Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии 7 класс

Раздел И. РАСТЕНИЯ

 

Тема 2. Размножение и развитие растений

 

УРОК 22

Тема. Влияние условий среды на прорастание семян. Рост и развитие растений

 

Цель. Повторить из курса естествознания, как условия среды влияют на прорастание семян, расширить знания учащихся о рост и развитие растений.

Основные понятия и термины: рост, развитие, влажность, температура, освещенность.

Оборудование: Результаты опыта о прорастание семян фасоли, схемы, рисунки на доске, рабочие тетради, учебник.

Методы и методические приемы: словесные (рассказ, беседа (подготовительная), рассказ с элементами беседы); наглядные (демонстрация результатов опытов, таблиц, схем и рисунков); репродуктивные (беседа) и поисковые (эвристическая беседа, создание и решение проблемных ситуаций).

Тип урока: усвоение новых знаний.

 

Структура урока

 

Этапы урока

Время, мин.

1.

Организационный момент.

2

2.

Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

2

3.

Восприятие и первичное осмысление нового материала.

20

4.

Обобщение и систематизация изученного.

15

5.

Итоги урока, аргументация оценок.

3

6.

Домашнее задачи.

2

 

Ход урока

1. Организационный момент.

Предложить учащимся вспомнить или повторно заложить опыт, который демонстрирует условия, необходимые для роста и развития растений. Если у учителя есть 6-е классы, он просто может использовать результаты опытов, заложенных шестиклассниками. Напомним методика закладки опытов для демонстраций. В шесть сосудов положить по 10 семян фасоли. В одну налить воды таким образом, чтобы семена полностью было залито. В две другие - столько, чтобы семена немного змочилось и к нему был свободный доступ воздуха. (Одну из них поставить в холодильник, другую - в теплое место. Следить, чтобы семена не высыхало.) В четвертой и пятой сосудах увлажнить семена и поставить одну в темное теплое место, а другую - в освещенное теплое. Шестую сосуд с сухой фасолью оставить для контроля. Наблюдайте за сосудами.

2. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Подготовительная беседа. Вспомните из курса природоведения, какие признаки характерны живым организмам. (Ученики рисуют схему на доске, которая показывает признаки живых организмов). Как вы считаете, можно среди этих признаков выделить самую главную?

Свойство организмов обеспечивает постоянство видового состава на Земле? Как размножаются растения? Назовите преимущества размножение семенами? Вспомните, какие условия необходимы для прорастание семян.

Сегодня мы с вами повторим, какие условия необходимые для прорастания семян и почему. Что происходит с растением после прорастания семян?

 

План

1. Выяснение условий, необходимых для прорастание семян.

2. Выяснение условий, необходимых для роста и развития растительных организмов.

 

3. Восприятие и первичное осмысление нового материала.

Выяснение условий, необходимых для прорастание семян

Демонстрация. Рассмотрим подробнее, как растет и развивается растение. Учитель демонстрирует результаты опытов с прорастание семян фасоли (6 сосудов). Скажите, при каких условиях семена не проросло? Учащиеся наблюдают, что сосуды с сухими семенами, полностью залитым водой, и тем, что стояло в холодильнике, не проросло. (А проросло то семя, которое было умеренно увлажненный и стояло в теплом месте, причем учащиеся видят, что в темном и освещенном месте семян проросло одинаково. Учитель просит сделать вывод. Подумайте, какие условия необходимы для прорастания и развития семян фасоли.

Объяснение. Семена цветочных растений может длительное время находиться в неблагоприятных условиях, сохраняя жизненность зародыша. Прорасти и дать начало новому растению может семена с живым зародышем, такие семена называют похожим. Некоторое семена сохраняют всхожесть в течение 5-6 дней (ива, тополь), много овощных растений - 4-5 лет, хлебные злаковые-8-12, сорняки - до 25-40 лет. Чтобы семена не потеряли всхожесть, его следует хранить в сухом, проветриваемом помещении при температуре 4...5 °С.

