Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Природоведение 5 класс - разработки уроков

Урок 23. Практическая работа. Обозначение на контурной карте волних объектов Украины

 

Цель: расширить знания учащихся о водные объекты Украины и их размещение на территории страны; научить учащихся, соблюдая правила, наносить географические объекты на контурную карту; развивать у учащихся пространственные представления о географических объектах, воспитывать аккуратность при работе с контурной картой.

Оборудование: глобус, физическая карта мира, физическая карта Украины, атласы, контурные карты, карандаши.

Тип урока: формирование новых знаний и умений.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

♦ Какое значение имеет вода для жизни на планете?

♦ Где вода находится в природе?

♦ Почему вода в реках и озерах не исчерпывается?

♦ Что называют круговоротом воды в природе?

♦ Какими свойствами можно объяснить круговорот воды в природе?

♦ Какие природные последствия имеет свойство воды растворять вещества?

 

III. Мотивация учебной деятельности

Назовите реки вашего края. Как узнать, велика ли ваша река? Где ее истоки, куда она впадает? Какие у нее притоки? Или, возможно, она сама является притоком великой реки? Для этого нужно уметь «читать» карту атласа. Карта и атлас - это источник важной информации.

 

IV. Изучение нового материала и формирования умений

1. Работа с физической картой мира

Учитель показывает на карте океаны, учащиеся находят их на картах атласа. Учитель объясняет, что океаны - это крупнейшие водные просторы нашей планеты. Частями океанов есть моря (показ Черного и Азовского морей), учащиеся находят их на атласах.

Реки впадают в моря. Какие реки своего края вы знаете? (Если река вашего крае небольшая, то притоком которой большей реке она есть?)

2. Практическая работа с контурной картой

I этап. Работа с атласом и настенной картой (физическая карта мира и Украины).

Рассмотрите физическую карту Украины. Каким условным знаком обозначаются реки?

Найдите самые крупные реки Украины. Назовите их. Покажите их. (Учитель показывает у доски, ученики повторяют действие в атласах.)

Примечание. Учитель показывает, как правильно стоять у карты, правильно показывать реку от истока до устья.

II этап. Дополнительное повторение (тренировочные упражнения у доски). Ученики у доски показывают крупнейшие водные объекты (реки, озера, моря).

III этап. Самостоятельное выполнение задания на контурной карте.

Подпишите на контурной карте:

1. Реки:

- Днепр и его притоки - Десна, Псел, Ворскла, Самара, Припять, Тетерев, Рось, Ингулец;

- Южный Буг;

- Северский Донец;

- Днестр;

- Дунай.

2. Моря: Черное и Азовское.

3. Озера: Ялпуг, Сасык (Кундук), Свитязь.

Памятка для работы с контурной картой

1. Делай надписи простым заточенным карандашом (или черной ампулой) аккуратно и разборчиво.

2. Подписывай названия рек, гор, равнин вдоль их географического расположения.

3. Делай названия объектов небольшими четкими печатными буквами.

4. Если название объекта великовата, обозначим его цифрой и в условных обозначениях расшифруй.

5. Используй те условные обозначения, которые есть в атласе.

6. Если затрудняешься, посмотри внимательно в атлас или на настенную карту (все, что там изображено,- правильно) - это для тебя образец.

Памятка для работы с контурной картой

1. Делай надписи простым заточенным карандашом (или черной ампулой) аккуратно и разборчиво.

2. Подписывай названия рек, гор, равнин вдоль их географического расположения.

3. Делай названия объектов небольшими четкими печатными буквами.

4. Если название объекта великовата, обозначим его цифрой и в условных обозначениях расшифруй.

5. Используй те условные обозначения, которые есть в атласе.

6. Если затрудняешься, посмотри внимательно в атлас или на настенную карту (все, что там изображено,- правильно) - это для тебя образец.

 

V. Итог урока

 

VИ. Домашнє задачи

Проработать текст учебника.