РАЗДЕЛ 12
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ
12.6. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР №7 по г. ДУНАЙ
Транспортный коридор по Дунаю: Дунайское судоходство
Новый период истории Дунайского судоходства составляет не намного больше
десяти лет - с начала образования новых независимых государств, расположенных вдоль
реки. В настоящее время река протекает по территории десяти государств: Германии, Австрии,
Словакии, Венгрии, Хорватии, Югославии, Болгарии, Румынии, Молдовы и
Украины.
Из рек, питающих Черное море, Дунай занимает первое место по длине - 2783 км,
площади водосборного бассейна - 817 тыс. кв. км и годовом стоковые - 210 куб. км (57,2%
годового стока всех рек, питающих Черное море). Длина бассейна с запада на
восток 1690 км, ширина 820 км. Кроме десяти придунайских стран, бассейн Дуная
охватывает часть территорий еще восьми стран - Польши, Чехии, Швейцарии, Италии,
Словении, Боснии и Герцеговины, Албании и Македонии.
В нижнем течении Дунай, разветвляясь, создает большую, прорезанную густой
сетью протоков, болотистую дельту длиною с запада на восток 75 км и шириною с
севера на юг 65 км. Вершина дельты находится у мыса Измаильский Чатал
в 80 км от устья, где основное русло Дуная сначала делится на два устья:
Килийское и Тулчинське. За 17-м км ниже по течению Тулчинське устье
разделяется на Георгиевское и Сулинське.
В Черное море Дунай впадает тремя основными гирлами: Килийским (северным),
Георгиевским (южным) и расположенным между ними Сулинським устьем, что есть
главным судоходным путем, связывающим Дунай с морем. С целью обеспечения
прохода морских судов с осадкой до 7 м Сулинське устье было спрямлено
десятью прорезями, что сократили его длину с 84,9 до 63 км.
Для всех придунайских стран река на отдельных участках служит естественным
границей с соседними странами. В пределах отдельных стран длина Дуная составляет от
1 (Молдова) до 1075 км (Румыния).
Длина украинского участка Дуная - 170 км, из них 54 км приходится на основное
русло реки, 110 км - на Килийское гирло и 6 км - на канал Прорва, соединяющая это
устье с Черным морем.
На берегах Дуная расположены десятки больших городов, в том числе столицы
четырех европейских стран: Австрии - Вена (численность жителей - 1597 тыс.
чел.), Венгрии - Будапешт (1996 тыс. чел.), Словакии - Братислава (452 тыс.
чел), Югославии - Белград (1168 тыс. чел.). На притоках Дуная расположены
столицы еще трех государств: на Саве-Хорватии (Загреб, 707 тыс.) и Словении
(Любляна, 270 тыс. чел.), на Истре - Болгарии (София, 1117 тыс. чел.), а также
столица Баварии, Федеральной земли Германии (Мюнхен, 1250 тыс. чел.) на
притоке Изар.
На украинском участке Дуная расположены города Рени (23 тыс. чел.), Измаил (90
тыс.), Килия (25 тыс.), Вилково (11 тыс. чел.).
Из комплекса физико-географических признаков Дунай разделяют на следующие три части:
•
Верхний Дунай (длиной 992 км) - от источника (2783 км) до селения Генью (1791
км);
•
Средний Дунай (длиной 860 км) - от селения Генью до Турну-Северина (931 км);
•
Нижний Дунай (длиной 931 км) - от Турну-Северина до устья (Сулина).
Плавание судов на Дунае становится возможным ниже г. Ульм (2588 км), однако, участок
до м. Кельхайм (2415 км) доступна только для судов грузоподъемностью не более
300 т. Регулярные перевозки грузов крупнотоннажними судами начинаются от
Кельхайма и ниже.
Три основные части Дуная, начиная от Кельхайма, по совокупности признаков,
формируют условия судоходства, делятся на 9 навигационных участков, в пределах
которых условия судоходства относительно одинаковые.
Отдельным участкам Дуная, что не совпадает с расчетными навигационными
участками, присвоены определенные классы в соответствии с европейской системой
классификации внутренних водных путей международного значения (категории пути
«Е»), исходя из среднегодовых навигационных
условий,
а также технических параметров путей. Последние определяются как природными условиями
участков со свободным течением, так и размерами шлюзов на зарегулированных участках от
Железных Ворот II (864 км) и выше и, кроме того, - минимальной высотой прохода
под мостами.
