Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел пятый
ОСНОВЫ ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ

ГЛАВА ШЕСТАЯ
СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА И ФУНКЦИИ ИСКУССТВА
2. Искусство - средство познания мира

Искусство - одна из форм общественного сознания, форма человеческой деятельности, которая отличается от науки, политики, права, религии. Искусство познает действительность посредством художественных образов. Художественный образ вбирает в себя все противоречия, все богатство искусства. Все трудности художественного процесса связаны с созданием художником художественного образа. Проблема художественного познания мира - одна из главных в курсе эстетики, тесно связана с философской теорией познания. Чтобы осознать суть художественного образа, пользуются теорией отражения, что рассматривает человеческое сознание как образ окружающей действительности, как субъективную картину объективного мира. Но философское понимание образа не тождественно эстетическому толкованию. Как известно, теория познания оперирует понятием образ в широком гносеологическом смысле. Когда философ говорит о образ, подразумевает отражение в сознании человека окружающего мира. Образами в философии есть разные проявления психического состояния, ощущения, представления, понятия, выводы. Художественный образ выступает отдельной формой отражения действительности, поэтому является справедливым высказывание: «субъективная картина объективного мира». Но эстетический смысл понятия образ принадлежит к философскому как специфическое к универсальному.

Художественный образ - не только гносеологическая, но и эстетическая категория. От категорий научного мышления художественный образ отличается живой непосредственностью. Художественный образ не только отражает факты жизни, но и несет в себе специфические обобщения жизненных явлений, проникает в их суть, раскрывает их внутренний смысл. Художественный образ - это особая форма познания действительности в искусстве. Но следует отличать понятие художественный образ не только от понятия образ в философии, но и от понятия образ изображения. Документальная фотография, технический рисунок, документальный фильм и т.д имеют изобразительную наглядность, но не относятся к искусству. В искусстве могут быть произведения, которые не имеют изобразительной наглядности, например музыкальные, художественные, лирические произведения и т.п. Понятие художественный образ произведения значительно шире, чем понятие образ-персонаж, образ-персонаж, потому что в произведении искусства все должно художественный характер: и сюжет, и композиция, и колорит, и оркестровка, и все другие элементы. Но в художественном произведении может быть один художественный образ, например, в лирическом стихотворении или живописном портрете, а может быть и система образов.

Художественный образ имеет специфические особенности, среди которых называется метафоричность, ассоциативность, парадоксальность. Так, в древних произведениях метафорическая природа художественного мышления определялась достаточно отчетливо в Древнем Египте - сфинксы, в Греции - кентавры, грифоны, у славян - мавки, упыри, водяные и др.). В художественном произведении одно явление раскрывается посредством другого. В современном искусстве не происходят такие наглядные изменения; характеры героев раскрываются в их действиях, в связях с окружающим миром, в отношении к природе, людям, к себе и т.д. Мышление художника является ассоциативным, раскрывающая одно явление, но пытается вызвать с ассоциацией другое (например, произведения Александра Тарковского, Александра Довженко и др.). Кроме того, художественный образ может строиться на парадоксальных принципах мышления. Самодвижение - характерная черта художественного образа, считает искусствовед Юрий Борєєв и нельзя не согласиться. Жизненный материал, положенный в основу произведения, может вести художника, и иногда художник делает совсем другой вывод, который отличается от первоначального (например, романы Льва Толстого «Анна Каренина», Ивана Тургенева «Отцы и дети», Александра Пушкина «Евгений Онегин», Ганса Флобера «Мадам Бовари» и др.). Художественное произведение с богатым содержанием может восприниматься по-разному за каждой эпохи, например, пьесы Шекспира шли на сценах театров с конца XVI в. И в современности множество театральных коллективов продолжают играть их, но трактуются согласно своей эпохи, своего понимания. Эрнест Хемингуэй сравнивал художественное произведение с айсбергом, когда небольшую долю видно на поверхности, а существенное, главное скрывается под водой.

Художественный образ многозначен, имеет глубокий смысл. Каждая эпоха имеет свои черты в художественном образе, свойственную недосказанность. Художественный образ - это система мнений. И автор не всегда полностью и всесторонне раскрывает их. Если бы художественный образ полностью раскрывался, то перестал бы интересовать человека. Когда художественный образ не полностью раскрыт художником, способствует развитию у публики ее фантазии, представления, превращает публику в творца искусства. Художественный образ соответствует многоплановости, многогранности действительности. Постижение художественного образа - это бесконечный процесс приближения и углубления. Важной особенностью художественного образа является индивидуальная определенность. Художественный образ выступает или как некоторое изображение тех или иных явлений действительности, или как выражение действий духовной жизни человека. Искусство показывает не сами законы жизни, а те процессы и явления, которые происходят в жизни. Если художник желает показать, в чем суть героизма, не постулирует понятие героизма , обосновывая логическими средствами, а знакомит с Ахиллом или Прометеем, с их поступками, которые оцениваются людьми как героические.

Каждое событие, каждый факт жизни - это всегда сложное явление, в котором есть закономерное и случайное, общее и отдельное, внешнее и внутреннее и т.д. Эти грани явления трудно отделить, или раскрыть суть. Чтобы познать человека, нужно очень много узнать о ней, переждать немало вместе с ней, «съесть пуд соли». В искусстве художник проявляет главное, существенное, отбрасывая случайное. Поэтому приходится отбирать, чтобы показать необходимое, внутреннее, главное. А если этого не будет, то читатели (зрители, слушатели) не поймут главного, существенного. Художественный образ - это индивидуализированное обобщение, которое раскрывается в индивидуальном и через индивидуальное, которое подается в конкретно-чувственной форме.

Художественный образ - это единство объективного и субъективного. Объективное в образе - это все то, что взято непосредственно из действительности, субъективное - то, что привносится в образ творческой мыслью художника. Объективное, что автор берет в действительности, это и увиденное в природе, и какие-то сценки из жизни, это люди с их взаимоотношениями и др. Субъективное в произведении - это то, что думает автор, что хочет рассказать: мнения, оценки, видения мира. Художественный образ - не только отражение отдельных явлений жизни, но и своеобразный автопортрет художника. По образу всегда стоит творец. Субъективность - показатель самобытности и оригинальности художника. Итак, искусство воссоздает мир эмоционально-чувственно, во всем богатстве красоты действительности, тогда как наука лишь апеллирует четкими, логически выверенными понятиями.