Основы философских знаний
Раздел пятый ОСНОВЫ ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ
ГЛАВА ШЕСТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА И ФУНКЦИИ ИСКУССТВА
2. Искусство - средство познания мира
Виды искусства.
Современная эстетическая теория еще не имеет окончательного взгляда на количество видов искусства. Очевидно, точка зрения не достигнута никогда, поскольку эта система является открытой и постоянно развивается. Стоит проанализировать те виды искусства, которые зачастую выделяются в современной литературе.
Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro - украшаю) особая отрасль художественной деятельности, в продуктах которой назначение достижения практической цели
органично сливается с формальным решением, имеет эстетическую значимость. Высказывание Иммануила Канта «... в творчестве главное - это определенное использование предмета, которое создало искусство, и тем, как условием, что эстетические идеи ограничиваются» является справедливым декоративно-бытовым искусством, потому что здесь первостепенное значение имеет намерение изготовления вещи полезной и такой, что имеет эстетическую ценность. Внутривидовая классификация в декоративно-прикладном искусстве осуществляется по разным принципам: по материалу, технологии изготовления, функцией. Подразделяются на специализированные отрасли: керамика, текстиль, мебель, посуда и т.д. Декоративно-прикладное искусство является национальным по своей природе, рождается из обычаев, привычек, верований народа и непосредственно приближается к производственной деятельности, быта.
В давние эпохи творения декоративно-прикладного искусства составляли предметы роскоши (Древний Египет); красивые и полезные вещи (Древняя Греция); вещи, которые отличались строгостью исполнения (Рим эпохи Республики). Средневековый аскетизм наложил отпечаток на бытовое искусство, предоставил сугубо конструктивного, рационально строгого характера, утилитарного по направленности. В эпоху феодального общества для бытовых вещей становится характерным сочетанием декора и конструкции. На одежду, мебель и другие бытовые произведения искусства переносятся вертикально-стрельчатые линии и формы архитектуры, вещи все больше орнаментуються. Вещи длительный период имеют привлекательность, индивидуальную неповторимость. Это раритетные произведения, которые сохраняют очарование дарования и всю уникальность их создателя. В современности все больше нивелируются следы индивидуальности художника из вещей. Но бурное развитие дизайна как раз и начинается с приходом в промышленность художника.
Архитектура (греч. architection - строитель). Каждый человек живет в определенном предметном среде. В создании образа, характера, более того, в создании настроения, поддержанию психического и эмоционального здоровья незаметно, но постоянно присутствует один из древнейших видов искусства - архитектура. Николай Гоголь называл архитектуру музыкой, застывшей в камне. Поэт Андрей Вознесенский, архитектор по специальности, говорил, что архитектура - это разговор с потомками. Ведь, действительно, произведения архитектуры, архитектурные памятники могут многое рассказать о быт, привычки, культуру прошлого, когда и кем они были созданы. Вспомним, например, уютные здания эпохи зрелого классицизма и помпезные постройки 40 - 50-х годов XX в. в Украине. Архитектура, в отличие от многих других видов искусства, кроме декоративно-бытового назначения, выполняет еще и эстетическую и практическую функции в жизни человека. Выделяют типы архитектуры: общественная, жилая и производственная. Архитектура - вид искусства, произведения которого являются памятниками материальной и духовной культуры человечества. Архитектуру называют искусством сооружения крыш, потому что основные архитектурные типы и стили отличаются характером кровель, например, купольная или стоечно-балочная системы. Выдающийся архитектор XX века. Шарро Корбюзье учитывая это назвал архитектуру «искусством вписывания линий в небо». Древние греки создавали свой архитектурный внешнее пространство, оставляя внутренние помещения темными и суровыми. В древнерусском зодчестве храмы и соборы должны были олицетворять надежность, спокойствие и силу, часто выполняя одновременно и роль крепости, а не только культового сооружения. Впервые внутренние помещения стали предметом архитектурного освоения в готическом искусстве, а искусство барокко достигло наибольших успехов, победив (естественно, иллюзорно) ограниченность пространства (вспомним способ использования зеркал в парадных залах Петергофа или Екатерининского дворца Растрелли). Архитектуру человек воспринимает не только визуально, как это кажется, но и всей тактильной и моторной энергией, всем своим существом.
