Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ
10 класс

УРОК № 21. СВЯЗЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

 

Цель урока: ознакомить с понятием «экономическая эффективность»; расширить знания учащихся о социальной справедливости; показать связь экономической эффективности и социальной справедливости.

Основные понятия: экономическая эффективность, социальная справедливость.

Тип урока: урок формирования и совершенствования умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной и познавательной деятельности

 

III. Изучение нового материала

Лекция учителя

Сущность понятия «экономическая эффективность»

Экономическая эффективность - это вид эффективности, характеризующий результативность деятельности экономических систем (предприятий, территорий, национальных экономик).

Различают социальную и экономическую эффективность. Экономическая эффективность является одной из важнейших качественных характеристик общественного производства. Социальная эффективность выражает степень удовлетворения личных потребностей общества. Она показывает, насколько хозяйственная деятельность направлена на самого человека и отвечает ее потребностям и интересам. Если постоянно повышается благосостояние народа и обеспечивается высокий жизненный уровень, то, конечно, данное общественное производство является социально эффективным.

Экономическая эффективность выражает результативность общественного производства путем сопоставления затрат и полученного результата, ее определяют по формуле:

Е = П/3,

где П - стоимость продукта, Из - материально-денежные затраты.

В результате получаем показатель, характеризующий величину прибыли на единицу затрат. Чем дешевле, с меньшими затратами обходится обществу изготовления материальных и духовных благ и чем больше их создается, тем выше экономическая эффективность общественного производства.

Экономическая эффективность определяется мерой целесообразности распределения производственных ресурсов и их продуктивного использования, учитывая полученные результаты.

Уровне предпринимательской возможности предусматривают создание предпосылок экономической справедливости, когда экономические блага распределяются не на основе «уравниловки», а соответственно к хозяйственной активности людей и их профессионализма.

 

Сущность понятия «социальная справедливость»

Принцип социальной справедливости рассматривается как равенство в доходах, имущественное равенство в доходах, имущественное равенство и уравнительное распределение.

В самом широком понимании справедливость означает наличие необходимых условий для нормального цивилизованного развития экономики, обеспечения ее демократического характера, реализации прав и свобод человека.

Классическое определение справедливости дал К. Попер. Под справедливостью он имел в виду:

• равное распределение бремени гражданства, т.е. тех ограничений свободы, которые необходимы для общественной жизни;

• равенство граждан перед законом, конечно тогда, когда законы не поддерживают и не осуждают отдельных граждан, групп или классов;

• ровно пользования преимуществами (а не только ограничениями), которые государство может предложить гражданам.

Проблема справедливости, особенно ее взаимосвязь со свободой, исторически была в центре политической борьбы в обществе. Причем требование свободы основном считалась буржуазной идеей, а социальной справедливости - традиционно реалистичной. Однако сам ход общественного развития в современных условиях ставит вопрос о сочетание идеалов свободы и справедливости. Как свобода, так и справедливость всегда были желаниями человека. В конце XX в. стало ясно, что развитие демократии возможно только на основе становления более равноправного и справедливого общества. Вне справедливости нет и не может быть свободы личности и человеческого достоинства, стабильного общества и прогрессивного социально-экономического развития. Справедливость служит прямым регулятором деятельности человека в любой ситуации.

Признавая только за человеком способность к чуткого ощущения таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость, Аристотель показывает, что свойство именно этих качеств и составляет основу семьи и государства.

Экономисты и социологи не имеют единого мнения о том, что понимать под социальной справедливостью, как квалифицировать ее. Чаще всего социальная справедливость понимается как проявление справедливости в сфере распределения богатств, благ и доходов между членами общества. Как правило, выделяются четыре основные подходы к проблеме социальной справедливости с точки зрения распределения благ:

• «элитарный» - все члены общества получают одинаковые блага, то есть имеет место равное распределение благ между индивидами;

• «утилитарный» - товары и услуги распределяются таким образом, чтобы максимизировать общую пользу всех членов общества, то есть дается больше благ тому, кто сумеет испытать большего наслаждения от них; конечно, если все члены общества были бы одинаковые, то утилитарная и егалітарна позиции совпадали бы;

• «роулсіанський» (на основе концепции Роулса) - максимизируется полезность наиболее обеспеченных лиц, которая достигается за счет повышения производительности и эффективности труда высокооплачиваемых рабочих; в результате создаются условия для большего перераспределения средств в пользу наиболее бедных членов общества;

• «рыночный» - справедливость устанавливается рынком: результаты конкурентных рыночных процессов справедливы потому, что они вознаграждают тех, кто более способный и трудолюбивый; справедливой является такая величина дохода, которая соответствует эффекта от вложения труда и капитала в производство, определена на основе рыночных критериев.

Социальная справедливость отражает оценку реально существующей системы распределения и формирования доходов, ее становление с оптимальными принципами организации сферы распределения доходов и заработка.

