) должен быть детальным. Он не ограничивается объемами, хотя лаконичность его преподавания необходимая.

 

 

Рис. 6.1. Возможности бизнес-плана

 

Составление бизнес-плана - насущная потребность продиктована производственной деятельностью. Составлять его должны специалисты, профессионалы при непосредственном участии бизнесмена. Работа над планом - это работа над организацией производственной деятельности. Она помогает руководителю лучше всего обдумать, взвесить. При разработке бизнес-плана можно сделать вывод о том, что препятствия на пути к успеху слишком серьезные. Разумеется, этот вывод лучше сделать раньше, чем тогда, когда будут потеряны деньги и время.

Без бизнес-плана нельзя управлять производственной деятельностью. Хорошо разработанный план заменяет технико-экономическое обоснование производства. За его выполнением можно делать вывод о том, все происходит как намечено, и в случае необходимости принимать необходимые меры. Конечно, даже лучший бизнес-план может устареть, если изменятся условия. Например, внешние факторы: экономическая ситуация в стране, новые требования потребителей, появление новых технологий, изменение политики конкурентов, а также события внутренней жизни предприятия (фирмы), в частности изменения в руководящем составе, могут обусловить потребность в пересмотре бизнес-плана. Поэтому надо уметь чувствовать новые тенденции во внутренней жизни фирмы, в отрасли, в рыночной конъюнктуре и вносить соответствующие коррективы в бизнес-план. Это дает возможность, не изменяя цели, искать пути ее достижения.

В бизнес-плане формулируются перспективы и текущие цели реализации идеи, оцениваются сильные и слабые стороны бизнеса, приводятся результаты анализа рынка и его особенностей, излагаются подробности функционирования предприятия в этих условиях, определяются объемы финансовых и материальных ресурсов для реализации проекта.

Цель разработки бизнес-плана следующее.

Во-первых, бизнес-план - это инструмент для привлечения внешнего капитала, необходимого для реализации предпринимательского проекта.

Во-вторых, на начальной стадии реализации предпринимательского проекта бизнес-план является основным инструментом коммуникации между предпринимателем и будущими поставщиками, продавцами и рабочими.

В-третьих, бизнес-план - это способ моделирование системы управления будущим бизнесом.

В-четвертых, бизнес-план - это способ предварительного определения препятствий и предотвращения возникновения проблем на пути к успеха.

По-ппятое, бизнес-план - это способ развития личных управленческих качеств предпринимателя.

В-шестых, бизнес-план дает возможность проверить реалистичность предпринимательской идеи еще до ее практической реализации.

Бизнес-план в рыночной системе хозяйствования выполняет две важнейшие функции:

а) внешнюю - ознакомление различных представителей делового мира с сущностью и основными аспектами реализации конкретной предпринимательской идеи;

б) внутреннюю (жизненно важную для деятельности самого предприятия) - разработка механизма самоорганизации, т.е. целостной, комплексной системы управления реализацией предпринимательского проекта.

Традиционно бизнес-план рассматривается как инструмент привлечения необходимых для реализации проекта финансовых ресурсов. Такой план должен убедить потенциальных инвесторов в том, что предпринимательский проект имеет четко определенную стратегию успеха и заслуживает на финансовую поддержку.

Не менее важной является и внутренняя функция бизнес-плана, в пределах которой выделяются два направления его применения:

а) как инструмента стратегического планирования и оперативного управления деятельностью предприятия;

б) как механизма анализа, контроля и оценки деятельности предприятия.

В условиях рыночной системы хозяйствования бизнес-план - это активный рабочий инструмент управления, отправной пункт всей плановой и исполнительной деятельности предприятия; это документ, который определяет оптимальные по времени и наименее рискованные пути реализации предпринимательского проекта.

Специфика бизнес-плана заключается в потому, что это комплексный документ, который отражает все основные аспекты предпринимательского проекта. В нем рассматривается широкий круг проблем, на которые может столкнуться предприниматель, и определяются способы решения этих проблем. Одновременно следует отметить, что принципы управления с помощью бизнес - плана предусматривают необходимость учета в процессе разработки конкретного бизнес-плана многих специфических для данного предпринимательского проекта факторов. Следовательно появляется возможность классифицировать бизнес-планы по определенным признакам:

а) по сфере бизнеса (производство, строительство, розничная и оптовая торговля, оказание услуг, посредническая деятельность и т.п.);

б) по масштабам бизнеса (крупный, средний, малый);

в) по характеристикам продукта бизнеса (традиционный, принципиально новый, производственно-технического или потребительского назначения).

Кроме того, в зависимости от типа инвестиционной ситуации в пределах каждого классификационного признака можно выделить:

а) полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта - изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии выхода на рынок, ожидаемых финансовых результатов;

б) бизнес-план фирмы - изложение перспектив развития фирмы на плановый период для совета директоров или собрания акционеров, где обосновываются необходимые объемы инвестиций или других результатов;

в) бизнес-план структурного подразделения - изложение для высшего руководства компании плана развития хозяйственной деятельности подразделения для обоснования объемов ресурсов, централизованно выделяемых из подразделения, или объемов прибыли, остающиеся в распоряжении подразделения.

Отдельно можно выделить региональный бизнес-план, в котором обосновываются перспективы социально-экономического развития региона и объемов финансирования соответствующих программ для органов с бюджетными полномочиями.

Кроме того, составляются также специальные (как правило, сокращенные) варианты бизнес-планов для лиц, в контактах с которыми заинтересован предприниматель.

Степень детализации бизнес-плана зависит от характеристики предприятия независимо от того, принадлежит оно к сфере услуг или к производственной сфере. Состав бизнес-плана зависит также от объемов предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив рост предприятия.