Скульптура. Один из гениальных скульпторов и архитекторов Италии XVII в. Лоренцо Бернини говорил: «Пожалуй и сам Бог - скульптор, он создал человека не с помощью чар, а кусок за куском, как резчик». В высказывании подчеркивается, что скульптура как искусство создает пространственный образ человека с древности. Название вида искусства произошло от латинского sculpo - вырезаю; часто скульптуру называют также пластикой (греч. plaste - леплю). Эти два названия одного вида искусства указывают на существование различных техник создания скульптурных образов. Скульптура проста, понятна и убедительна, во все эпохи воплощает идеальные представления о красоте человеческой фигуры и особенности моральных качеств. В восприятии скульптурных произведений участвует все тело человека, а не только глаза. Очевидно, поэтому Дени Дидро высказал мысль: «Живопись обращается только к глазам, скульптура существует и для видючих, и для слепых». Человек ощущает мышечное напряжение, умом воспринимает близкий состояние, чувствует похоже напряжение души. Лучший способ восприятия скульптуры - попытка провести по ее силуэту рукой.
Искусство скульптуры в результате своего длительного развития начало разделяться на формы, виды, типы и т.д. По общим разделением разграничивают скульптуру на большую (как украшение садов, парков, площадей) и малую. По видам скульптура делится на станковую (сделанную на специальном устройстве, имеет самостоятельное художественное значение) и монументальную, что всегда связана не только формой, но и идейно-художественным содержанием с архитектурой. Монументальная скульптура, разделяется на: а) монумент или памятник; б) декоративную скульптуру (украшения мостов, сооружений, садов, парков); в) надмогильный памятник; г) мемориальные комплексы (Піскаревське кладбище, Малахов курган, Хатынь и т.п.).
Графика (лат. grapho - пишу). Вид искусства известен с древности. К XV в. графика пронизывает все виды искусства, но самостоятельное значение приобретает только с эпохи Возрождения. С тех пор ручной рисунок и эстамп стали восприниматься как самостоятельная художественная ценность. По назначению графике классифицируют: репродукционная, что особенно популярна в XIX в. до возникновения фотографии; сопровождающая (иллюстрации к книгам, журналам); плакатная, промышленная (этикетки, рекламные изображения, афиши); подготовительная, где различают набросок (эскиз), этюд самостоятельную; осуществляет собственно эстетическую и художественную функции.
Графические произведения могут создаваться в различных материалах и по разной техникой. При выполнении графических произведений различают мокрую и сухую графику в зависимости от материала. К мокрой графики относятся произведения, выполненные с помощью бістру (материала, который изготавливается из соснового пепла), сепии (красочный пигмент сиреневого цвета, который был выделен из каракатицы), акварели, пастели; сухая графика получаемого при использовании сангины, мела, угля, графита и т.д. (сангину гениально использовал Леонардо да Винчи, а угля было преференциальным материалом Альбрехта Дюрера). Печатная графика - ряд отпечатков (эстампов), которые сделаны из определенных твердых поверхностей с помощью различных техник печати. Так, изображение может быть отражено на камне, металле, дереве, линолеуме с помощью плоской, высокой или заглубленной техники печати. Каждый из таких отпечатков является конечным результатом и целью творчества графика и имеет художественную ценность.
Живопись. Великий живописец Михаил Ге говорил: «Живопись - не слово, в нем дается один миг, но в этот момент должно быть все, а если нет - нет и картины». Это высказывание подчеркивает специфику живописи - вида искусства, который способен воспроизвести видимую реальность посредством цвета на двумерные поверхности. Это изображение создается благодаря использованию художником законов перспективы, линии, цвета, светотени. Живопись - безмолвный, неподвижный, пространственный. Психологи уподобляют воздействие живописи на человека воздействия музыки, поскольку в нем воспроизводится в одной мгновения вся человеческая жизнь во всем блеске цвета. Недаром великий Леонардо да Винчи называл живопись божественным искусством. По видам, подобно скульптуре, различают монументальная и станковая живопись. Техника станковой живописи - нанесение на бумагу (или полотно) слоя краски. Монументальная живопись всегда связан с архитектурой, поэтому не может существовать самостоятельно. Независимо от вида живопись различают по отдельным жанрам: портрет, пейзаж, натюрморт, тематическая картина. Особый жанр живописи является иконопись.
