Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 6 КЛАСС - разработки уроков

УРОК 23. ЗНАЧЕНИЕ ЭНЕРГИИ. ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

 

Цель: актуализировать и систематизировать знания об энергии, ее видах, преобразования, источники, машины и механизмы; составить общие представления о энергосберегающие технологии; развивать умение работать в группах, осуществлять защиту проекта, пользоваться мультимедийными технологиями, сетью Интернет; воспитывать коммуникабельность, толерантность, бережное отношение к природе.

Оборудование: изображения различных типов электростанций, компьютер, мультимедийный проектор (интерактивная доска).

Основные понятия: энергия, машины, механизмы, источники энергии, электростанция, альтернативные источники энергии, энергосбережение.

Тип урока: комплексного применения знаний, умений, навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений

1. Загадки про бытовую технику

• Что за чудо-агрегат может делать все подряд - считать и петь, и читать, и писать, даже друга отыскать? (Компьютер)

• Ну и радость, ну и смех на бумаге, без огрех, из какой коробки лезет текст на удивленье всех? (Принтер)

• В кухне - сейф. Положу в него я продукты: мясо, рыбу, соки, фрукты и включу рубильник. Сейф мой - . (холодильник).

• Мой чудесный аппарат любит пыли аромат, он любит мусор собирать. Как его назвать? (Пыле-смок)

• То вперед, то назад плавает по морю чайка. Остановится - горе, сделает дырку в море. (Утюг)

• Мы собирали груши, вишни, от работы стало жарко, сок сделала ... (соковарка).

2. Вопрос

• Что такое энергия? В чем ее значение? Назовите ее основные виды.

• Что может быть источником энергии? Приведите примеры источников энергии.

• Какие преобразования энергии происходят во время работы машин и механизмов?

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Людям постоянно нужна энергия для освещения, работы бытовой техники, транспорта, сложных машин и оборудования, отопления помещений и т.д. Многим потребителям энергии безразлично, каким образом эту энергию произведено. Но источники энергии не безграничны! Угля, нефти, природного газа, которые добываются из земных недр, становится все меньше. К тому же во время получения энергии из этих веществ происходит загрязнение окружающей среды. Лучший путь продления срока использования ограниченных энергоресурсов и улучшения состояния окружающей среды - потреблять их меньше. Или использовать такие источники энергии, которые в природе не ограничены и не наносят ей вреда. Сегодня наш урок посвящен энергосбережению. Творческие лаборатории длительное время работали над проектами энергосбережения. Давайте ознакомимся с результатами их работы.

 

ИV. Защита ученических проектов

Демонстрация мультимедийных презентаций, доклады

1. «Способы получения энергии»

Наибольшее количество электроэнергии в мире произведут с помощью ТЭС, ГЭС, АЭС.

На ТЭС энергия, которая выделяется во время сгорания топлива (угля, нефти, природного газа) с помощью электрогенераторов, приводимых во вращение

паровыми и газовыми турбинами или двигателями внутреннего сгорания, преобразуется в электрическую энергию.

Во время сгорания топлива в тепловых двигателях выделяются вредные вещества, а также выделяется в атмосферу значительное количество теплоты. Запасы топлива на планете распределены неравномерно, и при нынешних темпах потребления угля хватит на 150-200 лет, нефти - на 40-50 лет, а газа - примерно на 60 лет.

На современных ГЭС механическая энергия воды с помощью турбин передается генераторам, в которых превращается в электрическую. Строительство плотин является причиной многих проблем: гибнет рыба, водохранилища заиливаются, меняется микроклимат и т.д.

Атомные электростанции (АЭС) превращают ядерную энергию в электрическую. Авария на ЧАЭС является доказательством того, что безопасных АЭС не существует. Также актуальной является проблема сохранения радиоактивных отходов.

2. «Использование альтернативных источников энергии»

Вітроенергія. В Украине есть много мест, где можно построить ветровые электростанции. Наиболее удачными территориями для ветроэнергетики считается залив Азовского моря Сиваш. Благоприятными для ветроэнергетики является также районы Донбасса, где скорость ветра достигает 5 и более метров в секунду.

Солнечная энергия. Для использования солнечной энергии существуют промышленные и экспериментальные объекты установки в Киеве, Крыму, Херсоне.

Утилизация и переработка отходов. Только 10 % сырья, добываемого из недр планеты, превращается в готовую продукцию, остальные (90 %) - это отходы, которые загрязняют и биосферу. Ученые Харьковского университета выяснили, что после биологической очистки канализации остается осадок, из которого можно производить метан, а из него генерировать электроэнергию. Таким образом, в г. Харькове, например, можно обеспечить электрическим током 75 % очистных сооружений. К тому же и харьковчане выиграют, потому что стоимость услуг уменьшится минимум на 30 %.

3. «Что мы можем сделать для экономии энергии?»

Если мы хотим хорошо жить, нужно не только внедрять передовые технологии на производстве, но и, наконец, каждому научиться экономить тепло, свет, газ. Наши рекомендации:

• заклеивайте щели в оконных рамах в холодное время года или установите «стеклопакеты»;

• утепляйте балконы, устанавливайте счетчики газа, воды;

• выключайте лишние электроприборы в комнате;

• замените обычные ламы на флуоресцентные, которые излучают столько же света, сколько и лампы накаливания, но служат в 10 раз дольше и потребляют в 4 раза меньше энергии;

• устанавливайте холодильник подальше от радиаторов отопления, от прямых солнечных лучей;

• в холодное время года не держите долго двери в помещение открытыми.

 

V. Итог урока

Обсуждение, оценивание, самооценивание.

 

VИ. Домашнє задачи

1. Повторить параграфы .

2. Подготовиться к письменной итоговой работы по теме «Рукотворные системы».