Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 1 КЛАСС

МИР НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

 

Урок 22

Тема. Значение воздуха для живой природы

 

Цель: дать детям первоначальные представления о значении воздуха в жизни живых организмов; формировать опыт творческой деятельности учащихся, способствовать развитию обще-учебных умений; направлять практическую деятельность учащихся; учить их заботиться о чистоте воздуха.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

►► Упражнение «Погода»

- Какая сейчас пора года?

- Какой месяц?

- Какое число?

- Тепло или холодно на улице?

- Какое состояние неба?

- Какая температура воздуха?

- Были сегодня в течение дня осадки?

 

II. Сообщение темы и цели урока

- Отгадайте загадку.

Что в комнате невидимое? (Воздух)

- Сегодня на уроке вы узнаете о значении воздуха для живой природы.

 

III. Изучение нового материала

1. Сообщение учителя «Воздух на Земле»

1) Что такое воздух?

- Всем растениям и животным для жизни нужны не только тепло и свет, но и воздух. Все они живут в воздухе. Воздух, как одеяло, окутывает нашу планету. Оно спасает живые организмы от вредных космических излучений и сохраняет теплоту Земли.

Из чего состоит воздух? Воздух - это смесь различных газов. Вы уже знаете, что в воздухе есть газы: кислород и углекислый газ. Кислород используют для дыхания почти все живые организмы. Углекислый газ нужен зеленым растениям для того, чтобы хлорофілові зернышки получали из него сахар.

2) Воздух и животные.

- Воздух - место обитания многих живых организмов. Птицы и насекомые имеют замечательные приспособления для полетов - крылья. В воздухе они не только передвигаются, но и ищут себе пищу, спасаются от врагов.

Воздух помогает летать.

У пауков летательный аппарат - паутина. Интересно проследить, как паук готовится к полету. Поднимается на взлетная площадка, хорошо обдувается ветерком. Крепко схватывается за то место, где сидит, своими восемью ножками и начинает выпускать паутину. Потом поднимает конец брюшка как можно выше. Ветер подхватывает паутину и вытягивает его из паутинных бородавок на 2-3 метра. Паук отцепляется от взлетной площадки, схватывается за паутину и летит! Ветер несет его в новое место, подальше от родственников, где будет достаточно корма.

Не удивляйтесь, если ясного солнечного дня к вам вдруг прилипнет паутину. Это паук-путешественник наткнулся на вас.

3) Воздух и растения.

- Не только животные, но и многие растения перемещаются воздухом.

У многих деревьев и трав нет ярких цветков. Они цветут невзрачными мелкими квіточками. им не нужно привлекать насекомых. Свой пыльцу они доверяют ветра.

- Почему береза цветет до распускания листьев?

- Облачка пыльцы летают над полями, где растут рожь, пшеница, ячмень, овес и другие злаковые растения.

Не только пыльца, но и плоды, семена некоторые растения доверяют ветра. Вот как это начиналось.

 

СКАЗКА О ТОМ, КАК РАСТЕНИЯ С ВЕТРОМ ПОДРУЖИЛИСЬ

Давно это было. Наверное, еще и древние люди не населяли тогда Землю. жили в лесу деревья, травы, кусты. Ежегодно они рожали своих детишек - семена, плоды. Падали детки рядом с родителями, там и прорастали. Через несколько лет тесно стало в лесу. Растения-мамы, растения-детки, растения-внуки... не Хватает всем места в земле, тепла и света, а рядом с лесом - луг, светлый, просторный. Начали думать растения, как своих деток отправить на луг. Но нет у плодиков и семена ножек, не перебегут ли они на луг. Грустят деревья, а ветер их ветвями качает и слушает. Слушал-слушал, и предложил: «Вы свои семечки и плодики легче рожайте и приделайте к ним крылышки, тогда я смогу вам помочь!» Не один год прошел, пока ветер остался доволен работой растений. На лугу появился красивый лес. Много растений с тех пор бросают на ветер своих детишек, а ветер относит их на новые луга.

Зимой гонит по снегу, как лодочки с парусом, семена ели. На несколько километров всплывают они от мамы-дерева. Мелкие легкие плодики березы с двумя крылышками летят по ветру на 2 км от матушки-березы. Плодики клена несколько тяжелее, их ветер может унести только на 90 м, а вяза - еще меньше - на 20 м.

Травы тоже решили доверить ветра своих детишек.

Довольный ветер, растениям смог помочь. Радуются растения, что решили проблему с расселением своего потомства.

Демонстрация иллюстраций семена деревьев и трав.

- Рассмотрим плодики, что расселяет ветер.

- Найдите летательный аппарат и семечки.