Музыка. Музыка всегда признавалась необычайным видом искусства. Музыка - вид искусства, который, воспроизводя действительность, влияет на человека благодаря звуковым комплексам, построенные особым образом. Известен, например, высказывание Конфуция: «Если хочешь узнать, хорошо ли идут дела с правления любой страны и здорова ли ее нравы, то прислушайся к ее музыке». Биограф и соратник Льва Толстого Майкл Гольденвейзер записал как-то замечание писателя: «Музыка - самое яркое доказательство духовности нашего существования». Эти высказывания иллюстрируют, какое значение имеет музыка в жизни людей. С давними используется целебность музыки не только для духовного здоровья, но и для физического, в том числе и психического. Еще Пифагор применял музыку для лечения людей, считал, что ритмы музыки - это воссоздание мирового порядка. Музыкой можно вызвать любой эффект-от ужаса до восхищения. Платон и Аристотель всю систему эстетического воспитания строили на музыкальном воспитании и, зная силу этого воспитательного орудия, предлагали установить государственный контроль за использованием музыки. Музыка действует одновременно, но по-разному на массы людей, имеет многоуровневую структуру. Звучание ее форм и смыслов трудно перевести на другой язык, например передать словом. Музыка обращена к особенностям слуха каждого. Музыку отличает динамичный характер звукового потока, т.е. музыкальный образ развивается. Основой музыкального произведения являются чувства, эмоции; содержание создается благодаря пульсации ритма, мелодии и т.д. Понимать музыку - это уметь глубоко и сильно чувствовать, через чувства уметь различить глубокий жизненный смысл музыкальных образов.
Современная музыка многоголосая. Различают гомофоно-гармоничную музыку, что сопровождается аккордами, которые находятся с ней в гармоничном единстве, гетерофонію, где напев будто обрастает соседними тонами и новыми мотивами, что группируются вокруг главного, и полифонию, где развивается несколько мелодий, которые имеют равноценное значение (например, творчество Баха).
Хореография (греч. choreia - пляска и grapho - пишу). Этим термином первоначально обозначали только запись танца. С конца XIX в. стал использоваться для обозначения искусства танца в целом, во всех его разновидностях. Искусство хореографии строится на музыкально организованных, условных, выразительных движениях человеческого тела. Начало образной выразительности присутствует в человеческой пластике уже в реальной жизни. В том, как человек двигается, жестикулирует, действует и пластическое реагирует на действия других, выявляются особенности ее характера, склада чувств, своеобразие личности. Такие характерно-выразительные элементы, что родились в реальности, называют пластическими интонациями и мотивами. В них содержатся источники образной природы хореографии. Она базируется на том, что характерно-выразительные пластические мотивы отражают многообразие реальных жизненных движений, обобщаются и организуются по законам ритма и симметрии, орнаментального узора, декоративного целого, опираясь на музыку.
Хореографическое искусство с самого начала синтетическое, потому что музыка усиливает выразительность танцевальной пластики и дает ей эмоциональную ритмичную основание. Вместе с тем хореография - зрелищное искусство, где существенное значение приобретает не только динамическая, временная, но и пространственная композиция танца, зрительный образ танцора (отсюда - роль костюмов, изобразительного оформления и т.д.). Высшей формой хореографии есть балет (франц. ballet от давньолат. ballo - танцую), что, как и опера, является разновидностью музыкального театра.
Художественная литература. Это - искусство слова. Оно эстетически отражает мир в художественном слове. Его предмет, хотя и не прямо, но неизбежно расширяется. Сфера художественной литературы охватывает природные и общественные явления, величественные социальные преобразования, духовная жизнь личности, ее чувства. В разных своих жанрах литература освещает этот материал или через драматическое отражение действия (драма), или через эпическое повествование о событии (эпос), или через лирическое самораскрытие внутреннего мира человека (лирика), что составляют роды литературы. Георг Регель отмечал уникальную способность литературы охватывать своим содержанием и мысли человека, и внешние формы явлений, а потому не исключать из себя ни высокой философичности, ни природного бытия.
