УРОК 21
Тема. Древние и современные средства передачи информации. Изготовление собственной визитки
Цель: ознакомить со средствами передачи информации; рассказать о информационные устройства; научить изготавливать визитки; совершенствовать умения и навыки работы с бумагой, ножницами; развивать представления, мышление; воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
1. Проверка готовности к уроку.
2. Поздравления.
3. Упорядочение рабочих мест.
II. Новый материал
1. Объявление темы и цели урока.
- Сегодня мы с вами ознакомимся со средствами передачи информации, выясним, как информация (реклама) помогает в нашей жизни и попробуем сделать собственную визитку.
2. Вступительная беседа.
- В наше время, когда существует телефон, телеграф и радио, передавать сообщения на расстояние совсем не трудно. Но как же поступали в таких случаях наши предки?
Издавна для передачи сигналов на расстояние использовали звук. например, частые удары колокола извещали о каком-то тревожном событии. В Венгрии били в специальные барабаны - тамтамы.
Особенно нужна была связь на море. Моряки изобрели сигнальные флажки. Но наиболее сложные сообщения приходилось передавать с помощью семафорной азбуки.
По такому же принципу был устроен оптический телеграф на суше. Его изобрел французский инженер Клод Шапп еще в 1789 году. Сигналы передавались от одной организации к другой на расстояние в десятки километров. Выходила телеграфная линия. Но все эти средства связи действовали только в ясную погоду и на расстоянии прямой видимости. А что же делать ночью? Так, в 1832 году появился стрелочный телеграф. Теперь отдельные буквы сообщения передавались по проводам. Но такую «телеграмму» нельзя было записать автоматически. И вот американский художник Самуэль Морзе в 1836 году придумал новый телеграфный аппарат.
Что такое объявления? Давать объявление - значит сообщить людям какую-то информацию. Это может быть сообщение о товаре, об услугах и предложения.
После изобретения устройств для печатания объявления начали появляться в новой форме. Первое газетное объявление было напечатано на последней странице лондонской газеты в 1625 году.
Сегодня объявления печатаются не только в газетах, но и передаются по радио, телевизору. Первая коммерческая информация прозвучала по радио примерно в 1920 году.
Коммерческая информация на телевидении утвердилась в полной мере лишь после второй мировой войны. Эта идея быстро распространилась. На сегодня реклама, которая транслируется по телевидению, стала такой близкой нам всем, что много людей запоминают ее лучше, чем разнообразные спектакли и фильмы.
Когда был изобретен компьютер, то он стал решать проблемы, которые могут содержать тысячи единиц информации.
3. Кроссворд.
- С помощью каких устройств мы получаем информацию?
1) Болтливый в доме гость,
Хоть не пьет он и не ест,
Развлекает без умолку
И показывает новости. (Телевизор)
2) Дерево и проволока -
А кричит на весь мир. (Телеграф)
3) Ящик, вертушка,
Шнур и длинное ушко. (Телефон)
4) В комнате, в уголке,
Возле кровати на стене,
Серая ящик на шнурочке
Все рассказывает мне. (Радио)
5) Крылья у птицы не из перьев,
А с бумаги и из новостей.
Он каждый день на чудо-крыльях
Их разносит по квартирам. (Газета)
6) Нажимаешь кнопочки
На самой коробочке,
Загуділо - и за мгновение
Можем с другом говорит. (Сотовый телефон)
7) В нем знания со всего мира,
Мышка может их раскрыть. (Компьютер)
III. Физкультминутка
Руки на пояс ставим все -
Будем прыгать, как воробьи.
Скок вперед и скок назад (6 раз) -
Крылышки вниз все опустили
И на месте походили.
IV. Демонстрация и анализ образца
1. Инструктаж по технике безопасности.
- Как работать ножницами?
- Каких правил необходимо придерживаться?
2. Инструктаж учителя.
- Визитки тоже о чем-то сообщают, несут определенную информацию. Для чего их делают?
- Сегодня мы попробуем сделать собственную визитку.
Что сообщают на визитках?
- Обязательно указывается фамилия, имя и отчество; место работы или род занятий; адрес, телефоны.
Предлагаю изготовить собственную визитку вашей будущей профессии или рассказать о своем хобби, нарисовав рисунок.
V. Практическая работа учащихся
Учитель помогает учащимся по необходимости.
VИ. Выставка и оценивание работ
1. Анализ работ.
- Кто изобразил на визитке все, что нужно?
- Кто придумал рисунок?
- Чья визитка вам понравилась больше всего? Почему?
2. Оценивания.
VII. Итог урока
- Какие средства информации вы знаете?
- Когда они возникли?
- Для чего нужны визитки?