СИСТЕМА УРОКОВ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ
УРОК 21
ТЕМА. ПРИРОДА КАК ОБЪЕКТ ЗНАНИЯ И ПОЗНАНИЯ
Цель: раскрыть процесс формирования представлений о природе как объект знания и познания мира; воспитывать любовь и уважение к природе; развивать умение анализировать факты и делать выводы.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма проведения: эвристическая беседа.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Работа по таблице «Экологические проблемы человечества в ХХІ ст.»
Ученики проверяют таблицу «Экологические проблемы человечества в ХХІ ст.».
Беседа вопросами
1. Может ли человечество справиться с экологическими проблемами? Ответ обоснуйте.
2. Какие меры принимают страны мира по улучшению состояния природы?
3. Есть ли угроза экологической катастрофы в Украине? В чем вы видите ее причины?
4. Возможно ли с помощью законов и приказов восстановить экологическое состояние среды? Или нужно предпринять еще какие-то меры, чтобы в корне изменить ситуацию?
III. Мотивация учебной деятельности учащихся
Сообщение темы и задач урока.
IV. Проработка нового учебного материала
Рассказ учителя
В конце 60-х - начале 70-х годов на Западе состоялась широкая дискуссия относительно мировоззренческих принципов, которые определяли отношение человека к природе. Начал ее американский эколог и социолог Уайт статье «Исторические корни экологического кризиса» (1967). Сам Уайт утверждал, что экологический кризис вызван прежде всего безответственным отношением к природе, а это, в свою очередь, основывается на присущем человеческому мировоззрению пренебрежении природой как ниже по сравнению с духовным бытием.
Так это или нет? Давайте вернемся к истории.
Во времена античности природа была для человека высшим миром, миром, где жили и творили боги. Природа была сильнее и могущественнее, чем человек.
Вопрос:
В чем, по вашему мнению, заключается причина такого отношения к природе?
- Во времена христианства ситуация изменилась. В раннем средневековье преобладала аскетическая линия, человеческая телесность и природа вообще воспринимались как такие, что, заявляя свои права, только препятствуют спасению души и целого мира. Позже природу и естественное стали рассматривать как принадлежность к благодати Божией; природные явления истолковываются как проявления мудрости и благости Божией. Западное христианство породило такую знаменательную личность, как Франциск Ассизский (признанный впоследствии святым), который прославился тем, что проповедовал служение Богу через любовь к его созданиям. В пределах христианства еще и сейчас нет однозначности относительно понимания природы и отношения к ней. Следовательно, характер отношения человека к природе определяется соответствующим типом цивилизации и культурно-мировоззренческими устоями жизни людей.
Опыт человечества по развитию знаний о природе и отношение к ней как к объекту познания показал наличие определенной зависимости между представлениями людей о природе и их практическим отношением к ней. Вот почему важно понимать, что именно отношение к природе как к миру (а не полуфабриката) является действительно достойным человеческим отношением к ней.
То, что делает природу миром для человека, ее определяющий смысл - это ее субстанційність. Этим понятием обозначается присуща ей самоствореність и самотвірність. Именно в этом заключается смысл природы для человека. Природа является для человека особым миром в том случае, когда воспринимается, переживается и понимается как существующая вне ее интересами и действиями само-упорядоченная смысловая целостность. «Учиться у природы!» - это самый распространенный мотив наставлений и предостережений мудрецов всех народов во все времена. Многие из них мог бы повторить за римским философом Сенекой (4 г. до н. э. - 65 г. н. э.), что блаженство заключается в том, чтобы жить в согласии с природой.
Вопрос:
1. Как вы лично воспринимаете это наставление?
2. Что для вас означает быть ближе к природе?
