СИСТЕМА УРОКОВ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ
УРОК 23
ТЕМА. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ СОВРЕМЕННОСТИ. ВЫЖИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Цель: сформировать понятие «демографические проблемы», раскрыть процесс демографической проблемы человечества, его причины и последствия для будущих поколений; развивать умение анализировать факты и делать выводы; воспитывать нравственность, культуру поведения и мышления.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: пресс-конференция.
Оборудование: плакаты, стенгазеты, мультимедийное оборудование, фотоматериалы, газетные подборки.
Ход урока
И. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
Письменный опрос
Дать письменный ответ на один из вопросов:
1. Как развивалась наука экология?
2. Мероприятия по решению экологических проблем: оценка и собственные предложения.
3. Соціоекологія как направление современной науки.
III. Мотивация учебной деятельности учащихся
Сообщение темы и задач урока.
Рассказ учителя
В последнее время чрезвычайную остроту приобрела тенденция быстрого роста населения мира. Ареной «демографического взрыва» сегодня являются почти все страны. С быстрым увеличением населения Земли обострились продовольственная, сырьевая, энергетическая и экологическая проблемы, которые часто касаются не только отдельных государств, но и крупных регионов, даже всего мира. Сегодня нет стран, которых бы не волновала урбанизация, т.е. быстрый рост городов. Большие города - большие проблемы: обеспечение населения питьевой водой, городским транспортом, соблюдение надлежащего санитарно-гигиенического состояния. Вместе с населением в крупных городах растет количество транспортных средств, которые «лидируют» в отравлении атмосферы. Добавляют проблем также многочисленные тепловые и атомные электростанции, металлургическое и химическое производство. Примером этого может служить наш Донбасс или города и деревни Приднепровье, которые словно покрыты завесой различных дымов или газов.
Однако демографические проблемы связаны не только с ростом населения Земли. Скажем, для таких стран, как Украина, демографической проблемой является, наоборот, уменьшение количества населения, большой процент смертности людей (особенно детей в возрасте до 1 года или среди тех, кто не достиг пенсионного возраста), значительный отток населения за границу. К числу демографических проблем относится также неравномерное расселение и отсутствие регулирования численности в отдельных регионах (например, страны Африки, Китая).
Как преодолеть демографический кризис? Есть ли выход из затруднительного демографического положения? Надеемся, что в ваших проектах мы найдем ответы на эти вопросы.
IV. Основная часть урока
Пресс-конференция
Ученики, которые подготовили свои социальные проекты, объявляют их ключевые моменты. Группа «журналистов» готовит вопросы. После выступлений и ответов вместе все участники принимают программный документ. На пресс-конференцию можно пригласить гостей: работников медицинских учреждений, социальных служб, депутатов. Они также работают в режиме пресс-конференции.
V. Итоги урока
VИ. Домашнее задание
Подготовиться к тематическому оцениванию.