Литературу разделяют на виды: прозу и поэзию (по типу внутренней организации художественного текста). В пределах каждого из разновидностей литературы, естественно, выделяются и более мелкие формы и жанры. С ними соотносятся такие жанры: очерк, рассказ, повесть, роман (в эпосе); трагедия, комедия (в драме); песня, ода, гимн, лирическое стихотворение (в лирике) и т.п.
Слово - вечный создатель литературного образа. Образность заложена в самой языковой основе, которая состоит народом, впитывает весь опыт и становится формой мышления, воплощает исторический процесс создания языка, переносятся подобные черты от явления к явлению, насыщая его ассоциативным видением мира и подготавливая к художественного отображения действительности. Слово в литературном произведении звонкое, подвижное, изменчивое и определенное в своем содержании.
Театр. Виктор Гюго говорил: «Театр - страна настоящего на сцене - человеческие сердца, за кулисами - человеческие сердца, в зрительном зале - человеческие сердца». Театр «высшая инстанция для решения жизненных вопросов». Такое общественное значение театр имел в Древней Греции, где граждане в театральных спектаклях решали, проблемы общественного веса. Театр - это особая форма, вид искусства, где раскрываются противоречия исторических эпох и внутреннего мира человека, утверждаются идеи посредством драматического действия - представления. В спектакле используются выразительные средства всех основных видов искусства. Спектакль обращена одновременно и к духу, и к глазам, и к сердцу зрителя. Театр - это зрелищное искусство. В процессе театрального действа события разворачиваются во времени и пространстве, но театральный время является условным и не равен астрономическому. Спектакль в развитии распределяется на акты, действия, а те, в свою очередь, - на мизансцены, картины и т.д. Различают виды театра: музыкальный, драматический, кукольный, теневой, цирк и эстрада.
Кино справедливо называют самым массовым видом искусства, родилось в конце XIX ст., когда на бульваре Капуцинов в Париже братья Люмьер продемонстрировали свой первый фильм «Прибытие поезда». В 1908 г. снят первый российский фильм «Понизька вольница» (режиссер Петр Дранков). Первый отечественный документальный фильм отражал празднования 80-летия со дня рождения графа Льва Николаевича Толстого. Но незначительный, по сравнению с другими видами искусства, возраст кино не помешал выработать свою систему художественных приемов: монтаж, ракурс, план (общий, средний, широкий), съемки, наплыв и др. Позже стали осваивать выразительные возможности звука и цвета. Все это обусловило силу воздействия кино на зрителя. Кино справедливо считают самым действенным видом искусства, потому и реальность, что ее создает кино, по своему качеству не отличается от реальности бытия.
Телевидение - самый молодой из видов искусства. Социальная ценность заключается в аудио - и відеоінформативності.
Телеэкран дает изображение напросвіт, поэтому имеет несколько иную фактуру и другие законы композиции, чем кино. Светло - сильнейшее средство выражения в телевидении. Ракурс восприятия предметов, телемонтаж, перемещение камеры и приближения предмета изображения телевидению дают дополнительную возможность художественной выразительности. Для телевидения характерно сочетание ритмически-медленного «скрытого» монтажа с его неожиданным «сбоем», переносом внимания на новый объект. Телевидение со всей своей фактографічністю, близостью к натуре чрезвычайные возможности отбора и интерпретации действительности. Вместе с тем телевидение имеет угрозу стандартизации мышления людей. «Массовое потребление» одинаковой духовной продукции способно вызывать рождения шаблонов в общественном сознании Поэтому таким важным является эстетический вектор передач и их художественный уровень. Особенностью телевидения, которая поріднює его с декоративно-прикладным искусством, есть интимность, «домашность» восприятия. Это - искусство, которое приходит в наш дом и становится частью нашего быта.