Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 2 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 23

Тема. Виды текстов: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение. Составление текста-рассуждения и текста-описания

 

Цель: ознакомить детей с видами текстов, их характерными особенностями; учить определять вид текста, различать их между собой, составлять текст-рассуждение и текст-описание; развивать умение работать с текстом; воспитывать внимательность, наблюдательность. Оборудование: рисунок зайца.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

1. Проверка домашнего задания (упражнение 103)

Задание 2 проверить в виде соревнования на наиболее выразительное чтение.

Задачи 3, 4 проверить устно фронтально.

- Что такое текст?

- Из каких частей состоит текст?

- Как отделяются части текста на письме?

2. Работа с загадкой

Длинные уши имеет,

Быстро в лесу прыгает. (Заяц)

- По каким признакам вы узнали зайчика?

Учитель обращает внимание детей на зайчика на рисунке.

- Еще по каким признакам можно узнать зайца?

3. Работа со словарным словом

- Запишите слово заяц. На что в написании этого слова необходимо обратить особое внимание?

- Подчеркните буквы есть и ь.

- Составьте звуковую модель этого слова, разделите его для переноса.

 

III. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня с помощью этой зверюшки вы узнаете, какие бывают тексты.

 

IV. Работа над изучением нового материала

1. Коллективная работа (упражнение 104)

Задача 1 проработать устно.

Как вывод - дополнительный теоретический материал (с. 52).

- Так какие же виды текстов бывают?

Задачи 2, 3 проработать самостоятельно.

Задача 4 проработать коллективно на доске.

2. Игра «Знатоки» (устно)

- Определите вид текста. Обоснуйте.

1) Пришла весна. Зазеленели деревья. Дни стали длиннее, а ночи короче. Прилетели перелетные птицы. В полях начинается сев.

2) Лиска была проворная и красивая. Шкурка аж блестит, ушки торчат, хвост пушистый с белым кончиком. Ступает медленно, мягко, ко всему присматривается, прислушивается.

3. Самостоятельная работа (упражнение 105)

Проверка - индивидуальный опрос.

- Какой вид текста у вас получился?

- А почему его нельзя отнести ни к описанию, ни к рассказу? Чем он отличается?

- Это текст-рассуждение. Он имеет особое строение: состоит из утверждения и доказательств в поддержку или отрицание этого утверждения.

- Прочитайте, какое утверждение содержит наше произведение.

- А какие доказательства мы привели?

- А еще какие типы текста вы знаете?

4. Физкультминутка

 

V. Закрепление и систематизация знаний

1. Работа в парах (упражнение 106)

- Какого вида этот текст? Докажите.

Задачи 2 и 3 проработать самостоятельно.

Проверка: опрос пары.

- Как еще точнее определить вид этого текста? (Текст-повествование с элементами описания)

2. Инструктаж по выполнению домашнего задания (упражнение 107)

- Прочитайте задание. Будете ли вы его списывать?

- А что вы запишете в тетрадь?

- Особое внимание при списывании обратите на слова сказке, звери. Обратите внимание на слова в рамочке. (В середине этих слов ь не пишем, хотя мягкость и слышим.)

- Дополнительно определите вид текста.

 

VI. Итог урока

- Что вы узнали о написании слова заяц?

- Какие виды текстов вы знаете?

- Чем отличается текст-описание от текста-повествования?

- А что такое текст-рассуждение?

 

VII. Домашнее задание

Дополнительный теоретический материал на с. 52, упражнение 107.