Предпочтительные классы водного пути по отдельных участках Дуная, привязанные к
ближайших географических пунктов:
•
Кельхайм - Регенсбург (длина 35 км) - Vb;
•
Регенсбург - Девин (500 км) - Vib;
•
Девин - устье реки Сава (705 км) - Vic;
•
устье реки Сава-Сулина (1175 км)-VII (высший класс для внутренних водных путей).
До класса Vb относится Килийское гирло и относился канал Пропасть до момента
его заиления.
По общеевропейской системе классификации внутренних водных путей на
указанных участках Дуная должно обеспечиваться прохождение
судов, сталкиваются, с 2-9 секций общим тоннажем от 3,2 до 27 тыс. т с
следующими показателями состава: длина - 172-285 м; ширина - 11,4-34,2 м; осадки
2,5-4,65 м.
В реальных условиях эксплуатации максимальные габариты судов, сталкиваются, на
отдельных участках Дуная в зависимости от направления их движения (по течению или против)
могут даже превышать указанные параметры, однако, предельные значения осадков
обеспечиваются только на «морской» участке реки.
Существующие судоходные условия Дуная во многом обязаны проведенном
регулированию русла реки путем шлюзования. На Дунае возведен каскад из 18-ти
гидроузлов. На самых сложных в навигационном отношении участках были
созданы водоемы. Крупнейшее из них - длиной 271,6 км - возникло в 1972 p.,
после завершения строительства ГЭС Железные Ворота И (943 км). Здесь под 40-метровой
толщей воды осталась всего труднопроходимое участок Дуная с каменной грядой
и стремительным течением, преодолевать которые судам, которые идут вверх по реке, помогала
локомотивная тяга. Для этого на правом берегу Дуная существовала железнодорожная ветка
длиной 2,5 км.
Все дунайские гидроузлы имеют судоходные шлюзи. их размеры соответствуют
принятым рекомендациям с габаритными размерами фарватера, гидротехнических и
других сооружений на Дунае. Шлюзы обеспечивают проход составов, сталкиваются,
длиной 180-300 м и шириной 11,4-33 м.
Согласно принятой классификации водных путей по судоходных зонах
в зависимости от высоты волны (h) Дунай относится к зоне 3 (h=0,60 м).
В Единой сети европейских внутренних водных путей Дуная принадлежит особое
место. После сооружения в 1992 г. на территории ФРГ канала Майн-Дунай возникла
соединяющий Северное и Черное моря сквозная воднотранспортная магистраль
Рейн-Майн-Дунай длиной 3503 км, в том числе по участкам:
•
г. Рейн (Роттердам-Майнц) - 536 км;
•
г. Майн (Майнц-Бамберг) - 385 км;
•
соединение Майн-Дунай (Бамберг-Кельхайм) - 171 км;
•
г. Дунай (Кельхайм-Сулина) - 2411 км.
Сквозной водный путь соединяет порты пятнадцати стран - десяти придунайских
(включая ФРГ, что одновременно является прирейнскою государством), расположенных на Рейне
Швейцарии, Франции и Нидерландов, а также Бельгии и Люксембурга, связанных с
Рейном соответствии сетью каналов и притоком Мозель.
Канал Майн-Дунай с глубинами 2,7-3 м и шириной 39 м относится к путям
категории «Е» класса Vb. На трассе канала расположены 16 шлюзов с размерами камер
190x12 м. Пропускная способность канала по разным источникам составляет от 15,3 до 20
млн. т в год.
Еще одно воднотранспортне соединения Дуная - канал Дунай-Черное море
(Чернавода-Констанца) на территории Румынии, что относится до класса Vic, был
введен в эксплуатацию в 1984 г. Длина канала-64,17 км, ширина по зеркалу
воды - 90-120 м, гарантированная глубина -7 м. Канал рассчитан для плавания
складов, сталкиваются, с шести барж грузоподъемностью по З тыс. т и морских
судов дедвейтом до 5 тыс. т. На главных участках канала сооружены два
судоходных шлюзов с размерами камер 320 х 25 м. Пропускная способность канала за
различными источниками - от 70 до 100 млн. т в год.
Основное назначение канала - обеспечения возрастающих перевозок грузов через
порт Констанца во внутренние районы Румынии. От Босфора до портов, расположенных
выше Чернаводи, путь по каналу сокращается на 397 км по сравнению с трассой
через Сулинский канал.
