Урок 23
Тема. Виды текстов: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение. Составление текста-рассуждения и текста-описания
Цель: ознакомить детей с видами текстов, их характерными особенностями; учить определять вид текста, различать их между собой, составлять текст-рассуждение и текст-описание; развивать умение работать с текстом; воспитывать внимательность, наблюдательность. Оборудование: рисунок зайца.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
1. Проверка домашнего задания (упражнение 103)
Задание 2 проверить в виде соревнования на наиболее выразительное чтение.
Задачи 3, 4 проверить устно фронтально.
- Что такое текст?
- Из каких частей состоит текст?
- Как отделяются части текста на письме?
2. Работа с загадкой
Длинные уши имеет,
Быстро в лесу прыгает. (Заяц)
- По каким признакам вы узнали зайчика?
Учитель обращает внимание детей на зайчика на рисунке.
- Еще по каким признакам можно узнать зайца?
3. Работа со словарным словом
- Запишите слово заяц. На что в написании этого слова необходимо обратить особое внимание?
- Подчеркните буквы есть и ь.
- Составьте звуковую модель этого слова, разделите его для переноса.
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня с помощью этой зверюшки вы узнаете, какие бывают тексты.
IV. Работа над изучением нового материала
1. Коллективная работа (упражнение 104)
Задача 1 проработать устно.
Как вывод - дополнительный теоретический материал (с. 52).
- Так какие же виды текстов бывают?
Задачи 2, 3 проработать самостоятельно.
Задача 4 проработать коллективно на доске.
2. Игра «Знатоки» (устно)
- Определите вид текста. Обоснуйте.
1) Пришла весна. Зазеленели деревья. Дни стали длиннее, а ночи короче. Прилетели перелетные птицы. В полях начинается сев.
2) Лиска была проворная и красивая. Шкурка аж блестит, ушки торчат, хвост пушистый с белым кончиком. Ступает медленно, мягко, ко всему присматривается, прислушивается.
3. Самостоятельная работа (упражнение 105)
Проверка - индивидуальный опрос.
- Какой вид текста у вас получился?
- А почему его нельзя отнести ни к описанию, ни к рассказу? Чем он отличается?
- Это текст-рассуждение. Он имеет особое строение: состоит из утверждения и доказательств в поддержку или отрицание этого утверждения.
- Прочитайте, какое утверждение содержит наше произведение.
- А какие доказательства мы привели?
- А еще какие типы текста вы знаете?
4. Физкультминутка
V. Закрепление и систематизация знаний
1. Работа в парах (упражнение 106)
- Какого вида этот текст? Докажите.
Задачи 2 и 3 проработать самостоятельно.
Проверка: опрос пары.
- Как еще точнее определить вид этого текста? (Текст-повествование с элементами описания)
2. Инструктаж по выполнению домашнего задания (упражнение 107)
- Прочитайте задание. Будете ли вы его списывать?
- А что вы запишете в тетрадь?
- Особое внимание при списывании обратите на слова сказке, звери. Обратите внимание на слова в рамочке. (В середине этих слов ь не пишем, хотя мягкость и слышим.)
- Дополнительно определите вид текста.
VI. Итог урока
- Что вы узнали о написании слова заяц?
- Какие виды текстов вы знаете?
- Чем отличается текст-описание от текста-повествования?
- А что такое текст-рассуждение?
VII. Домашнее задание
Дополнительный теоретический материал на с. 52, упражнение 107.