Уроки № 29, 30
Тема: Не с дієприслівниками.
Цель: объяснить правила написания не с дієприслівниками, формировать орфографическую грамотность, воспитывать уважение к устного народного творчества как средства передачи потомкам опыта предыдущих поколений народа; развивать внимание, память, совершенствовать умение осуществлять такие мыслительные действия, как анализ, сравнение, подбор аргументов в подтверждение тезиса.
Тип уроков: уроки изучения нового материала.
Оборудование: учебник.
Ход уроков
И. Проверка домашнего задания.
* Объяснительный диктант.Указать деепричастия, с’выяснить вид и синтаксическую роль каждого.
И. Сердце в’ян поет. Чайка скулит летая. Умовк кобзарь, тоскуя. Господин, вернувшись, заболел. Идут девушки в поле жать и, знай, поют идя.
Из произведений т.Шевченко.
II. Нам день шло, день розсвітався, весна шла грея. А было тихо и тихо, только гудели хрущи летая. Кипела в Павла душа, наболівши, наскорбівши. Бабушка, сидя за столом тихонько и величненько, какую-то мысль себе думала.
Из произведений Марка Вовчка.
II. Подготовка к восприятию нового материала.
* Прочитать пары слов. Вспомнить правила написания не с глаголом. Сделать вывод о написании не с дієприслівниками.
Не видеть - не видя
Не знать - не зная |
Ненавидіти - ненавидячи
Нехтувати - нехтуючи |
III. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.
ИV. Изучение нового материала.
* Работа с учебником.Проработка теоретического материала (с. 60).
V. Выполнение упражнений на закрепление изученного.
* Прочитать. Объяснить написание не с дієприслівниками.
И. Не поговорив с председателем, не бери руками. Не учась, не научишься. Пренебрегая честью, не убережешь совести. Ничего не делая, учимся глупостей. Приступишь к делу, не посоветовавшись, пожалеешь. Не нагнувшись к земле, шампиньоны не вырвешь. Не познав яда пчелы, не попробуешь меда. Не разбив шкаралущі, яичницы не испечешь. Не сокрушив орех, не смакуватимеш зернышком. Не терши, не м’явши, не ешь калачи. Не протянув руку, и ложки не возьмешь. Не сделав обруча, за бочку не берись. Если бы, не принимаясь за дело, можно было научиться, пес стал бы м’ясником. Не солоно, не вор. Не вечерявши, легче, и поужинав, лучше. Богатый умирает недоївши, а бедный переев. Так, не бродя, утку поймал.
II. Зима не за горами, она придет, не дав телеграммы. Не сіявши, не пожнешь. Не поймав, не скуби. Воды не видя, не ныряй. Бежит, земли не прикасаясь. Не умея, и мухи не вміймаєш. Не дав оброка, не бей коня по боку. По писанках перейдет, никакой не раздавив. Не имея достатка, не будет падения. Жнет, не сіявши, молотит, не віявши. Не иди в воду, без спросу брода. Не взявшись за топор, избы не сделаешь. Не постучав в стенку, здания не покупают. С’ел бы, не посолив. Птичка, что, не оперившись, поет, кошке в зубы попадает. Толковый, не имея, приобретет, а глупый, имея, промотает. Не начав, думай, а начав, делай.
Народное творчество.
* Предупредительный диктант.Обозначить орфограми “Не с дієприслівником” и “Буква ы в суфіксах деепричастий”.
И. Тяжело, трудно тошнит миром, не зная за что. (Т.Шевченко.) Я подхожу к врагам, не пятясь, откровенно. (Д.павлычко.) Вот так идти, лба не остудив, не ведая усталости, вечно идти. (В.Коротич.) Несмотря на длительное иностранное господство, идея украинской государственности продолжала жить. (В. борисенко.) Не смотря на то, что есть лучшие места, Киев - город уникальный, окутано легендами, воспетое в песнях. (По А.Камінчуком.) Жизни ушло на борьбу с бедой, не вславившись принятым трудом. (М.старицкий.) Поважчало перо, что свыше болью шла под откос временем перекати-поле, не оглядываясь на дни и лета. (Б.олийнык.) Промерехтів минуту и померк тот фейерверк, не обігрівши души. (Д.Луценко.) А пчелы не вгаваючи гудят, словно оркестр маленьких музыкантов. (М. рыльский.) Здесь все скрежещет: птицы и насекомые - всю ночь, не смолкая ни на миг. (Л.Дмитерко.) Развернув крылья и не взмахивая ими, аисты летят, подхваченные только буряним ветром. (А.Шиян.) Не постигнув тайн бытия, мы словно исповедуемся природе и каемся. (Л.Череватенко.)
II. Тополя и липы стояли тихо и млели в благодатном тепле, не шевеля ни листочком. (И. Нечуй-Левицкий.) Березы умеют грустить, не опустив головы. (Л.Дмитерко.) Дуб стоит, зимы и не слыша. (П. тычина.) Ползут глицинии, не зная усталости, все выше и выше. (М. рыльский.) С турецкого берега волны пришли, не считая мили. (Швец.) Мы ехали молча с тобой, для счастья не зная слов. (М. рыльский.) Где вечеров настоянные меды, до тех тропинок, не думая, иди. (А. малышко.) И дорога уже не дорога, а пестрая огромная гадюка, что за тот лесок, не спеша, полезла. (Остап Вишня.) Не зажмурившись, представить необъятность неосягненних пространств этих... (М.Самійленко.) Видимо, не сумев ветра збороти, остров поднялся и исчез, словно птица. (Д.павлычко.) Солнце из омута молодого рано с восточного порога напрямик себе пошло, не стрічаючи никого. (П.Усенко.) Лошади, пусть крешуть железные копыта! Летите, не останавливаясь, ночи и дни! (Л.Первомайський.) И каждый звук, не сплівшись с другим звуком, плывет, качаясь, над глянцюватим брусчаткой. (М. бажан.) Я знал конец, еще и не починавши. (В.самойленко.)