Согласно Европейского соглашения о важнейших внутренние водные пути
международного значения (СМВП) 1996 года и «Синей книге» ЕЭК ООН, содержащий
основные характеристики и параметры сети водных путей категории «Е», с
судоходных притоков Дуная до путей международного значения относятся: Тиса -
протяженностью 173 км от устья до Сегеда (класс Va); Драва - 14 км от устья до
Осиека (Va); Савва - 207 км от устья к югославско-хорватской границы (Vib) и
дальше 376 км до Сисака (IV); Весов - 63 км от устья до Кралова (Via) и далее 39 км
к Хлоховца (IV).
Другие
судоходные участки притоков Дуная относятся к путям регионального
значение.
Современный международно-правовой статус Дуная определяется согласно заключенному в
Белграде 18 августа 1948 года, Конвенцией о режиме судоходства на Дунае и
Дополнительным протоколом от 26 марта 1998 года к этой Конвенции.
Впервые в истории дунайского судоходства в Белградской конвенции был
применен принцип международного права, согласно которому судоходство на
этой воднотранспортній магистрали начали регулировать только прибрежные государства с
их общего согласия.
Основная идея свободы судоходства на Дунае изложена в первой статье Конвенции:
«Навигация на Дунае должна быть свободной и открытой для граждан, торговых
судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и
навигационных сборов и условий торгового судоходства». Этот режим
судоходства в уточненной редакции Дополнительного протокола распространяется «на
судоходную часть Дуная от Кельхейма до Черного моря через Сулинське устье с
выходом к морю через Сулинский канал».
В настоящее время участниками Белградской Конвенции являются все придунайские государства и
Россия, как правопреемница Советского Союза, что подписал Конвенцию в 1948 году.
В соответствии со статьей 5 Конвенции была создана Дунайская Комиссия (ДК). В
эту межправительственную организацию входит по одному представителю от каждой страны,
подписала Конвенцию.
К компетенции ДК, как постоянно действующего органа со статусом юридического лица
(местонахождение - Будапешт), входят: наблюдение за выполнением положений
Конвенции в части обеспечения свободы международного судоходства на Дунае,
составление общего плана основных работ в интересах судоходства на реке;
установление единой системы навигационной путевой обстановки и основных
положений о плавании по Дунаю; унификация правил таможенного, речного и
санитарного надзора; координация гидрометеорологической службы; статистический
учет судоходства; издание лоции; карт и др.; составление и утверждение бюджета
комиссии и др. Текущие задачи, обусловленные Белградской Конвенции, решаются
секретариатом Дунайской комиссии.
Исходя из сферы деятельности ДК и согласно постановления Кабмина Украины 1994 и
2000 лет выполнение обязательств, вытекающих из членства Украины в
Дунайской комиссии, возложено на МИД и Минтранс.
При комплексном использовании природных ресурсов Дуная первостепенную роль рика
играет как воднотранспортная магистраль.
В лучшие годы в развитых экономических связей между придунайскими странами,
грузопоток на реке превышал 90 млн. т в год. Пик пришелся на 1987-й год,
когда впервые в истории дунайского судоходства было доставлено 91,84 млн. т
грузов, из них 31,10 млн. т внешнеторговых. В тот год украинские
судна перевезли по Дунаю 13,8 и 6,78 млн. т соответственно. Флот придунайских
государств состоял из 5,49 тыс. судов общей грузоподъемностью 4,74 млн. т,
общей мощностью 824,8 тыс. кВт.
Значительное снижение в последующие годы показателей, характеризующих дунайское
судоходство, было обусловлено двумя основными факторами: общим снижением
экономической активности в странах Восточной Европы в связи с объективными
трудностями на новом этапе развития этих стран; вооруженными конфликтами в
Югославии, что крайне негативно повлияли на дунайское судоходство.
В последнее время общее количество судов придунайских стран, их суммарная
грузоподъемность, мощность снизились. Удельный вес судов под украинским
флагом в общих показателях по бассейну составляет в настоящее время: по
грузоподъемности - 21,8%, по мощности - 30,5% (против 25,2 и 40,6% в 1980
году).
Наиболее полной статистикой ДК считаются грузовые перевозки на бассейне. В эту
категорию показателей попадают внешнеторговые и каботажные грузы,
освоены национальными судами придунайских стран, а также внешнеторговые
грузы, перевезенные по Дунаю судами не придунайских стран, прошедших через
Сулинский канал в сообщении «река-море».