- Целостность природы основывается не только на ее субстанційності. Она утверждается и непосредственно проявляется также через присущую ей целесообразность. Благодаря целесообразности не нужно пытаться объять «всю» природу, чтобы убедиться в ее целостности. Целостность сказывается на своих составных именно через целесообразность их упорядочения. Когда-то это рассматривалось как свидетельство действия в природе какого-то сверхъестественного начала. Фома Аквинский использовал аргумент целесообразности как один из пяти главных аргументов при доказательстве бытия Божия. Но после ознакомления с достижениями современной науки, в частности синергетики, мы знаем, что целесообразность поведения любой системы в процессе ее изменений определяется ее будущим состоянием. Следовательно, целесообразность природы, которая так поражает при первом взгляде на природный мир, обусловлена самой природой, самим способом осуществления присущих ей черт и законов.
Целесообразность природы всегда был для человека загадкой и вызовом силе ее ума. Много выдающихся ученых двух последних столетий, особенно биологов, пришли в науку потому, что в молодости были поражены общей картиной природной упорядоченности мира. Через целесообразность, которая повсеместно утверждает целостность, природа не имеет своего смыслового центра. В каждой своей точке она причастна к своих смыслов. Отсюда еще одна его существенная черта, еще один ее смысловое измерение - многообразие. Как и целесообразность многообразие является проявлением субстанційності природы, ее удивительной самооновлювальної способности. Скажем, одних только «поющих» насекомых насчитывают около 10 тысяч видов. Даже в фундаменте природы действуют не «монопольные» законы, а целые «созвездия» законов. Например, поразительное разнообразие жизни на Земле обусловлено не борьбой за существование, как мы привыкли считать еще со времен Дарвина, а, наоборот, повсеместным стремлением различных видов организмов избежать конкуренции, найти свое место в природе («собственную экологическую нишу»).
Яркую картину природы, что переживается и мыслится как особый мир, находим у Иоганна Вольфганга Гете:
«Природа! Окруженные и охваченные ею, мы не можем ни выйти из нее, ни глубже в нее проникнуть... Она постоянно творит новые образы. Что есть в ней, того еще не было. Что было, не будет, все не новое, а все только старое. Мы живем внутри ее, но чужды ей. Она вечно говорит с нами, но тайн своих не открывает. Мы постоянно влияем на нее, но у нас нет над ней никакой власти.
Кажется, она все строит на личности, однако лицо ей безразлична. Она вечно творит и вечно разрушает, но мастерская ее недоступна. Она вся в своих детях, а сама мать - где же она?..
В ней все живет, совершается, движется, но вперед она не идет. Она вечно меняется, и нет она ни секунды покоя... Она беспрерывно думала и мыслит постоянно, но не как человек, а как природа. Она имеет свой собственный всеобъемлющий смысл, но никто его не заметит.
...>
...Жизнь - ее лучшее изобретение; смерть для нее средство для дальнейшей жизни.
...Каждое мгновение она использует на достижение далекой цели, и каждую минуту она у цели...
...Ее законам подчиняются даже тогда, когда им противоречат; даже и тогда действуют в согласии с ней, когда пытаются действовать против нее.
У нее нет языка, но она создает тысячи языков и сердец, которыми она говорит и чувствует».
Вопрос:
1. Какое впечатление оставил этот отрывок в вашем сердце?
2. Какие чувства пробудил в вашей душе?
V. Закрепление материала
Упражнение «цепь идей»
Продолжите ответ на вопрос: «Что дает природа человеку, а человек - природе?»
VИ. Итоги урока
VII. Домашнее задание
1. Написать сочинение-миниатюру о роли природы в жизни человека, предложить в нем советы по сохранению природы и ее ресурсов.
2. Подготовить экологический проект.
Темы проектов:
• «Химия и экология».
• «Чернобыль не имеет прошедшего времени».
• «Современный экологический кризис сквозь призму религиозного мировоззрения».
• «Негативная человеческая деятельность».
• «Озон и жизнь».
• «Негативное влияние нефти и нефтепродуктов. Анализ ситуации в Черном море».
• «Пути выхода из экологического кризиса».
• «Охрана фауны».
• «Природные стихии. Их причины и последствия».
3. Найти статьи в газетах и журналах об экологическом состоянии, о влиянии экологии на здоровье человека, современный негативные явления, вызванные безответственным отношением человека к природе.