География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ. 6 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

И СЕМЕСТР

 

РАЗДЕЛ II

Земля на плане и карте

 

Тема 2. Градусная сетка Земли. Географические координаты точек

 

Урок 20. Вариант 3. В поисках клада (итоговый урок)

 

Цель: обобщить и проверить знания по теме, умение учащихся использовать приобретенные знания во время решения проблемных ситуаций по теме; развивать географическое мышление, воспитывать чувство дружбы, умение работать в коллективе.

Тип урока: проверки и корректировки знаний, умений, навыков.

Оборудование: физическая карта, атласы, рисунок «Остров сокровищ», прапирци, булавки, мешочек с сокровищем, куб, рисунок обезьяны с мешочком.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Из класса выбрать три команды моряков, остальные - друзья, родные, знакомые моряков. Команды имеют эмблему, капитана.

 

II. Проведение игры

Учитель. Тему для игры подсказали ребята, которые одного летнего дня ловили рыбу. Когда солнце поднялось высоко, они в последний раз забросили удочки. Просидели несколько минут и решили собираться домой. И только один из них потянул удочку, как почувствовал, что на крючке что-то есть. Каково же было удивление и разочарование ребят, когда они вытащили старый ботинок, из него выглядел бумажку, но прочитать они его не смогли и принесли мне в надежде, что кто-то сможет прочитать. Поэтому сегодня вы попытаетесь это сделать.

«Сам находился на острове 10 лет. Умираю с мыслью, что мое сокровище будет найдено. Закапываю его в северной части острова, под пальмой. Примерные координаты острова 14° ю. ш., 150° з. д.» (запись сделана так, что его можно прочитать только с помощью зеркала).

Учитель. Записка прочитана, остается найти это место на карте, обозначить его на контурной карте и отправиться в путешествие за кладом.

• В каком океане находится остров?

• В каком направлении от нашего населенного пункта искать клад?

• Каким транспортом вы предлагаете двигаться к острову?

• Свои путешествия мы начнем с нашего населенного пункта. Какие его координаты? (Обозначить на контурной карте.)

• Самолетом долетим до пункта с координатами 46°30' с. ш., 30°40' в. д. Как называется город? (Обозначить путь до Одессы.)

• Определить расстояние до этого населенного пункта.

• За какое время можно долететь до Одессы, если скорость самолета 900 км/ч?

Учитель. В Одессе моряки садятся на свои корабли, а на берегу остаются их близкие, знакомые, друзья. А чтобы их ожидание не было скучным, чтобы время плавания «моряков» выдался коротким, они поработают.

Задачи. Из первых букв названий географических объектов составить предложение.

47° с. ш., 32° в. д. (две первые буквы названия города Украины). (Николаев)

49°26' с. ш., 32°04'. вост. д. (две первые буквы названия города Украины). (Черкассы)

49°40' с. ш., 31°30' вост. д.; (две первые буквы названия города Украины). (Канев)

45° с. ш., 33°10' в. д. (первая буква названия города). (Евпатория)

56° с. ш., 38° в. д. (две первые буквы названия столицы России). (Москва)

38° с. ш., 78° з. д. (две первые буквы названия столицы США). (Вашингтон)

14° с. ш., 30°в. д. (первая буква названия крупнейшей страны Африки). (Судан)

45°30' с. ш., 28°40' в. д. (две первые буквы названия города на Дунае). (Измаил)

2° с. ш., 104° в. д. (первая буква названия города-страны). (Сингапур)

49° с. ш, 24° в. д. (три первые буквы названия гор Украины). (Карпаты)

18° ю. ш., 65° з. д. (две первые буквы названия страны Латинской Америки). (Боливия)

50° с. ш., 33°35' в. д. (первая буква названия города на Полтавщине). (Миргород)

Учитель. Из Одессы моряки на трех кораблях отплывают в район Средиземного моря. Укажите его глубины.

• Определите расстояние от Одессы до Каира, обозначьте на контурной карте.

• Абсолютные высоты Каира и Одессы?

• В каком направлении Каир от Одессы?

• Радист получил телеграмму: «Страшная эпидемия. Просим помочь лекарствами. Наши координаты: 31° с. ш., 32° вост. д.». (Суэцкий канал)

• Определить азимут от Каира до Суэцкого канала.