Справедливость с точки зрения ее этического содержания не поддается более-менее точному экономическому определению. В этом плане представители классической либеральной теории отрицают само понятие социальной справедливости, которое предполагает якобы абстрактную совершенную модель распределения. Представления о социальной справедливости является, по их мнению, напіврелігійним предрассудком, а ее реализация приводит к подавлению экономической свободы личности. Социальная справедливость, которая кем-то внедряется и обеспечивается, не имеет ничего общего с естественным ходом экономического развития, прямо противоречит логике объективных процессов и не может в конечном итоге считаться оправданной с социальной точки зрения.

Постановка проблемы справедливости в экономической сфере оправдана настолько, насколько она является естественным следствием развития экономических отношений.

 

Связь экономической эффективности и социальной справедливости

Надежду добиться повышения материального благосостояния людей и на этой основе обеспечить большую справедливость в распределении доходов основываются на перспективах динамичного роста и общего повышения эффективности общественного производства.

Противоречие между социальной справедливостью и экономической эффективностью остро ставит проблему банкротства убыточных предприятий. Нет сомнения, что с точки зрения экономической эффективности банкротстве является нормальным явлением. Закрытие неэффективных предприятий является одним из главных путей решения проблемы структурной перестройки экономики Украины. Ограниченные возможности бюджета не позволяют государству взять на себя все долги предприятий-банкротов. Сегодня вместо того, чтобы действительно стимулировать эффективно работающие предприятия, огромные бюджетные средства тратятся на дотации явно неэффективным производствам.

Однако нельзя забывать, что на этих производствах работают люди, для каждого из которых закрытия родного предприятия - личная трагедия, связанная с потерей места работы и источника доходов. Решая это складноге вопрос, приходится делать чрезвычайно важный экономический выбор. Казалось бы, что справедливо и в дальнейшем поддерживать устаревшие и нерентабельные предприятия. Однако такой выбор порождает множество экономических проблем: сильную инфляцию, некачественные товары, неэффективное их производство, значительное число занятых низкоэффективной трудом рабочих, уменьшение их заработной платы и т.д.

Еще один пример противоречия между экономической эффективностью и социальной справедливостью - ситуация на предприятиях. Рынок побуждает производителей к повышению эффективности производства. Когда фирма (предприятие) сталкивается с трудностями во время сбыта своей продукции, она вынуждена проводить техническое переоснащение и реконструкцию производства, чтобы улучшить позиции на рынке.

Однако такие меры приводят к высвобождению из производственного процесса многих рабочих. Законы рынка жесткие: не провести модернизацию и реконструкцию производства означает стать неконкурентоспособным и обанкротиться. А в результате пострадают как фирма, так и сами рабочие.

Противоречие между экономической эффективностью и социальной справедливостью многоаспектная. Она является одной из центральных экономических проблем нашего общества.

Улучшение состояния дел в экономике, повышение эффективности производства означает обеспечение большего равенства, большей безопасности и высокого уровня жизни для всех членов общества.

 

IV. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Работа в группах

Учащиеся класса объединяются в группы по 4-5 человек в каждой. Группы получают задание. За 3-5 минут каждая группа должна представить результаты своей работы. Распределяются роли в группах следующим образом: председатель, посредник, секретарь, докладчики.

Председатель зачитывает задание, организует порядок выполнения, поощряет к работе, подводит итоги работы, определяет докладчика.

Секретарь коротко и внятно ведет записи результатов работы своей группы.

Посредник следит за тем, поощряет группу к работе.

Докладчик (докладчики) четко выражает вывод, к которому пришла группа.

«Кейс-метод» заключается в том, что ученики прорабатывают определенный текст (статистические данные, анализ ситуации) и вопрос к нему. Рассмотрев материал, учащиеся должны ответить на поставленные вопросы и обосновать их.

Задача 1

Одним из средств преодоления несправедливости распределения богатства на планете есть попытки установить «справедливую цену» на товары, которые выпускают страны, что развиваются. Приведенные ниже фрагменты статьи описывают роль в этом так называемой справедливой торговли.

 

«Справедливая торговля» в Австралии

Продукты «Fair Trade» можно найти в большинстве супермаркетов Европы, и это движение относится к приоритетным на всех государственных уровнях. С 28 апреля по 13 мая в Австралии и Новой Зеландии пройдут мероприятия, посвященные популяризации «Fair Trade», - дискуссии, дегустации, выставки и образовательные мероприятия... Цель организации - забота об интересах производителей из бедных стран.

«Это означает справедливую цену на их товары, которая смогла бы покрыть издержки производства и обеспечить достаточные средства для существования; долгосрочные контракты, обеспечивающие стабильные доходы; и, что крайне важно для многих, - поддержку в получении знаний и навыков, необходимых для развития бизнеса и повышения зарплат».

По словам исполнительного директора FTANZ Нейла Баукера, процесс требует привлечения фермеров для объединения их в кооперативы. «Цены будут устанавливаться путем договора между покупателем и продавцом, - говорит он, - но они также будут включать надбавку и цену fair trade».

