Основы философских знаний
Раздел шестой РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ РЕЛИГИЯ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ
1. Религиоведение - отрасль гуманитарного знания
Понятие религиоведение.
Религия - сложное социальное и духовное явление, корни которого уходят в глубины общественной истории. Социальная природа, черты религии свидетельствуют о ее связь с развитием общества - определенной самовідтворюючої системы, где один элемент связан с другим. Процессы прогрессивных изменений или упадка духовных ценностей общества непременно сказываются и на исторической эволюции религиозных учений, содержание которых составляет основу религиозных верований.
В религиоведении выделяются два важных направления: теоретический и исторический. Теоретическое религиоведение - философские, социологические и психологические аспекты. Историческое религиоведение изучает историю возникновения и эволюции отдельных религий и религиозных верований взаимодействия, сосредоточивает внимание на последовательности развития религиозных культов. Оба направления - целостная система научного исследования религии. Однако теоретические и исторические вопросы религиоведения имеют собственную специфику и полностью не совпадают, не отождествляются. Это отражает объективные процессы интеграции и дифференциации научных знаний о социальную сущность религии и ее функции. Следовательно, одним из предметов теории религиоведения выступают религиозные учения. Религия и религиозные теории по содержанию не могут полностью совпадать.
Религиоведение - отрасль науки, исследующая такое социальное явление как религия, а религиозные учения относятся к системе богословия (теологии), где теоретически обосновываются религиозные ценности. Однако, кроме таких противоположностей, которые противопоставляют научные принципы теории религиоведения и богословские концепции, религиоведение и богословие имеют некоторые общие черты, поскольку изучают (с позиции науки и религиозных верований) одно и тоже явление - религию и ее институты. Религиоведение - комплексная отрасль научного знания исследует общественно-историческую природу религии, механизм ее социальных связей с экономическими, политическими и духовными структурами общества, влияния на личность верующих в конкретно-исторических условиях. На таком уровне религия изучается не как остаток прошлого, а как объективный процесс, опирающийся на социальные предпосылки и факторы, отражая их в догматах. Итак, религиоведение определяет религию как составную часть общества, которая развивается вместе с ним и влияет на человеческое сознание.
Богословие в любой форме выступает системой религиозно-догматических доказательств и обоснования сверхъестественных, абсолютных истин, вытекающих из неограниченного, надчасової природы Бога. Религиозные учения существуют в форме апологии (защиты) вероучения и культа от других религиозных (конфессиональных) воздействиям, разрушению со стороны научного мировоззрения. Вместе с тем богословие не изолируется полностью от общества. С помощью социальной доктрины религиозные авторитеты формируют общественную позицию церкви, требуя от верующих осуществления конкретных социально-полезных действий, вовлекая в церковных организаций новых членов из разных слоев общества.
В сравнении с релігієзнавством - системой научных знаний - религиозные теории не выводят религию из глубинных недр общественной истории и практики, а наоборот, утверждают богопоходження общества. Общество в религиозно-доктринальной интерпретации выступает лишь как момент, результат эманации (проявления) сущности Бога, его творческой потенции. Исходя из принципиальных положений, религиозная мысль ставит общественный прогресс в прямую зависимость от конечной реализации религиозных истин, которые изложены в различных церковных документах и канонических книгах.
Итак, религиоведение и богословие - это противоположные, хотя и связаны общим предметом исследования, типы світоспоглядання и мировосприятие, разные системы оценки духовных культурных ценностей. Поэтому их не следует отождествлять. Особое значение приобретают вопросы отношение религиоведения к атеистической теории и идеологии. Атеистические идеи и нормы оценки религиозных явлений, как известно, за господство тоталитарного режима в Украине клались в основу антирелигиозной и антицерковной политики. Это вело к нарушению прав человека, а конституционный принцип свободы совести лишь декларировался, что порождало значительные деформации в духовной жизни общества, правовой политике государства, создавало напряжение в отношениях между верующими и неверующими. Определенный период религиоведение развивалось в лоне атеистических знаний и считалось их составной частью. В современных условиях религиоведение как наука является самостоятельной теоретической отраслью знаний, и за принципами и методами в корне отличная от атеизма. В отличие от атеистических взглядов, религиоведение изучает религиозные явления как сложный комплекс социально-исторических, философских и психологических проблем. Поэтому обращается внимание на конкретные отрасли религиоведения как науки.
