СИСТЕМА УРОКОВ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ
УРОК 22
ТЕМА. ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЯ? СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Цель: продолжить знакомство с понятием «экология», исследовать современные экологические проблемы, опираясь на знания учащихся; развивать умение анализировать факты и делать выводы; воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей среде.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма проведения: защита экологических проектов.
Оборудование: плакаты, стенгазеты, мультимедийное оборудование, фотоматериалы, газетные подборки.
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
1. Анализ подготовленных статей из прессы.
2. Чтение и обсуждение произведений-миниатюр.
III. Мотивация учебной деятельности учащихся
Сообщение темы и задач урока.
Проблемная ситуация
Учитель. Во все времена человек считал здоровье самой большой ценности - тю. Однако сегодня врачи выражают обеспокоенность относительно состояния здоровья людей. Ученые считают, что это обусловлено рядом причин. А как по вашему мнению, что стало наиболее весомой причиной ухудшения здоровья современного человека?
IV. Проработка нового учебного материала
Лекция
Учитель. Каждая из наук имеет свою судьбу. В ходе развития человеческого общества они возникают, достигают своих вершин, сливаются с другими науками, а иногда и вовсе теряют свою актуальность, выполнив свою роль.
Как известно из истории, в зависимости от уровня развития общества, его потребностей и проблем со временем происходили периодические изменения в статусе наук-лидеров. Если в XVI-XVIII в. лидером была механика, в XIX в. - физика, а в ХХ ст. - химия и ядерная физика, то на современном этапе лидером стала экология, которая превратилась из сугубо биологической дисциплины на науку о стратегии и тактике выживания человечества.
Экология начала формироваться как одна из первых междисциплинарных синтетических наук.
Ее цель - на основе специальных аналитических научных дисциплин дать общую картину структуры и функционирования природы и определить место и роль человека в природных процессах. В этом смысле экология - наука будущего.
Существования живой природы на нашей планете и процветания человеческого общества зависят от того, насколько объективно и своевременно будут раскрыты закономерности существования биосферы и разработана стратегия действий человека относительно природы.
Выдающийся американский ученый Ю. Одум (1970-1980 гг.) одним из первых начал рассматривать экологию как междисциплинарную науку, которая исследует сложные системы в природе и обществе, то есть изучает место человеческого общества в отношении природной среды. Как междисциплинарная наука экология взяла на вооружение все методы биологических и гуманитарных наук.
Экология осталась точной биологической наукой, ибо исследует живые объекты и их совокупность. Но она есть и гуманитарной наукой, потому что определяет место человека в природе, формирует ее мировоззрение, способствует оптимизации развития социальных и производственных процессов.
Впервые термин «экология» был предложен немецким ученым Э. Геккелем в 1866 г. В дословном переводе с греческого («oikos» - дом) экология - это наука о «доме», то есть о природе, что окружает нас. Она изучает условия существования живых организмов, их взаимосвязь с окружающей средой.
Экология как наука разделяется на три части:
• общая экология - изучает основные закономерности функционирования экологических систем);
• глобальная экология - изучает биосферу в целом;
• прикладная экология - изучает взаимоотношения живых организмов со средой.
Так считали академик К. М. Сытник и М. И. Будико.
Считается, что экология тесно связана с такими научными дисциплинами:
Становление экологии как синтетической науки является следствием научно-технического прогресса и качественных изменений места человека в природе.
На первых этапах развития человечества его влияние на окружающую среду было незначительным, а производственная деятельность опиралась на природные силы окружающей среды (энергия воды, ветра, ископаемые ресурсы). В ХХ в. человек получила возможность активно влиять на окружающую среду и пользоваться ранее недоступными для нее ресурсами. Возникла идея, что человек - хозяин природы, а природа - неиссякаемый источник нужных ей ресурсов.
Развилась экологический кризис, которую вызвали:
а) стремительный рост численности населения;
б) появление атомной энергетики;
в) разработка и создание вооружения нового типа, способного уничтожить все живое;
г) спутниковые и компьютерные технологии.