«Цена fair trade - это фиксированная цена, что гарантирует выживание производителей, тогда как надбавка - дополнительная сумма, которая в СЕЛА на кофе составляет 10 центов на фунт (11,9 цента) и идет на развитие общин».

Н. Баукер пояснил, что маркировка продуктов «Fair Trade» впервые началось в Нидерландах в 80-х годах и быстро распространилось по всей Европе, однако в Австралии оно появилось лишь в 2003 г. Бизнес «Fair Trade» вырос, увеличив продажи своих товаров с 1,2 млн долл. в 2004 г. до 6,5 млн. в 2005 г. Сейчас около 100 человек имеют патенты на распределение товаров «Fair Trade» не только через специализированные магазины, но и путем продажи в крупных сетях супермаркетов «Coles» и «Wool-worth's».

Наиболее ходовым товаром «Fair Trade» в Австралии есть кофе из Восточного Тимора, Новой Гвинеи и Индонезии, среди других товаров - чай, шоколад и футбольные мячи.

Ник Савейдіс с «Etiko», австралийской компании по производству спортивных товаров, говорит, что его фирма продает мячи «Fair Trade» для регби, футбола, а также теннисные мячи не только для поддержки движения «Fair Trade», но и из моральных соображений, чтобы остановить использование детского труда. Во время изготовления большинства футбольных мячей, произведенных не в Австралии, до сих пор используется детский труд во время их прошивки. «Когда вы приезжаете на заправочную станцию и видите все эти дешевые мячи, задайте себе вопрос, почему они настолько дешевые. Один футбольный мяч 650 стежков, и взрослый человек может изготовить максимум 6 или 7 мячей на день», - рассказывает Н. Савейдіс.

Н. Савейдіс говорит, что его компания заключила договор fair trade в Пакистане, в регионе, в котором ранее была очень распространена детская работа. Сейчас там создан центр из прошивки мячей, в котором работают местные женщины. Они получают зарплату на 47% больше, чем другие зшивальники, и могут позволить себе отправить своих детей в школы и детских садов. Центр охраны здоровья входит в комплекс соглашений.

Дневные Лонг из центра Эдмунда Райза в Сиднее говорит, что католическая церковь полностью поддерживает движение и проведет презентации, посвященные «Fair Trade», в средних школах в течение двух недель. По словам Д. Лонга, все люди, которые входят в движение «Fair Trade», очень трепетно относятся к вопросам социальной справедливости. «Они делают это не за деньги. Все они принимают в этом участие, чтобы помочь миру. Если они получают какую-то выгоду, то возвращают ее, чтобы оказать помощь другим».

Источник: Ша Адамс. «Справедливая торговля» помогает производителям получить справедливые цены / Ша Адамс // The Epoch Times Украина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.epochtimes.com.ru/articfes/view/2/6976. HtmZ

1. Дайте свою интерпретацию концепции справедливости, которая представлена в приведенном выше материале.

2. В чем заключается взаимосвязь между эффективностью и справедливостью?

3. В чем заключается причина того, что потребители покупают товары fair trade несмотря на то, что их цена выше рыночной? Дайте интерпретацию равновесия потребителя для этого случая.

 

Задание 2

Публикация, приведенная ниже, характеризует восприятие социально-экономического состояния Украины в конце 2008 г. рядовыми гражданами.

В Украине - рекордный уровень социального пессимизма

Сейчас в Украине наблюдается рекордный уровень социального пессимизма в оценке как политической, так и экономической ситуации. Как передает «Интерфакс-Украина», об этом свидетельствуют данные исследования Research&Branding Group, обнародованные на пресс-конференции в Киеве. Опрос проводился с 22 по 30 ноября 2008 г. в 24 регионах страны. Опрошено 2087 респондентов. Погрешность выборки - 2,2 %. Так, 92 % опрошенных считают политическую ситуацию в Украине нестабильной и лишь 1 % характеризуют ее как в целом стабильную. Экономическую ситуацию оценивают как плохую 89 % респондентов, как хорошее - 2 % опрошенных. Не удовлетворены своей жизнью 67 % респондентов и лишь 29 % - в целом довольны. При этом 48,2 % респондентов ответили, что стали экономить в нынешних условиях, 21 % - не экономят. Наибольшее количество опрошенных - 33,3 % - считают, что Украина может рассчитывать только на свои силы, 20,9 - на помощь России, 16 % - на помощь Европейского Союза.

Источник: Эффективные коммуникации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pr-center.org.ua/news_show.php?zap=2462

1. О чем свидетельствуют данные социологического опроса об изменении общественного благосостояния граждан Украины? Насколько это можно связать с эффективностью функционирования экономики или деятельностью правительства?

2. Какими методами можно добиться изменения существующей ситуации? Можно ли при таких условиях осуществить улучшения?

3. Какие рекомендации по улучшению существующей ситуации влияют на развитие экономики и благосостояния граждан и как их можно реализовать?

 

V. Итог урока. Оценивание ответов учащихся

 

VI. Домашнее задание

Прочитать материал учебника.