Философия
Уроки по философии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 10 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

СИСТЕМА УРОКОВ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ

 

УРОК 22

ТЕМА. ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЯ? СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

 

Цель: продолжить знакомство с понятием «экология», исследовать современные экологические проблемы, опираясь на знания учащихся; развивать умение анализировать факты и делать выводы; воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей среде.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма проведения: защита экологических проектов.

Оборудование: плакаты, стенгазеты, мультимедийное оборудование, фотоматериалы, газетные подборки.

Ход урока

I. Организация класса

 

II. Актуализация опорных знаний

1. Анализ подготовленных статей из прессы.

2. Чтение и обсуждение произведений-миниатюр.

 

III. Мотивация учебной деятельности учащихся

Сообщение темы и задач урока.

Проблемная ситуация

Учитель. Во все времена человек считал здоровье самой большой ценности - тю. Однако сегодня врачи выражают обеспокоенность относительно состояния здоровья людей. Ученые считают, что это обусловлено рядом причин. А как по вашему мнению, что стало наиболее весомой причиной ухудшения здоровья современного человека?

 

IV. Проработка нового учебного материала

Лекция

Учитель. Каждая из наук имеет свою судьбу. В ходе развития человеческого общества они возникают, достигают своих вершин, сливаются с другими науками, а иногда и вовсе теряют свою актуальность, выполнив свою роль.

Как известно из истории, в зависимости от уровня развития общества, его потребностей и проблем со временем происходили периодические изменения в статусе наук-лидеров. Если в XVI-XVIII в. лидером была механика, в XIX в. - физика, а в ХХ ст. - химия и ядерная физика, то на современном этапе лидером стала экология, которая превратилась из сугубо биологической дисциплины на науку о стратегии и тактике выживания человечества.

Экология начала формироваться как одна из первых междисциплинарных синтетических наук.

Ее цель - на основе специальных аналитических научных дисциплин дать общую картину структуры и функционирования природы и определить место и роль человека в природных процессах. В этом смысле экология - наука будущего.

Существования живой природы на нашей планете и процветания человеческого общества зависят от того, насколько объективно и своевременно будут раскрыты закономерности существования биосферы и разработана стратегия действий человека относительно природы.

Выдающийся американский ученый Ю. Одум (1970-1980 гг.) одним из первых начал рассматривать экологию как междисциплинарную науку, которая исследует сложные системы в природе и обществе, то есть изучает место человеческого общества в отношении природной среды. Как междисциплинарная наука экология взяла на вооружение все методы биологических и гуманитарных наук.

Экология осталась точной биологической наукой, ибо исследует живые объекты и их совокупность. Но она есть и гуманитарной наукой, потому что определяет место человека в природе, формирует ее мировоззрение, способствует оптимизации развития социальных и производственных процессов.

Впервые термин «экология» был предложен немецким ученым Э. Геккелем в 1866 г. В дословном переводе с греческого oikos» - дом) экология - это наука о «доме», то есть о природе, что окружает нас. Она изучает условия существования живых организмов, их взаимосвязь с окружающей средой.

Экология как наука разделяется на три части:

• общая экология - изучает основные закономерности функционирования экологических систем);

• глобальная экология - изучает биосферу в целом;

• прикладная экология - изучает взаимоотношения живых организмов со средой.

Так считали академик К. М. Сытник и М. И. Будико.

Считается, что экология тесно связана с такими научными дисциплинами:

 

 

Становление экологии как синтетической науки является следствием научно-технического прогресса и качественных изменений места человека в природе.

На первых этапах развития человечества его влияние на окружающую среду было незначительным, а производственная деятельность опиралась на природные силы окружающей среды (энергия воды, ветра, ископаемые ресурсы). В ХХ в. человек получила возможность активно влиять на окружающую среду и пользоваться ранее недоступными для нее ресурсами. Возникла идея, что человек - хозяин природы, а природа - неиссякаемый источник нужных ей ресурсов.

