МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
УРОК 23 Какими бывают растения?
Тема. Какими бывают растения?
Цель: ознакомить учащихся с видами культурных растений и их значением для человека; учить группировать изображения дикорастущих и культурных растений, объясняя сущность группировки, приводить примеры каждой группы; развивать логическое мышление и речь учащихся; воспитывать дружелюбие, толерантность.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
На доске - рисунки растений.
- Каким общим названием можно объединить эти рисунки?
- К какой природе относятся растения? Докажите. (Растения относятся к живой природе, потому что они рождаются, дышат, питаются, растут, размножаются и отмирают).
- Вспомните, какие растения растут в природе сами по себе, а которые выращивают люди.
- Сегодня на уроді вы узнаете, какими бывают растения.
III. Восприятие и осознание нового материала
1. Беседа
- Чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее - это деревья, Отличия - ель растет в лесу, яблоня в саду, и за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу людям)
- Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? (Общее - это кусты. Отличие - ш'рус растет в саду, и за ним ухаживает человек, Можжевельник растет в лесу)
- Чем похожи мать-и-мачеха и помидор? (Общее - это травянистые растения. Отличия - помидоры растут в огороде, и за ними ухаживает человек, собирает урожай. Мать-и-мачеха растет повсюду.)
- На какие группы молений разделить все растения?
- Первая группа - это растения, которые выращивает человек, их называют культурными растениями. Вторая группа - это растения, которые никто не сажает. Они растут сами по себе. И их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, у водоема. Эти растения называют дикорастущими.
2. Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация полученных знаний
1. Работа по учебнику (с. 56~5 7)
- Рассмотрите фотографии нас. 56 вверху.
- Эти удивительные растения показал наш хороший знакомый Солнышко Семикрапочка. Знаете ли вы их названия?
Работа в группах. Игра-соревнование
- Рассмотрите фотографии на с. 56 внизу.
- Что на них изображено?
- Посоревнуйтесь: кто знает больше названий растений нашего края?
Работа в парах
- Рассмотрите фотографии на с. 57 и расскажите, что на них изображено?
- В какие группы можно объединить эти растения? Объясните.
- Назовите дикорастущие растения.
- Назовите культурные растения.
- В каждом столбике продолжите перечень, начатый художником.
- Дикорастущие растения никто не сажает и не ухаживает. Они растут в лесах, степях и на лугах.
Культурные растения выращивают и ухаживают люди для своих нужд. Они растут на полях, огородах, в садах и парках.
Все культурные растения происходят от дикорастущих.
- Что такое дикорастущие растения?
- Где растут дикорастущие растения?
- Что такое культурные растения?
- Где растут культурные растения?
- Расскажите друг другу, какие культурные растения выращивают ваши семьи на приусадебном или дачном участке.
2. Задачи для друга природы
- Какие дикорастущие и культурные растения вы встречаете по дороге из школы домой? Воспользуйтесь справочным бюро в учебнике. Сравните их между собой.
V. Итог урока
- На какие две группы разделены все растения?
- Какие растения называют культурными? Где их выращивают?
- Для чего человек выращивает культурные растения?
- Какое культурное растение тебе хотелось бы выращивать?
- Что такое дикорастущие растения?
Приложение к уроку 23
Работа над загадками
Отгадав загадку, ученики отмечают, к какой группе принадлежит растение - культурных или дикорастущих растений.
Зубов нет, а кусает. (Крапива)
Имеет семь шкур, выжимает слезы всем. (Лук)
Девка в кладовке,
А коса на улице. (Морковь)
На огороде молодая
Пышные косы розпліта,
В зеленой платки
Золотые хова зернышка. (Кукуруза)
Здесь все растут, как говорят, душа в душу:
Малина, абрикосы, виноград,
Орехи, сливы, яблони и груши...
А все это вместе зовется просто... (сад).
Яркие лепестки,
И запах отменный.
И хочется всем
Увидеть их снова. (Розы)
В чистом поле он растет:
На высоких ножках,
В зеленых чулочках,
Цветочки голубые,
Языков оченьки приветливые. (Лен)