|
V. Усвоение знаний План изучения материала 1. Определение четырехугольника, вписанного в круг. 2. Теорема о вписанный четырехугольник. 3. Следствия из теоремы о вписанный четырехугольник. 4. Определение описанного четырехугольника. 5. Теорема об описанный четырехугольник. 6. Следствия из теоремы об описанный четырехугольник. @ По новой программе и математике для двенадцатилетней школы учащиеся должны не только овладеть содержанием и уметь применять в решении задач определения и теоремы о вписанный и описанный четырехугольники, а и доказывать эти теоремы. Но, учитывая достаточно высокий уровень сложности доказательства теорем, выражающих признаки вписанного и описанного четырехугольников (в учебнике этот факт зафиксирован с помощью соответствующего условного обозначения), требовать от учащихся воспроизведения доведение названных признаков автор считает нецелесообразным. Во время формирования знаний учащихся (по приведенному выше плану) учителю следует и уделю внимание таким моментам: · во время изучения определений вписанного (описанного) четырехугольника делаем акцент на том, что только в случае, когда все вершины (стороны) четырехугольника лежат на окружности (касаются круга), данный четырехугольник будет называться вписанным в круг (описанный вокруг окружности): на этом этапе целесообразно обсудить с учащимися свойства четырехугольников и их элементов, связанные с кругом (вершины четырехугольника, вписанного в круг, равноудаленные от центра окружности; отрезок, соединяющий центр окружности с любой вершиной, является радиусом круга; для четырехугольника, описанной вокруг круга, равноудаленными от центра круга будут стороны, то есть перпендикуляр, проведенный из центра окружности, вписанной в четырехугольник, стороны четырехугольника, и является радиусом этого круга); для закрепления этих фактов предлагается выполнить задание. Задачи. На каком из следующих рисунков изображен четырехугольник ABCD: а) вписанный в круг; б) описанный вокруг круга?
Для таких четырехугольников назовите радиусы кругов(описанного или вписанного). · Изучив содержание теорем (которые выражают, по сути, критерии вписанного и описанного треугольников, то есть необходимое и достаточное условия) о вписан (описанный) четырехугольник, следует обратить внимание учащихся на то, что возможны два выпады их применения: во-первых, для определения того, можно ли данный четырехугольник вписать в круг (описать вокруг окружности); во-вторых, чтобы записать соответствующее соотношение для противоположных углов (сумм противоположных сторон) четырехугольника. С целью закрепления этих утверждений ученики решают устные упражнения. Выполнение устных упражнений 1. В какой прямоугольник можно вписать окружность? Вокруг любого ромба можно описать окружность? 2. Можно ли описать окружность вокруг четырехугольника, который имеет только один прямой угол; только три прямые углы? · Для практических нужд наибольшую ценность имеют следствия из теорем о вписанный и описанный четырехугольники, а также опорные задачи. Задача 1. Центр окружности, описанной вокруг прямоугольника, является точкой пересечения его диагоналей. Задача 2. Центр круга, вписанного в ромб, является точкой пересечения его диагоналей, а радиус круга равен половине высоты ромба. Задача 3. Радиус круга, вписанного в трапецию, равен половине ее высоты. Итак, после определения видов четырехугольников, которые можно вписать или описать, необходимо рассмотреть вопрос о положение центра описанной (вписанной) окружности и соотношение между элементами (сторонами, высотами) четырехугольников и радиусом описанной (вписанной) окружности. Соответствующие записи учащиеся должны сделать в тетрадях.
VI. Формирование первичных умений Выполнение устных упражнений 1. Можно ли описать круг вокруг прямоугольной трапеции? 2. В трапеции три стороны равны. Можно ли в такую трапецию вписать круг? Можно ли вокруг такой трапеции описать окружность? Выполнение письменных упражнений 1. Определите, можно ли описать окружность вокруг четырехугольника ABCD, если углы А, В, С, D равны соответственно: а) 90°, 90°, 20°, 160°; б) 5°, 120°, 175°, 60°. 2. Найдите неизвестные углы: а) вписанного четырехугольника, если два из них равны 46° и 125°; б) вписанной трапеции, если один из них равен 80°; в) вписанного четырехугольника, диагонали которого точкой пересечения делятся пополам. 3. Найдите периметр: а) описанного четырехугольника, три последовательные стороны которого равны 7 см, 9 см и 8 см; б) описанной трапеции, боковые стороны которой равны 3 см и 11 см. 4. Рівнобедрена трапеция описана вокруг окружности. Найдите среднюю линию трапеции, если ее боковая сторона равна 7 см. 5. Диагональ ромба, выходящий из вершины угла 60°, равна 24 см. Найдите радиус круга, вписанного в ромб.
VII. Итоги урока Усвоение учащимися содержания основных утверждений проверяем во время Выполнения задания. Какие ошибки допущены в изображении четырехугольников (см. рис)?
VIII. Домашнее задание Изучить содержание теоретического материала. Выполнить домашнюю самостоятельную работу. Домашняя самостоятельная работа 1. В треугольнике ABC точки М и N - середины сторон АВ и ВС соответственно. Периметр треугольника ABC равен 22 см. Найдите периметр треугольника MBN. 2. На рисунке ABB1 + A1AB = 180°. Найдите периметр четырехугольника АВВ1А1.
3. Найдите углы равнобедренного треугольника, основание которого взимает пятую часть дуги описанной окружности. Рассмотрите все возможные случаи.
|
|