* Переписать, снимая черту и вставляя пропущенные буквы.
Не/прикасайся хлеба, рук не/помыв. Не/протерев глаз, не/д..вися в дальше. И не/думай ни когда, что ты уже самый высокий, усевшись на мгновение на чей-то п’ед..стали. (М.Нагнибіда.) Ходит ложь, вып..наючись боком, врет ложь, не/моргнув глазом. (А. малышко.) И не/слышит девушка ни/чего, а бежит, не/тямл..ясь, без следа. (Б. гринченко.) На кирпиче в пустоте я сижу, от слез не/ишь..или нет/чего. (Александр Олесь.)
* Перестроить предложение, от выделенных глаголов образовать деепричастия. Деепричастные обороты подчеркнуть.
Образец. Как не спросишь, то не узнаешь. Не спросив, не узнаешь.
Как не напрядеш, то не ткать. Как не посеешь, не пожнешь. Река, как не разольется, не нанесет ила. Как не возьмешься за дело десятью пальцами, десять лет будешь работать.
* Выборочный диктант.Выписать фразеологизмы, объяснить их значение. Объяснить написание не с дієприслівниками.
Галюся шла себе сама не чуя беды. (Б. гринченко.) Вот-вот подходит не слыша ног... И вдруг споткнулся и упал на порог. (М.Вороний.) Не пам’помня себя, Наталья бросилась в воду и поплыла по Днепру, как и рибочка. (Марко Вовчок.) Кто же так, не пивши и не евши, сможет здесь эту скалу раскопать! (Б. гринченко.) И яросні воины в смертном поединке стоят, не ступая и шага назад. (М. бажан.) Поблагодарит мастеру внук за то, что украшал цветами просторы не покладая рук. Над мастером металл искрится, он трудится тридцать лет не покладая рук. (М.Нагнибіда.) То в хлопотах скудных, то напрасных словах красноречивых люди топили свой дух, не глядя вверх. (В.самойленко.)
* Два-три из представленных фразеологизмов ввести в самостоятельно составленных предложений.
Не жалея сил. Не разгибая спины. Не покладая (не сворачивая) рук. Не моргнув глазом. Несмотря (невзирая) ни на что (на лиц). Не мудрствуя лукаво. Не сломав слова (присяги). Не минуя (не пропуская) случаю.
* Диктант с комментированием.По схеме, представленной на с. 63 учебника, разобрать выделенные деепричастия как особую форму глагола (устно).
И. Играет синее море, играет сердце козацькеє, а мысль говорит: “Куда ты идешь, без спросу? На кого покинул отца, мать старенькую, молодую девушку? “ (Т.Шевченко.) Не боясь зимы-напасти, медленно ходят во дворе утренние звезды красноватые. (А. малышко.) Сыплет за окнами снег, сад укрывая, мой заметает порог, усталости не зная. (В.павловский.) Я по слідку хлоп’коровьих стоп, не отклонившись и на волос, допрошкував уже до школы. (М.Самійленко.)
II. А там розовые стали вряд фламинго, как на рисунке древним в одной из тех книг про путешественников, что мы не отрываясь читали в детстве. (М. рыльский.) Не отдохнув, на рассвете весна сегодня вновь за голубым станком. На берегу моего сердца, не улетев в теплые края, зимовали две песни, словно птицы. (Е.гуцало.) И от души проростали ветви, не боячися черных морозов. (А. малышко.) Шелест дождя - словно незримый демон летит не исчезая, не пропадая, не улетая. (Е.гуцало.)
III. Огненный Данте и бронзовый Шекспир, печальный Тарас, тяжелый Буонарроти перевернули землю с давних пор, не видя конца своей работе. (А. малышко.) Я побоялся, что скончаюсь нагло, не вдіявши большого замера. (В.самойленко.) Что предпримет против невмолимої болезни, которая косит маршала и земледельца, не разобрав выслуг и чинов? (Б.олийнык.)
Словарь. Внезапно - неожиданно.
* Прочитать словарную статью.Истолкованное в ней слово ввести самостоятельно составленного предложения (устно).
НЕСМОТРЯ, с знах. в. в спол. с приме. на. Употребляется для обозначения предметов, явлений, понятий, вопреки которым совершается действие.
* Прочитать словарную статью.От витлумаченого в ней глагола образовать дієприслівник, ввести его в предложение.
ПРЕНЕБРЕГАТЬ. 1. кого, что кем, чем. Относиться презрительно, высокомерно, пренебрежительно к кому-, чему-либо; игнорировать, пренебрегать. 2. чем. Не придавать чему-либо значение, не обращать внимания на что-то. // Небрежно относиться, не беречь чего-нибудь.
VИ. Подведение итогов урока.
VII. Домашнее задание.П. 11, упражнение 171.