2. Физкультминутка

 

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

1. Изучение народных примет

• Сильный ветер во время дождя - на хорошую погоду.

• Если ветер дует ночью, то появится вода днем.

• Если звезды мерцают, то усилится ветер и погода ухудшится.

• Если дым стелется по земле, то нужно ждать плохую погоду.

2. Беседа о загрязнении воздуха

- Какое самое главное значение имеет воздух для всего живого на земле? (Мы им дышим.)

- Как вы считаете, много воздуха на планете? Хватит ли его всем людям? Откуда берется чистый воздух? (Кислород выделяют все растения, а больше всего - морские сине-зеленые водоросли.)

- Как загрязняется воздух? (Заводы, машины, пыль, пожары и костры... )

- С чего кроме кислорода и углекислого газа состоит воздух?

- Так, в состав воздуха входят другие газы, водяные пары и пыль. Несмотря на это, чистый воздух прозрачен и не имеет запаха.

В горах и сельской местности воздух чистый. Над океаном воздух еще чище. А вот в городах, где много машин, фабрик, заводов, воздух загрязнен дымом, который выходит из труб котловых, выхлопных труб автомобилей. Поэтому воздух в городах иногда имеет очень неприятный запах.

►► Обсуждения проблемы

- Фермеры выращивают коров, чтобы было много молока. Коровы едят траву на лугах. Люди ждали дождь. Прошел дождь. Но вдруг трава пожелтела и даже почернела, все цветы увяли.

- Почему так произошло?

Оказалось, что это был кислотный дождь. Туча проплывала над заводом. Из трубы шел дым. Облако испачкалась сажей, копотью, химическими отходами, которые шли из трубы. Загрязненный дождь прошел над лугами. Травы нет, следовательно, нет корма для коров. Дети остались без молока.

- Как решить эту проблему?

Если мы закроем завод, то снова вырастет трава, будет корм для коров и снова будет много молока. Но его некуда наливать, ведь мы закрыли завод, на котором производили посуду для молока.

- Как найти выход из этой ситуации?

- Как защитить воздух на планете? (Обсуждение проектов: сажать новые деревья, строить очистные сооружения, устанавливать фильтры на машины...)

- Взрослые тоже озабочены этой проблемой. Этим занимается наука экология. Во многих странах изданы законы, запрещающие загрязнять природу. На все дымящие трубы, устанавливают специальные фильтры. Но этого мало, поэтому работа продолжается и поныне.

- Воздух в помещении чище уличного или грязнее? (Грязнее в 10 раз.)

- Что такое пыль? (Частицы кожных покровов человека и животных, ворсинки разных тканей и ковров, а в них содержится много бактерий и микробов, которые поражают дыхательные пути и вызывают различные формы аллергии.)

- Как защитить воздух в помещении: дома, в классе?

3. Выполнение рисунка «Кому нужен воздух?»

4. Работа с «розсипанками» букв

- Что нужно для нашей жизни, чтобы все на планете были здоровыми и счастливыми?

Дети из букв собирают слова «Чистый воздух».

5. Коллективное выполнение тестовых заданий

1) Что такое воздух?

а) Жидкость;

б) твердое вещество;

в) смесь газов.

2) Сколько времени человек может обходиться без воздуха?

а) 5 недель;

б) 5 дней;

в) 5 минут.

3) Чистый воздух:

а) белое;

б) прозрачное;

в) синее;

г) способно перемещаться;

д) остается на месте;

е) без запаха;

ж) пахнет;

с) легкое;

ы) тяжелое;

к) имеет температуру;

л) имеет форму шара.

4) Движение воздуха - это:

а) ноябрь;

б) ветер;

в) снег.

5) Куда поднимается горячий воздух?

а) Вверх;

б) вниз;

в) в стороны.

6. Изучение правил здоровья

• Старайся находиться как можно реже вблизи дороги, старайтесь не дышать глубоко, дышите только носом.

• Лучше гуляйте в парках подальше от дорог.

• Воздух в квартирах очень загрязнен из-за скопления пыли, поэтому комнату нужно постоянно проветривать с помощью хороших сквозняков, люди должны находиться в это время в другой комнате.

• Жителям первых этажей не следует открывать форточки, когда под окнами много машин, особенно утром, когда водители прогревают моторы.

 

V. Итог урока

- Для чего нужен воздух? (Чтобы дышать. Без еды человек живет 5 недель, без воды - 5 дней, а без воздуха 5 минут прожить не сможет.)

- Где воздух чище? В какой местности?

- Чем еще загрязняется воздух?

- Как можно очищать воздух дома, на улице от вредных примесей?

- Что нам нужно для очистки воздуха в классе?