РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК
Тема 3. КРОВЬ И ЛИМФА
УРОК 22. Виды иммунитета. Иммунная
память. Инфекционные болезни. Предохранительные прививки
Образовательная цель: сформировать понятие о
виды иммунитета, прививки, лечебные сыворотки, иммунную память. Раскрыть успехи
медицины в борьбе с инфекционными заболеваниями.
Основные понятия и термины: прививки,
лечебные сыворотки.
Оборудование: портрет Луи Пастера,
таблица «Кровь».
Структура урока, основное содержание и
методы работы
И. Актуализация знаний учащихся о
кровь, защитные свойства крови.
Выполнение письменного задания.
1. Жидкости, которые составляют внутреннее
среду организма:
а) кровь;
б) тканевая жидкость;
в) лимфа;
г) плазма.
2. К жидкой части крови относятся:
а) лимфа;
б) вода;
в) плазма.
3. Характерные особенности строения и
функции эритроцитов:
а) ядра нет;
б) содержит гемоглобин;
в) двояко-изогнутый диск;
г) свертывания крови.
4. Характерные особенности строения и
функции лейкоцитов:
а) ядра нет;
б) ядро;
в) способны к активному движению;
г) уничтожают бактерии.
5. Клетки крови, обеспечивающие
иммунитет:
а) тромбоциты;
б) лейкоциты;
в) эритроциты.
6. Теорию клеточного и гуморального
иммунитета разработали ученые:
а) Л. Пастер;
б) И. Мечников;
в) П. Эрлих.
7. Фагоцитоз осуществляют такие
клетки:
а) тромбоциты;
б) лейкоциты;
в) эритроциты.
8. Способность организма сохранять
свою биохимическую индивидуальность - это:
а) аллергия;
б) иммунитет;
в) прививки.
9. Специальные белки, способные
обезвреживать микроорганизмы, - это:
а) фибриноген;
б) интерферон;
в) антитела;
г) гемоглобин.
10. Чувствительны для организма химические
вещества, живые организмы, вызывающие образование в организме антител:
а) антитела;
б) антигены;
в) фагоциты.
II. Изучение нового материала.
1. Тканевый иммунитет.
Рассказ учителя о операции А. Карелы
по пересадке органов (Нобелевская премия 1912 г.): 1901 г. - отрезал собаке
лапу и пришил, лапа прижилась. Операции по пересадке органов были удачными только
в пределах одного организма. 1967 p. - X. Бернард провел первую операцию с
пересадки сердца больному Луи Лашканському. Сердце прижилось, но больной умер
от воспаления легких.
- Почему происходит отторжение
органа при пересадке?
Сообщения учащихся об успехах
медицины по пересадке органов.
- Как можно делать переливание крови?
- Что такое агглютинация?
2. Развитие иммунитета в зависимости от
антигена.
Объяснение схемы
III. Мотивации учебной
деятельности.
Проблемный вопрос: почему в Англии
во времена Е. Дженнера самыми красивыми женщинами считали молочарок?
Ответ вы получите, изучив
новую тему.
IV. Изучение нового материала.
1. Иммунная память. Иммунный ответ.
Объяснение схемы «Механизмы формирования иммунного ответа».
2. Противомикробный иммунитет, его
виды. Рассказ учителя об опыте с холерным вибрионом профессора Мюнхенского
университета Макса Петтенкофера. Объяснение схемы «Противомикробный иммунитет».
Рассказ учителя о роли Эмиля
Беринга в создании лечебной сыворотки против дифтерии (Нобелевская премия -
1901 p.).
Сообщения учащихся о Е. Дженнера,
Луи Пастера, которые экспериментально доказали, что ослабленный возбудитель стимулирует
образование антител.
- Против каких заболеваний делают
прививки?
- Почему же в Англии во времена Дженнера
самыми красивыми женщинами были молочницы?
Пассивный иммунитет - введение
лечебных сывороток, которые содержат готовые антитела.
V. Закрепление знаний учащихся.
Беседа:
- Что должен взять с собой врач в
очаг инфекционного заболевания - вакцину или сыворотку? Почему?
VI. Домашнее задание.
Изучить соответствующую тему с
учебника.