Урок № 23
Тема. Итоговый урок
Цель: повторить, систематизировать га обобщить знания учащихся относительно содержания:
· определение признаков и свойств трапеции;
· теоремы Фалеса;
· определение и свойства углов в круге.
Повторить, систематизировать и обобщить умения учащихся применять изученные утверждение для:
· выполнение изображений геометрических объектов по данным описанием;
· «чтение» рисунков;
· построения правильных рассуждений при решении задач различных типов.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Наглядность и оборудование: конспекты № 5-10.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Проверка домашнего задания
С целью экономии времени тщательной проверке подлежат только задачи высокого и достаточного уровней сложности.
III. Формулировка цели и задач урока
Основная дидактическая цель и задачи на урок логически вытекают из места урока в теме. Поскольку урок является последним, итоговым, то возникает необходимость повторения, обобщения и систематизации приобретенных знаний, умений во время изучения темы.
Такая формулировка цели создает соответствующую мотивацию деятельности учащихся.
IV. Повторение и систематизация опорных знаний
@ В зависимости от уровня подготовки учащихся проведение этого этапа урока учитель может организовать разными способами: как самостоятельную работу с теоретическим материалом (например, за учебником или конспектом теоретического материала повторить содержание основных понятий темы или же составить схему, отражающую логическую связь между основными понятиями темы, и т.д.), провести традиционный опрос (в форме интерактивной упражнения) с основными вопросами темы, предложить учащимся тестовые задания.
Тестовые задания
1. Закончите предложение так, чтобы образовалось правильное утверждение. В любой трапеции...
а) диагонали точкой пересечения делятся пополам;
б) две стороны параллельны;
в) две стороны равны;
г) диагонали равны.
2. Закончите предложение так, чтобы образовалось правильное утверждение. Периметр треугольника, образованного средними линиями треугольника ABC, равен...
а) периметр треугольника ABC;
б) удвоенному периметру треугольника ABC;
в половине периметра треугольника ABC;
г) двум третям периметра треугольника ABC.
3. Закончите предложение так, чтобы образовалось правильное утверждение. Вписанный прямой угол опирается на...
а) дугу, равную четверти круга;
б) дугу, равную трети круга;
в) полукруг;
г) дугу 90°.
4. Один из углов прямоугольной трапеции равен 50°. Найдите наибольший угол этой трапеции.
а) 50°; б) 90°; в) 120°; г) 130°.
5. В вписанному четырехугольнике ABCD угол В - наибольший. Назовите наименьший угол четырехугольника.
а) Угол А; б) угол С; в) угол D: г) определить невозможно.
6. Стороны описанного четырехугольника равны 5 см, 6 см и 7 см.
Найдите длину четвертой стороны, если она является наименьшей стороной четырехугольника.
а) 6 см; б) 3 см; в) 4 см; г) 1 см.
7. По данным рисунка найдите DE, если прямые l и т параллельны, АЕ больше DE на 8 см.
а) 8 см; б) 16 см; в) 4 см; г) 10 см.
V. Повторение и систематизация умений
@ Обычно этот этап урока проводится в форме групповой работы, цель которой заключается в том, чтобы учащиеся сами сформулировали и испытать обобщенную схему действий, которой они должны придерживаться во время решения типовых задач, подобные которым будут вынесены на контроль.
Поэтому перед выполнением практического задания проводится работа по выделению основных видов задач на применение изученных в теме понятий. Такими видами могут быть задачи на:
· вычисление углов трапеции;
· вычисление сторон (периметра), высот, средней линии трапеции;
· вычисление средней линии треугольника;
· вычисление углов в круге;
· применение определений, признаков и свойств вписанных и описанных четырехугольников.
После формирования списка основных видов задач учитель объединяет учеников в рабочие группы (по количеству видов заданий) и задания каждой из групп формулируется как «Составить план решения задачи...» (каждая из групп получает индивидуальное задание). На составление плана каждой группе отводится определенное время, за которое участники группы должны обсудить план решения, записать его в виде последовательных шагов, реализовать и подготовить презентацию своей работы. По окончании происходит обсуждение составленных планов: учитель или ученики (других групп) предлагают изменить какую-либо из данных величин и объяснить, как изменится решение задач. После обсуждения - обязательная коррекция.
V. Итоги урока
Итогом урока обобщения и систематизации знаний и умений учащихся является, во-первых, составленные ими обобщенные схемы действий при решении типовых задач, во-вторых - осуществление учащимися необходимой части сознательной умственной деятельности - рефлексии - отражения каждым учеником восприятие своих успехов, и самое главное - проблем, над которыми следует еще поработать перед контрольной работой.
VIII. Домашнее задание
Повторить содержание изученных понятий темы.
Изучить составленные на уроке схемы действий.
Решить задачи домашней контрольной работы.
Домашняя контрольная работа
1. В рівнобедреній трапеции противоположные углы относятся как 2:7. Найдите углы трапеции.
2. По данным рисунка найдите АВ1, если а || b, АС1 = С1С2, АВ2 = 12 см.
3. Средняя линия отсекает от данного треугольника треугольник, периметр которого равен 17 см. Найдите периметры данного треугольника и треугольника, образованного его средними линиями.
4. В рівнобедреній трапеции с углом 45° отрезки, соединяющие середину большего основания с вершинами тупых углов, перпендикулярные к боковым сторонам. Найдите среднюю линию трапеции, если ее меньшее основание равно 4 см.
5. По данным рисунка найдите угол х.
6. В рівнобедрену трапецию вписан круг, который делит боковую сторону на отрезки в отношении 9:16. Найдите длины этих отрезков, если средняя линия трапеции равна 50 см.