Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 6 КЛАСС - разработки уроков

УРОК 22. МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ, ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА; ВЕЩЕСТВА И МАТЕРИАЛЫ, ИЗ КОТОРЫХ ИХ ИЗГОТАВЛИВАЮТ

 

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о механизмах, работу и энергию; сформировать общие представления о машины и механизмы, которые используются в практической деятельности человека, вещества и материалы, из которых их изготавливают; развивать умение объяснять принципы работы простейших машин и механизмов, значение машин и механизмов в жизни человека; воспитывать наблюдательность, внимательность, уважение к человеческому труду.

Оборудование: изображения машин, которые используются в различных отраслях хозяйства, учебники, тетради.

Основные понятия: рукотворные системы, машины, механизмы, двигатель.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений

1. Проверка домашнего задания Применение энергии в различных бытовых приборах.

2. Проверочная работа Определите понятие.

• Физическая величина, которая характеризует изменение определенного объекта в результате действия на него других тел,- ... (работа).

• Простой механизм, предназначенный для преобразования поступательного движения во вращательное и наоборот,- ... (колесо).

• Энергия сжатой пружины - ... (механическая).

• Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого,- ... (сила трения).

• Системы, которые человек создает с целью облегчения своего труда,- ... (рукотворные).

3. Задача

Выберите лишнее слово.

• Рычаг, винт, велосипед, наклонная плоскость.

• Самолет, клин, колесо, блок.

• Молоток, пыле-смок, топор, ножницы.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Возможности человека по преобразованию и использованию энергии являются показателем технического развития человечества. Так, попытку человека преобразовать энергию ветра в свою пользу привело к изобретению паруса, ветряной мельницы. Дальнейшее использование простых механизмов и их сочетания постепенно заменяло ручной труд. Сегодня нас окружает множество технических средств, без которых даже сложно представить наше существование. Все эти технические средства (машины и механизмы) являются рукотворными системами, результатом труда многих поколений ученых, изобретателей.

 

ИV. Изучение нового материала

1. Машины и механизмы

Вопрос. Вспомните, какие механизмы называют простыми. Какое их главное предназначение?

Задача 1. Рассмотрите изображения машин. Определите, чем машины отличаются от механизмов.

Машины - это устройства, выполняющие полезную для человека работу и при этом преобразуют один вид энергии в другой. Машины являются сложными рукотворными системами, которые состоят из трех основных частей: рабочего органа, двигателя, механизма, что их связывает. Механизмы являются составными частями машин.

Назначение двигателя - превращать один вид энергии в другой.

Рабочий орган непосредственно выполняет ту работу, ради которой машину сконструировали.

Задание 2. Рассмотрите строение велосипеда. Определите его основные составляющие.

Вопрос. Можно ли считать велосипед машиной, ведь у него нет двигателя?

2. Вещества и материалы, из которых изготавливают машины

Веществом называют то, из чего состоит любое тело. Из курса природоведения 5 класса вы знаете, что вещества бывают простыми и сложными.

Материалы - это вещества, используемые для изготовления любого физического тела. Материалы изготавливают из веществ как природного, так и искусственного происхождения.

Задача 3. Приведите примеры веществ и материалов, которые из них изготавливают. (Кварцевый песок - стекло, руды металлов - сталь, древесина - бумага.)

Задача 4. Рассмотрите изображения машин и определите, из каких веществ и материалов они изготовлены.

Материалы, используемые для изготовления механизмов и машин, определяются их назначением, условиями работы и нагрузки, на которую они рассчитаны.

Большинство деталей машин изготавливают из металлов и их сплавов. Они прочны, устойчивы к нагреванию и очень медленно разрушаются. Про сплавы знали люди еще в древности. Так, орудия труда изготовляли из бронзы (сплав меди с оловом), латуни (сплав меди с цинком). Сейчас наиболее распространенным сплавом для постройки машин является сталь (сплав железа с никелем, кобальтом, марганцем и др.). Стекло - один из древнейших материалов; человек начал его производить еще 5 тыс. лет назад. Для выплавки стекла нужен специальный песок, который разогревают до 1700 °С. Пластмассы тоже широко используют для изготовления различных деталей машин. Пластмассы изготавливают из вещества, которое называется этилен; сырьем для его изготовления являются природный газ и нефть.

 

V. Закрепление изученного материала

Задание 5 (работа в группах)

Нарисуйте машину (автомобиль, трактор, экскаватор, подъемный кран, корабль, мотоцикл), подпишите его основные составные части; отметьте, из каких материалов изготовлены отдельные детали.

Вопрос

• Что такое машины, механизмы? Чем они отличаются?

• Какие вещества и материалы используются в производстве машин и механизмов?

• Какие бытовые машины облегчают вашу работу дома? Какие машины помогают вам в учебе в школе и дома?

 

VИ. Итог урока

 

VII. Домашнє задачи

1. Проработать параграф .

2. Составить загадки (или стихи) о машинах, которые есть у вас дома.

3. Узнать, какие машины производят в Украине.

4. Завершить работу над проектом «Энергосбережение».