Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел шестой
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ
РЕЛИГИЯ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ
2. Сущность, структура и функции религии

Слово религия латинское religio означает связь. В объяснении богословов религия - это все то, что связывает, соединяет человека с божественным («Святое Писаніє», культ и т.д.). Итак, богословское определение религии исходит из веры в существование Бога. Но такое определение религии, так сказать, конфессиональное, одностороннее. Религия - явление очень сложное и имеет социальный характер, то есть возникло в обществе полностью закономерно и существует вместе с развитием общества; сочетает элементы рационального (например, моральные установки) и иррационального (например, фантастические образы сверхъестественных существ - ангелов, чертей и т.п.). Религия является одной из древнейших форм общественного сознания - одной из форм отражения мира, но отражения своеобразного. Характеризуя своеобразие, обществоведы, в частности философы, в основном прибегали к определению Фридриха Энгельса о фантастическое отражение, предоставляя прямо противоположный смысл (фантастическое - означало ложное, отрицательное, поэтому религия является антикультурою).

Возникает вопрос: в связи с чем и почему определил Фридрих Энгельс религию как фантастическое отражение?

Фридрих Энгельс полемизировал с Евгением Дюрінгом, немецким философом XIX в., который, в частности, требовал запретить религию. Фридрих Энгельс подчеркивал нелепость требования, убедительно доказывал, почему именно нельзя запретить религию. Фридрих Энгельс писал: «Религия запрещается. Но ведь всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы приобретают форму неземных». Религия возникла в процессе осмысления человеком сил природы, а позже - общественных сил, что религия является одной из древнейших форм духовного освоения мира, что вытекает из свойств процесса познания. В сознании первобытного человека господствующее значение имели мифологические и магические представления. Впоследствии магию меняет религия как новая господствующая форма общественного сознания. Фантастические образы религии - это форма отражения действительности, присущая всем народам, является необходимой степенью восприятия мира, обусловленная функциями головного мозга и имеет такое же право на существование, как и рациональное, научное познание.

Следовательно, религия является одной из форм общественного сознания, отражающая действительность в образах и мифах и утверждает веру в их реальность. Религия, в отличие от конкретных форм общественного сознания, морали, политики, права, претендует на всестороннее отражение действительности, выступает и как мировоззрение, а именно - как система взглядов на мир и место людей в нем, на принципы их повседневного поведения. Религия - форма общественного сознания и мировоззрение является одной из древнейших, наиболее распространенных сфер духовной культуры человечества. Существенная особенность религии в том, что является фантастической формой отражения действительности. Однако с фантазией встречаемся также в науке и искусстве.

Возникает вопрос: что же такое фантазия, в чем ее специфика проявления в научном, художественном, религиозном отражении мира? Художественная фантазия - это неотъемлемое свойство человеческого творческого мышления. Как средство творчества, фантазия одновременно выступает необходимой предпосылкой и следствием трудовой деятельности. В образной форме художественная фантазия дает возможность моделировать не только мир вещей, но и отношение человека к плодам своего воображения. Научная фантазия пробуждает творческое воображение человека, дает толчок к абстрактному мышлению. С ее помощью человек способен опережать время, силой своего воображения моделировать мир вещей и отношений, которые природа, общественное бытие не дают в готовом виде. Такая фантазия побуждает человека к поиску истины, к действию.

Религиозная фантазия моделирует мир вещей и отношений, требует эмоционального отношения человека к плоду собственного воображения. Зато искусство не требует признавать произведения искусства за действительность, тогда как религиозный образ выдается за реально существующий объект, с которым надо считаться. Главным признаком любой религии является вера в сверхъестественное. К вере в сверхъестественное принадлежит представление о потусторонние силы в виде божества, ангелов, чертей и т.п. Религиозная вера в сверхъестественное характеризуется определенными особенностями. Во-первых, предполагает не просто наличие в сознании представлений о сверхъестественном, а веру в реальное существование сверхъестественного. Во-вторых, религиозная вера обязательно подразумевает эмоциональное отношение к сверхъестественному. В-третьих, вера в сверхъестественное это убежденность в существовании особой двусторонней взаимодействия между верой и человеком. Верующий убежден, что сверхъестественное не только существует, но и может повлиять на жизнь, судьбу, и что посредством определенных действий человек может влиять на сверхъестественное, задобрить его, вымолить прощение, вызвать доброжелательное отношение и т.д. Религия возникла в сознании людей под влиянием условий общественного бытия, трудностей познавательного процесса, потребности выхода из, казалось бы, безысходности, а также эмоционального отношения человека к действительности. Эта совокупность причин и условий, создающих необходимость и возможность возникновения и воспроизводства религиозного отражения действительности, и составляет источник и корни религии.

На заре зарождения общества человек отражала действительность в мифах: рассказах про богов, героев, демонов, духов и т.п., где передавались из поколения в поколение, отбивались фантастические представления людей доклассового и ранньокласового общества о мире, природе, бытию. Мифы, фольклор, общепризнанные обычаи и нормы поведения людей стали главными источниками, с которых началась религия. В мифах отражались нравственные взгляды и эстетическое отношение человека к действительности. В мифологии есть представление о сверхъестественном, что имеет элементы религии, а догматизований миф дальше становится составной частью «священных книг» национальных религий, которые возникают вместе с государством.