Для прорастания семян необходима совокупность благоприятных условий: наличие определенной температуры, воды, воздуха.

Диапазон колебаний температуры, при которой может прорастать семена, зависит от того, откуда оно происходит. Для растений севера нужна более низкая температура, чем для растений, которые имеют южное происхождение. Так, семена пшеницы прорастают при температуре от 0° до +1 °С, а кукурузы - при +12 °С. Это нужно учитывать во время определения сроков посева. Важным условием для прорастания семян также является наличие воды. Прорасти может только хорошо увлажненные семена. Это вы могли увидеть на опыте с прорастания фасоли.

Для активного дыхания увлажненной семена необходим доступ кислорода из воздуха. Во время дыхания выделяется тепло. В увлажненного семена дыхания активнее, чем у сухого. Если сырое семян сохраняется толстым слоем, оно быстро нагревается и может зіпріти, что приведет к разрушение зародыша. Поэтому для хранения засыпают только сухие семена и держат его в хорошо проветриваемых помещениях.

Для посева следует отбирать большое и полноценные семена без примеси семян сорняков.

Во время сева надо учитывать глубину заделки семян в почву. Мелкосеменных культуры нужно сеять на глубину 1-2 см (лук, морковь, укроп), великонасінні - на 4-5 см (фасоль, тыква). Глубина заделки семян зависит также от типа почвы. На легких почвах (песчаных), где водный режим менее устойчив, мелкие семена нужно высевать глубже, чем на тяжелых (глинистых) почвах. Глубину высева увеличивают также, если в почве мало влаги.

 

Выяснение условий, необходимых для роста и развития растительных организмов

Рассказ с элементами беседы. Для того, чтобы из семени выросло новое растение, происходит рост растения зачаткової (зародыша), которая есть в семени. У семян всех растений прорастание начинается удлинением зародышевого корешка и выходом его наружу семени, после чего он превращается в главный корень растения. Потом вытягивается стебель вместе с семядолями и наконец начинает расти почка, давая начало главному стеблю. Вытянувшись, стебелек выносит на свет первые органы проростка - семядоли. Только после этого возможны формирование и рост надземных частей молодого растения. Подумайте, почему. Демонстрация таблицы “Строение семян ”.

Затем клетки растут и делятся. Сначала за счет питательных веществ, которые есть в семядолях и воды, поступающей из почвы. Рост растения невозможно без ее развития. По мере того, как образуются новые клетки, происходит их распределение, то есть приспособления к выполнению специфической функции. Например, клетки корня приспосабливаются так: одни - к поглощение воды и растворенных в ней питательных веществ, другие - проведения этих веществ до стебля и листьев, еще другие - активного деления, вследствие чего корень постоянно растет. (Демонстрация таблицы “Строение корня Взрослое растение растет также за счет деления клеток. А содержатся они в специальных тканях.

Таким образом, как мы видим, процессы роста и развития взаимосвязаны.

А за счет чего происходят рост и развитие? Понятно, что для этого нужно много разнообразных веществ и энергии. их растение получит из почвы и благодаря фотосинтезу.

 

4. Обобщение и систематизация изученного.

1. Выполнение заданий практикума.

А) Соедините стрелочками процессы жизнедеятельности растения и необходимые для них условия.

 

Прорастание семян

Тепло

Рост растения

Влага

 

Холод

 

Воздух

 

Углекислый газ

 

Кислород

 

Органические вещества

 

Грунт

 

Освещение

 

Сделайте вывод.

2. Внимательно прочитайте текст параграфа и сформулируйте к прочитанному 10 вопросов, записав их в тетрадь.

3. Работа в парах. Двое учеников выходят к доске и по очереди задают друг другу вопросы и отвечают на них. Ученики класса контролируют правильность ответов, определяющих самое интересное вопросы и выставляют вместе с учителем оценки.

 

5. Итоги урока, аргументация оценок.

6. Домашнее задание. Изучить соответствующий параграф в учебнике, проработать представленные в конце текста вопросы.