• Через Красное море мы выходим до Индийского океана и останавливаемся отдохнуть на одном из Больших Зондских островов, в точке с координатами 8° ю. ш., 10° в. д. Как называется остров? (Ява, обозначить путь из Суэцкого канала до этого острова.)

Учитель. А теперь - в дорогу. На кораблях мы обогнули Австралию с севера, с юга - Новую Гвинею и вышли к Тихому океану.

Отметьте этот путь на карте. Проплывая Коралловым морем, телефонист услышал сигнал «SОS». Одна из рыболовецких шхун налетела на коралловые рифы. Судно получило пробоину, и команда просит помощи. Координаты шхуны: 15° ю. ш., 167° в. д. Определите расстояние от ваших кораблей до шхуны. Какой из кораблей находится ближе всех и первым сможет помочь?

Координаты кораблей:

1. 10° ю. ш., 170° в. д.

2. 15° ю. ш., 173° в. д.

3. 17° ю. ш., 167° в. д.

(Обозначьте на контурной карте.)

Учитель. Слово за капитанами. Свой путь продвижения островом обозначаем флажками. На сколько клеточек - это определит кубик с числами от 1 до 6, но только правильно ответив на вопрос, вы двигаетесь вперед. (На доске вывешивается рисунок острова, на нем обозначено 13 ячеек к сокровищу. Капитаны по очереди подбрасывают кубик и отвечают на вопросы (с помощью команды)).

Вопрос

• Что такое азимут?

• Что называется абсолютной высотой?

• Какова абсолютная высота нашего населенного пункта?

• Приведите пример числового масштаба.

• Что такое горизонталь?

• Вы забыли взять с собой компас, вернитесь на ячейку 3.

• Что такое репер?

• Назовите единицы измерения расстояний.

• Вы забыли взять лопаты, вернитесь на ячейку 5.

• Болото, пропустите ход, чтобы обойти его.

• Вы за несколько метров от клада, но где ваша карта, вы ее забыли на корабле, вернитесь за ней.

• На пути леопард, пропустите ход. За это время найдите возможность отвлечь его и ответить на вопрос: «Что такое географические координаты?»

• Клад ваш! Но что это?

Дополнительные вопросы для повторных ходов.

• Что такое компас?

• Что называется масштабом?

• Для чего нужен нивелир?

• Что такое градусная сетка?

• Что значит «ориентироваться»?

• Какие способы изображения местности вы знаете?

• Что такое план местности?

• Чем отличается план от карты?

• Что такое относительная высота?

• Что называется картой?

• Что такое берґштрих?

• Направление в ориентировании называют главным?

• Как определить на плане стороны горизонта?

• Что такое географическая широта?

• В каких масштабах выполняют карты?

• Какое значение имеет план?

Учитель. Где клад? Обезьяна похитила! Но оставила вам сообщение, состоящее из первых букв названий географических объектов, которые имеют координаты:

50° с. ш., 52° в. д. - название реки. (Урал)

18° ю. ш., 26° в. д., - название водопада. (Виктория)

5° с. ш., 62° з. д. - название водопада. (Анхель)

34° ю. ш., 151° в. д. - название города. (Сидней)

49°40' с. ш., 36°10' в. д. - название населенного пункта. (Ефремовское)

51°55' с. ш., 3330' в. д. - название города. (Шостка)

44°40' с. ш., 34°20' в. д. - название города. (Алушта)

48°40' с. ш., 35°10' в. д. - название города. (Новомосковск)

44°50' с. ш., 34°10' в. д. - название города. (Симферополь) Учитель. После этого сообщение дописано: «Человек, находясь на острове, часто рассказывала мне разные истории, но я больше всего запомнила рассказ про лягушку-путешественницу, особенно поразило ее окончания путешествия... Так как утки летели очень быстро, она упала не прямо на то место, над которым она закричала и где была твердая дорога, а дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она упала в грязную лужу на краю села. Все время думаю: в каком направлении относительно села находилась лужа? Куда лягушка-путешественница думала поехать?».

Команде, которая первой правильно ответила на вопрос, достанется сокровище.

Учитель. Каждый в жизни стремится иметь свой клад.

Для одних это деньги, драгоценности, для других - знания. Все, кто работал на уроке, обогатились определенной суммой знаний по теме. А самый важный клад для команды, которая выиграла сегодня, - оценки. Давайте заглянем в мешок со скарбом и достанем для себя оценки.

 

III. Итог урока