Ядром теоретического религиоведения выступает философия религии - философское объяснение религии. В современной философской мысли существуют два направления обоснования философии религии: идеалистический, определяет религию как центральное общественное явление, в религиозном сознании отражается содержание потусторонних, сверхъестественных факторов и материалистический, что определяет религию как общественно-исторический продукт с ее внутренними закономерностями развития). Идеалистическая философия отлична от религиозной философии. Следовательно, невозможно отождествлять философию религии, которая вытекает из коренных принципов философского идеализма (объективного или субъективного), с конкретной формой религиозной философии. Современная религиозная философия - совокупность различных направлений и течений, которые действуют в христианстве, исламе, буддизме и других развитых религиозных системах. Безусловно, религиозная философия в любой форме выступает специфической разновидностью идеализма, и все же она опирается не на теоретические постулаты философско-идеалистических систем, а на выходные принципы вероучения конкретной религии. Между рациональными философскими и религиозными постулатами, містифікованими принципами вероучения существуют довольно значительные расхождения.
Философия религии локализует предмет изучения религии. Религия выступает объектом философского знания прежде всего как социальное явление. Исследуется не только механизм возникновения религии, но и процесс ее отражения в сознании человека, особенности формирования религиозных понятий, символов и духовных ценностей. Объектом философского изучения является не только сама религия, а то социальная и природная среда, влияющая на процесс формирования религиозных верований.
Важной частью религиоведения выступает социология религии. Основываясь на общих положениях философии религии, социология изучает религию как определенную социальную структуру, составляющую общества с присущими ей структурой, функциями, социальными связями. На социологическом уровне религия определяется как социальная система, в рамках конкретной общественной системы выступает и как объект внешних воздействий, и как субъект собственного влияния на различные социальные институты. Социология религии исследует механизм функционирования и социальной эволюции религиозных верований и учений в различных социальных средах, верующих, анализирует особенности их индивидуальных религиозных рис, определяет главные тенденции религиозной ситуации с учетом действий тех или иных социальных факторов.
Важную роль в функционировании религиоведения играет психология религии. Религиозные верования не только теоретические взгляды, организационные формы деятельности верующих.
Религиозная вера - ядро любой религиозной системы - является явлением психической жизни с соответствующими эмоциями, которые направлены на восприятие идеи Бога (или других аналогичных идей) и производных от нее истин. Мир религиозной психологии - это особое внутреннее состояние духовных ценностей верующего человека, сочетает религиозные и нерелигиозные ценности в сложный эмоционально-интеллектуальный комплекс восприятия мира. Религиозные чувства, настроения, типы містифікованого мышления составляют достаточно чувствительную, динамическую первичную основу, что, воспринимая религиозные идеи, перерабатывает их в своей індивідуалізованій сознания, влияя на направление дальнейшей эволюции религиозных учений.
Итак, психологический аспект религиоведения сосредоточивает внимание на внутренних психических механизмах деятельности сторонников различных религиозных верований и культов, изучает их духовные ценности и ориентации, классифицирует и систематизирует наиболее распространенные типы религиозно-психологических черт поведения верующих. Психология религии является научной отраслью знаний, с помощью собственных специфических методов психологического исследования и психодиагностики углубляет соответствующие области общей и социальной психологии относительно психики человека и ее деятельности в сфере религиозности. Особое значение приобретают проблемы психологии человека и его деятельности в контексте психологического обеспечения адаптации верующего человека в условиях конфликтных ситуаций, когда одни верующие становятся жертвами преступлений со стороны других верующих по религиозным мотивам или, наоборот, сами становятся субъектами правонарушений.
Современное религиоведение включает и историю религии. В отличие от теоретического религиоведения, который рассматривает религию в статике, история религии изучает общественно-историческое явление в динамике, изменениях и развитии. Историзм как методологический принцип изучения религии дает возможность проанализировать становление, развитие и эволюцию религиозного комплекса: от первобытных форм религиозных представлений в развитых религиозных систем мирового масштаба, сравнительную историю церквей, историю религиозных и антирелигиозных движений, церкви как социального института, специфику религиозного процесса в определенных природных, исторических, культурных и этнических условиях. История религии имеет свою специфику и выступает важным разделом религиоведения.
Итак, религиоведение как отдельная отрасль науки является комплексом взаимосвязанных научных отраслей знаний (философия религии, социология религии, психология религии, история религии), которые с помощью определенных методов теоретического (теоретическое религиоведение) и исторического (историческое религиоведение) исследований изучают религию как социальное явление, познают закономерности ее развития и отражение в человеческом сознании. Практический смысл религиоведения заключается в помощи человеку полнее, содержательнее понять суть религии, а своими исследованиями и рекомендациями - корректировать основные направления государственной политики по поводу соблюдения прав граждан в обеспечении конституционного принципа свободы совести.