УРОК 22. МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ, ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА; ВЕЩЕСТВА И МАТЕРИАЛЫ, ИЗ КОТОРЫХ ИХ ИЗГОТАВЛИВАЮТ
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о механизмах, работу и энергию; сформировать общие представления о машины и механизмы, которые используются в практической деятельности человека, вещества и материалы, из которых их изготавливают; развивать умение объяснять принципы работы простейших машин и механизмов, значение машин и механизмов в жизни человека; воспитывать наблюдательность, внимательность, уважение к человеческому труду.
Оборудование: изображения машин, которые используются в различных отраслях хозяйства, учебники, тетради.
Основные понятия: рукотворные системы, машины, механизмы, двигатель.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений
1. Проверка домашнего задания Применение энергии в различных бытовых приборах.
2. Проверочная работа Определите понятие.
• Физическая величина, которая характеризует изменение определенного объекта в результате действия на него других тел,- ... (работа).
• Простой механизм, предназначенный для преобразования поступательного движения во вращательное и наоборот,- ... (колесо).
• Энергия сжатой пружины - ... (механическая).
• Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого,- ... (сила трения).
• Системы, которые человек создает с целью облегчения своего труда,- ... (рукотворные).
3. Задача
Выберите лишнее слово.
• Рычаг, винт, велосипед, наклонная плоскость.
• Самолет, клин, колесо, блок.
• Молоток, пыле-смок, топор, ножницы.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Возможности человека по преобразованию и использованию энергии являются показателем технического развития человечества. Так, попытку человека преобразовать энергию ветра в свою пользу привело к изобретению паруса, ветряной мельницы. Дальнейшее использование простых механизмов и их сочетания постепенно заменяло ручной труд. Сегодня нас окружает множество технических средств, без которых даже сложно представить наше существование. Все эти технические средства (машины и механизмы) являются рукотворными системами, результатом труда многих поколений ученых, изобретателей.
ИV. Изучение нового материала
1. Машины и механизмы
Вопрос. Вспомните, какие механизмы называют простыми. Какое их главное предназначение?
Задача 1. Рассмотрите изображения машин. Определите, чем машины отличаются от механизмов.
Машины - это устройства, выполняющие полезную для человека работу и при этом преобразуют один вид энергии в другой. Машины являются сложными рукотворными системами, которые состоят из трех основных частей: рабочего органа, двигателя, механизма, что их связывает. Механизмы являются составными частями машин.
Назначение двигателя - превращать один вид энергии в другой.
Рабочий орган непосредственно выполняет ту работу, ради которой машину сконструировали.
Задание 2. Рассмотрите строение велосипеда. Определите его основные составляющие.
Вопрос. Можно ли считать велосипед машиной, ведь у него нет двигателя?
2. Вещества и материалы, из которых изготавливают машины
Веществом называют то, из чего состоит любое тело. Из курса природоведения 5 класса вы знаете, что вещества бывают простыми и сложными.
Материалы - это вещества, используемые для изготовления любого физического тела. Материалы изготавливают из веществ как природного, так и искусственного происхождения.
Задача 3. Приведите примеры веществ и материалов, которые из них изготавливают. (Кварцевый песок - стекло, руды металлов - сталь, древесина - бумага.)
Задача 4. Рассмотрите изображения машин и определите, из каких веществ и материалов они изготовлены.
Материалы, используемые для изготовления механизмов и машин, определяются их назначением, условиями работы и нагрузки, на которую они рассчитаны.
Большинство деталей машин изготавливают из металлов и их сплавов. Они прочны, устойчивы к нагреванию и очень медленно разрушаются. Про сплавы знали люди еще в древности. Так, орудия труда изготовляли из бронзы (сплав меди с оловом), латуни (сплав меди с цинком). Сейчас наиболее распространенным сплавом для постройки машин является сталь (сплав железа с никелем, кобальтом, марганцем и др.). Стекло - один из древнейших материалов; человек начал его производить еще 5 тыс. лет назад. Для выплавки стекла нужен специальный песок, который разогревают до 1700 °С. Пластмассы тоже широко используют для изготовления различных деталей машин. Пластмассы изготавливают из вещества, которое называется этилен; сырьем для его изготовления являются природный газ и нефть.
V. Закрепление изученного материала
Задание 5 (работа в группах)
Нарисуйте машину (автомобиль, трактор, экскаватор, подъемный кран, корабль, мотоцикл), подпишите его основные составные части; отметьте, из каких материалов изготовлены отдельные детали.
Вопрос
• Что такое машины, механизмы? Чем они отличаются?
• Какие вещества и материалы используются в производстве машин и механизмов?
• Какие бытовые машины облегчают вашу работу дома? Какие машины помогают вам в учебе в школе и дома?
VИ. Итог урока
VII. Домашнє задачи
1. Проработать параграф .
2. Составить загадки (или стихи) о машинах, которые есть у вас дома.
3. Узнать, какие машины производят в Украине.
4. Завершить работу над проектом «Энергосбережение».