Развилась экологический кризис, которую вызвали:

а) стремительный рост численности населения;

б) появление атомной энергетики;

в) разработка и создание вооружения нового типа, способного уничтожить все живое;

г) спутниковые и компьютерные технологии.

Экология первой половины ХХ века была наукой, что только объясняла причины природных явлений и их механизм. Современная экология - наука, прогнозирует и проектирует результаты того или иного воздействия человека на природу.

Современная экология расчленена на 4 взаимосвязанные разделы:

• аутэкология - изучает факторы среды и их влияние на живые организмы;

• демекологія - изучает популяции и их взаимосвязь между собой и окружающей средой;

• синекологія - изучает сосуществования организмов, их группировок друг с другом и условиями существования;

• социальная экология - изучает взаимодействие человека и биосферы и место человеческого общества в природе.

По мнению других ученых (Г. Белявского и М. Падун), экология подразделяется на:

• біоекологію;

• геоекологію;

• техноекологію;

• соціоекологію;

• космическую экологию.

Объектом экологии являются экологические системы или элементы экосистем планеты.

Предмет исследования - взаимосвязи между живыми и неживыми компонентами экосистемы.

Основными задачами экологии являются:

а) изучение общего состояния современной биосферы, взаимосвязи биологических систем с атмо-, гидро-, літосферами и техносферой;

б) разработка методов сбора информации и анализа биосферы;

в) разработка предложений по созданию заповедных и охраняемых территорий;

г) разработка предложений по законодательства по вопросам эксплуатации природных ресурсов и охране природной среды;

д) прогнозирование на основе экологических знаний эпидемий и проведения мероприятий по локализации заболеваний человека, животных и растений.

Экосистема - природный комплекс живых организмов и среды, которые связаны через обмен веществ, энергии и информации.

Экосистемой может быть тот комплекс, где происходит внутренний круговорот веществ.

В середине ХХ в. проводилось много экологических исследований, в которых заметную роль сыграли и экологи Украины.

Первый экологический центр исследований в Украине был создан в 1930 г. при Харьковском государственном университете.

Мировое признание получили исследования украинских ученых: И. Г. Пидопличко, Ф. А. Гриня, С. М. Стопка, П. С. Погрибняка, Д. В. Воробьева. Искусственные леса Украины исследовал О. Л. Бельгардт; значение лесной подстилки - А. П. Травлєєв.

Академик М. Г. Холодный изучающий экологию железобактерий.

Сегодня в Украине широкое признание получили экологические работы академиков М. А. Голубца, К. М. Сытника, Ю. Г. Шелег-Сосенка.

Главными экологическими центрами Украины являются Киев, Львов, Днепропетровск. Недавно открыт Институт экологии Карпат.

Экологи Украины сделали весомый вклад в разработку методов оценки уровня радиоактивного загрязнения больших территорий и снижение экологического ущерба от последствий аварии на ЧАЭС.

Есть. М. Кондратюк разработал методы рекультивации терриконов Донбасса. В. С. Крисаченко исследует систему «человек - природная среда» с точки зрения философских проблем.

 

Защита экологических проектов учащихся

Темы проектов:

• «Химия и экология».

• «Чернобыль не имеет прошедшего времени».

• «Современный экологический кризис сквозь призму религиозного мировоззрения».

• «Негативная человеческая деятельность».

• «Озон и жизнь».

• «Негативное влияние нефти и нефтепродуктов. Анализ ситуации в Черном море».

«Пути выхода из экологического кризиса».

«Охрана фауны».

• «Природные стихии. Их причины и последствия».

 

V. Закрепление материала

Беседа

1. Какие причины обусловили возникновение экологии?

2. Можно ли отождествлять экологию и соціоекологію?

3. Вы живете в большом городе. Назовите его экологические проблемы.

4. Объясните, чем грозит чрезмерное использование природных ресурсов.

5. Может ли Украина справиться с экологическими проблемами без помощи международного сообщества? Обоснуйте свой ответ.

 

VИ. Итоги урока

 

VII. Домашнее задание

Проработать материал конспекта, термины и понятия.