ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
УРОК № 21
Тема.
Разнообразие класса Ракообразные. Лабораторная работа № 5 «Изучение
приспособленности во внешнем строении ракообразных к среде обитания».
Цель:
ознакомить учащихся с разнообразием ракообразных, показать их роль в экосистемах
и их значение для человека
Оборудование
и материалы: учебник [1], тетради [2], [3], фотографии, рисунки, плакаты,
схемы, позволяющие иллюстрировать разнообразие ракообразных, их роль в
экосистемах и значение для человека.
Базовые
понятия и термины:
ракообразные, разнообразие ракообразных.
Тип урока: комбинированный.
Ход
урока
И. Организационный
этап
Проверка
домашнего задания
Учитель
проверяет в тетради [2] наличие выполненной лабораторной работы № 5 «Изучение
приспособленности во внешнем строении ракообразных к среде обитания».
Спрашивает, что осталось непонятным, были ли трудности в ее выполнении,
отвечает на вопросы школьников.
II.Актуалізація опорных знаний и мотивация
учебной деятельности
Обсуждение
вопрос
Если в
вас есть аквариум, то вы, конечно, покупали для рыбок корм - сушеных дафний. Что
это за животные - дафнии?
III. Изучение
нового материала
Рассказ
учителя с элементами беседы
1.
Разнообразие ракообразных
Ракообразные
у школьников обычно ассоциируются с речным раком. На этом уроке необходимо
показать, что кроме речного рака существует множество ракообразных, которые имеют другие
размеры и выглядят иначе, например дафнии, которыми кормят аквариумных рыб.
Большинство
ракообразные - водные организмы. Они живут в морях, океанах, озерах, реках,
лужам и во влажных местах. Некоторые представители этой группы животных ведут
сидячий образ жизни. Например, морские желуди и морские уточки
прикрепляются к днищу судов или к плавающим на поверхности предметов и вместе с
ними перемещаются. От приполярных областей до тропических лесов можно встретить
наземных ракообразных - мокриц, краба пальмового вора.
Условно
всех ракообразных разделяют на две группы: высшие и низшие раки.
Ниже
раки (дафния, циклоп) живут в открытых водоемах. Размеры их тела от
нескольких миллиметров до одного-двух сантиметров. Большинство из них входит в
состав планктона и бентоса. Среди них есть травоядные, хищники и паразиты.
Дафнии
способны парить в толще воды и выполнять резкие скачки, отсюда их второе название
- водяные блохи. Тело этих рачков заключено в двустворчатую раковину, из которой
торчат голова и ветвистые усики. У дафний в теле накапливаются капельки
жира, которые видно сквозь прозрачные покровы. Питаются дафнии, отфильтровывая из воды
различные водоросли, простейших и бактерии. Так, одна дафния магна за сутки способна
съесть до 40 миллионов одноклеточных организмов.
Циклоны
получили свое имя в честь мифического одноглазого великана. На лбу у этих
ракообразных одно око. их движения очень похожи на фигуры высшего пилотажа.
Циклопы - хищники. Они нападают на коловраток, других рачков и подобных себе.
Циклопы не ядовитые, но бывают заражены паразита.ми человека.
Представителем
высших раков является речной рак. Встречается в реках, ручьях. На дне реки и в
обрывах рак вырывает норку глубиной более 25 см. В норке он отсиживается в
жару, а зимой спасается от холода, закрывая вход илом. Речной рак ведет
ночной образ жизни. Весной самка откладывает яйца, которые прикріплють до брюшных
ножек и везде носит с собой. В начале лета из них появляются раченята.
Несколько дней они остаются сидеть под брюшком матери. Первого лета они
быстро растут и линяют 10 раз, второго лета - 5 раз. Живут раки почти 20
лет.
Усоногие
рачки, морские желуди и морские уточки ведут во взрослом состоянии неподвижен
способ жизни. Передний конец их тела превращается в орган прикрепления
- плоскую широкую подошву или мясистую стебелек. Снаружи тело защищено раковиной,
состоящий из пластинок карбоната кальция. Прикрепляясь к днищам кораблей,
усоногие значительно тормозят ход судов и увеличивают расход топлива. Корабли
приходится ставить в доки, чтобы очищать днища.
Раисы-отшельники.
Брюшко рака-отшельника не имеет твердого покрова. Для защиты они конечно
поселяются в пустых ракушках брюхоногих моллюсков или стеблях бамбука.
Рак-отшельник может жить в симбиозе с актиніями и другими коралловыми полипами.
Краб
пальмовый вор легко поднимается на пальмы высотой 20 м, клешнями срезает
кокосовые орехи и на земле их раскрывает.
2.
Роль ракообразных в экосистемах, их значение для человека
Ракообразные
имеют большое значение в природе и хозяйстве человека. Бесчисленное количество
ракообразных, населяющих морские и пресные воды, служит пищей для многих
видов рыб, китообразных и других животных. Дафнии, циклопы, бокоплавы - замечательный
корм для пресноводных рыб и их личинок. Много мелких ракообразных питается
фильтрационным способом, то есть отцеживает грудными конечностями пищевую суспензию.
Благодаря их пищевой деятельности становится светлее природная вода и улучшается
ее качество.
Немало
видов крупных ракообразных являются промышленными, например омары, крабы, лангусты,
креветки, речные раки. Морские ракообразные средних размеров используются
человеком для приготовления питательной белковой пасты.
Ряд
ракообразных ведет паразитический образ жизни. Например, карповая вошь - кожный
паразит карповых рыб. Некоторые из зяброногих раков, например щитень, во время
массового развития наносят ощутимый вред молоди рыб, выращиваемой в прудовых
хозяйствах. Некоторые виды циклопов является промежуточным хозяином ленточных червей
(например, стьожака широкого).
IV.Узагальнення, систематизация и контроль
знаний и умений учащихся
Работа
с учебником
Школьники
работают с рисунками на с. 90, 91, знакомясь с разнообразными
ракообразными животными.
Потом
они читают текст о ракообразных на с. 89-91. Проверить свои знания учащиеся
могут, ответив на вопросы 1-2 на стр. 91.
Работа
с тетрадью
Выполнить
задания в тетради [3, с. ЗО-31].
V.Самостійна работа учащихся
В
тетради [2] или [3, вкладыш, стр. 6] школьники выполняют лабораторную работу № 5
-«Изучение приспособленности во внешнем строении ракообразных к среде
существование ».
Потом
учащиеся знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 91, при
необходимости записывают выводы в тетрадь.
VIИтоги урока
Школьники
самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых
они приобрели в процессе этого урока.
VII.Домашнє задачи
В
учебнике [1] прочитать § 21, ответить на вопросы 3, 4 после параграфа на
с. 91.
В
тетради [3, с. 30-31] выполнить задание.