Экология первой половины ХХ века была наукой, что только объясняла причины природных явлений и их механизм. Современная экология - наука, прогнозирует и проектирует результаты того или иного воздействия человека на природу.
Современная экология расчленена на 4 взаимосвязанные разделы:
• аутэкология - изучает факторы среды и их влияние на живые организмы;
• демекологія - изучает популяции и их взаимосвязь между собой и окружающей средой;
• синекологія - изучает сосуществования организмов, их группировок друг с другом и условиями существования;
• социальная экология - изучает взаимодействие человека и биосферы и место человеческого общества в природе.
По мнению других ученых (Г. Белявского и М. Падун), экология подразделяется на:
• біоекологію;
• геоекологію;
• техноекологію;
• соціоекологію;
• космическую экологию.
Объектом экологии являются экологические системы или элементы экосистем планеты.
Предмет исследования - взаимосвязи между живыми и неживыми компонентами экосистемы.
Основными задачами экологии являются:
а) изучение общего состояния современной биосферы, взаимосвязи биологических систем с атмо-, гидро-, літосферами и техносферой;
б) разработка методов сбора информации и анализа биосферы;
в) разработка предложений по созданию заповедных и охраняемых территорий;
г) разработка предложений по законодательства по вопросам эксплуатации природных ресурсов и охране природной среды;
д) прогнозирование на основе экологических знаний эпидемий и проведения мероприятий по локализации заболеваний человека, животных и растений.
Экосистема - природный комплекс живых организмов и среды, которые связаны через обмен веществ, энергии и информации.
Экосистемой может быть тот комплекс, где происходит внутренний круговорот веществ.
В середине ХХ в. проводилось много экологических исследований, в которых заметную роль сыграли и экологи Украины.
Первый экологический центр исследований в Украине был создан в 1930 г. при Харьковском государственном университете.
Мировое признание получили исследования украинских ученых: И. Г. Пидопличко, Ф. А. Гриня, С. М. Стопка, П. С. Погрибняка, Д. В. Воробьева. Искусственные леса Украины исследовал О. Л. Бельгардт; значение лесной подстилки - А. П. Травлєєв.
Академик М. Г. Холодный изучающий экологию железобактерий.
Сегодня в Украине широкое признание получили экологические работы академиков М. А. Голубца, К. М. Сытника, Ю. Г. Шелег-Сосенка.
Главными экологическими центрами Украины являются Киев, Львов, Днепропетровск. Недавно открыт Институт экологии Карпат.
Экологи Украины сделали весомый вклад в разработку методов оценки уровня радиоактивного загрязнения больших территорий и снижение экологического ущерба от последствий аварии на ЧАЭС.
Есть. М. Кондратюк разработал методы рекультивации терриконов Донбасса. В. С. Крисаченко исследует систему «человек - природная среда» с точки зрения философских проблем.
Защита экологических проектов учащихся
Темы проектов:
• «Химия и экология».
• «Чернобыль не имеет прошедшего времени».
• «Современный экологический кризис сквозь призму религиозного мировоззрения».
• «Негативная человеческая деятельность».
• «Озон и жизнь».
• «Негативное влияние нефти и нефтепродуктов. Анализ ситуации в Черном море».
• «Пути выхода из экологического кризиса».
• «Охрана фауны».
• «Природные стихии. Их причины и последствия».
V. Закрепление материала
Беседа
1. Какие причины обусловили возникновение экологии?
2. Можно ли отождествлять экологию и соціоекологію?
3. Вы живете в большом городе. Назовите его экологические проблемы.
4. Объясните, чем грозит чрезмерное использование природных ресурсов.
5. Может ли Украина справиться с экологическими проблемами без помощи международного сообщества? Обоснуйте свой ответ.
VИ. Итоги урока
VII. Домашнее задание
Проработать материал конспекта, термины и понятия.