Урок 23. Практическая работа. Обозначение на контурной карте волних объектов Украины
Цель: расширить знания учащихся о водные объекты Украины и их размещение на территории страны; научить учащихся, соблюдая правила, наносить географические объекты на контурную карту; развивать у учащихся пространственные представления о географических объектах, воспитывать аккуратность при работе с контурной картой.
Оборудование: глобус, физическая карта мира, физическая карта Украины, атласы, контурные карты, карандаши.
Тип урока: формирование новых знаний и умений.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
♦ Какое значение имеет вода для жизни на планете?
♦ Где вода находится в природе?
♦ Почему вода в реках и озерах не исчерпывается?
♦ Что называют круговоротом воды в природе?
♦ Какими свойствами можно объяснить круговорот воды в природе?
♦ Какие природные последствия имеет свойство воды растворять вещества?
III. Мотивация учебной деятельности
Назовите реки вашего края. Как узнать, велика ли ваша река? Где ее истоки, куда она впадает? Какие у нее притоки? Или, возможно, она сама является притоком великой реки? Для этого нужно уметь «читать» карту атласа. Карта и атлас - это источник важной информации.
IV. Изучение нового материала и формирования умений
1. Работа с физической картой мира
Учитель показывает на карте океаны, учащиеся находят их на картах атласа. Учитель объясняет, что океаны - это крупнейшие водные просторы нашей планеты. Частями океанов есть моря (показ Черного и Азовского морей), учащиеся находят их на атласах.
Реки впадают в моря. Какие реки своего края вы знаете? (Если река вашего крае небольшая, то притоком которой большей реке она есть?)
2. Практическая работа с контурной картой
I этап. Работа с атласом и настенной картой (физическая карта мира и Украины).
Рассмотрите физическую карту Украины. Каким условным знаком обозначаются реки?
Найдите самые крупные реки Украины. Назовите их. Покажите их. (Учитель показывает у доски, ученики повторяют действие в атласах.)
Примечание. Учитель показывает, как правильно стоять у карты, правильно показывать реку от истока до устья.
II этап. Дополнительное повторение (тренировочные упражнения у доски). Ученики у доски показывают крупнейшие водные объекты (реки, озера, моря).
III этап. Самостоятельное выполнение задания на контурной карте.
Подпишите на контурной карте:
1. Реки:
- Днепр и его притоки - Десна, Псел, Ворскла, Самара, Припять, Тетерев, Рось, Ингулец;
- Южный Буг;
- Северский Донец;
- Днестр;
- Дунай.
2. Моря: Черное и Азовское.
3. Озера: Ялпуг, Сасык (Кундук), Свитязь.
Памятка для работы с контурной картой
1. Делай надписи простым заточенным карандашом (или черной ампулой) аккуратно и разборчиво.
2. Подписывай названия рек, гор, равнин вдоль их географического расположения.
3. Делай названия объектов небольшими четкими печатными буквами.
4. Если название объекта великовата, обозначим его цифрой и в условных обозначениях расшифруй.
5. Используй те условные обозначения, которые есть в атласе.
6. Если затрудняешься, посмотри внимательно в атлас или на настенную карту (все, что там изображено,- правильно) - это для тебя образец.
Памятка для работы с контурной картой
1. Делай надписи простым заточенным карандашом (или черной ампулой) аккуратно и разборчиво.
2. Подписывай названия рек, гор, равнин вдоль их географического расположения.
3. Делай названия объектов небольшими четкими печатными буквами.
4. Если название объекта великовата, обозначим его цифрой и в условных обозначениях расшифруй.
5. Используй те условные обозначения, которые есть в атласе.
6. Если затрудняешься, посмотри внимательно в атлас или на настенную карту (все, что там изображено,- правильно) - это для тебя образец.
V. Итог урока
VИ. Домашнє задачи
Проработать текст учебника.