В 1999 году по Дунаю было перевезено 27940 тыс. т грузов, что по сравнению с
показателем почти сорокалетней давности (28806 тыс. т в 1963 году).
В 1730-ты рейсах судов под флагами более чем 20 стран (не считая
придунайских) через Сулинське устье в 1999 году в обоих направлениях было
перевезено 2524,9 тыс. т грузов.
Перевозки на канале Дунай-Черное море составили в 1999 году 10567 тыс. т, в том
числе внешнеторговые перевозки - 1417 тыс. т и каботажные в направлении
черноморских и дунайских портов Румынии - 9150 тыс. т.
Доля украинских судов в перевозках по Дунаю составила в 1999 году около
11%, что значительно ниже устойчивой доли этих судов в 80-х годах (16-18%). Это -
прямое следствие прекращения судоходства на югославской участке Дуная после
разрушение авиацией НАТО мостов в г. Новость-Сад в апреле 1999 года. Наибольшая
международная воднотранспортная магистраль Европы превратилась в практически не
связаны между собой два участка реки. Флот Украины и других стран Нижнего Дуная
был лишен возможности работать на традиционных и наиболее загруженных
австрийских, венгерских и других направлениях.
Перевезенные по Дунаю грузы перерабатываемых на причалах примерно 50-ти хорошо
оборудованных портов, на многих необорудованных пристанях или в местах,
приспособленных для приема и обработки судов в небольших населенных пунктах.
Статистике Дунайской комиссии учитывается грузооборот 33-х портов, из них в
27-ми портах за всю историю дунайского судоходства грузооборот хотя бы один
раз превысил 1 млн. т. На долю этих портов стабильно приходится 2/3 объема
грузов, перерабатываемых на бассейне. В 1999 году портов -«миллионеров» было
10.
В наиболее результативном для судоходства 1987-м году грузооборот всех
портов Дунайского бассейна учитываются статистикой ДК, составил 146,5 млн. т,
в 1999 году - только 43,7 млн. т.
Основная масса перевезенных по Дунаю грузов приходится на долю 14-ти
судоходных предприятий-участников Братиславских соглашений (БС) 1955-го года, в
которых представлены пароходства всех придунайских стран, кроме Молдовы. От
Украины участниками этих соглашений является Украинское Дунайское пароходство (с 1955 года) и
«Укрречфлот» (с 1992 года).
Будучи источником международного частного права, БС регулируют имущественные отношения
между участниками транспортного процесса на Дунае: перевозчиками
(пароходствами), отправителями груза, грузополучателями и др.
Основной формой сотрудничества участников БС является Конференция директоров
дунайских пароходств (КДДП). На практике КДДП - еще и механизм сотрудничества
участников БС, совещание (конференция) делегаций пароходств во главе с их
директорами.
Кризис, затронувший дунайского судоходства, коснулась и сотрудничества
национальных судовладельцев в рамках КДДП. Конференция пытается выработать в
этой ситуации меры по защите интересов дунайских перевозчиков, принимает
мероприятий по совершенствованию Братиславских соглашений, повышение их статуса.
Признавая роль Дуная как важнейшей воднотранспортної магистрали, Европейская
Конференция министров транспорта 1994 года придала ему статус Панъевропейского
транспортного коридора (ТК) VII.
Под эгидой созданного в 1998 году в Вене Координационного комитета ТК VII был
подготовлен проект «Меморандума о понимании развития Панъевропейского
транспортного коридора VII».
Меморандум согласно решения Хельсинского конференции министров транспорта
(1997 год) определяет этот ТК как дунайский внутренний водный путь, включающий
канал Дунай-Черное море, а также соответствующую портовую инфраструктуру.
При распространении в полном объеме статуса транспортного коридора на Килийское
устье украинский участок ТК VII составит 167 км при выходе из Килийского гирла в
Черное море по связующем канала порта Усть-Дунайск (глубина - 4 м). Данный
вариант - основная оперативная схема восстановления судоходства «река-море» на
украинском участке Дуная вместо трассы по каналу Пропасть.
С восстановлением транзитного судоходства на югославской участке реки началось
возрождение Дунайской воднотранспортної магистрали в статусе ТК VII. Намечено
улучшение судоходных условий по рекомендациям ДК практически на всем протяжении
реки, в т. ч. регулирование русла путем сооружения дополнительно двенадцати
гидроузлов.
Значительная роль в развитии судоходства уделяется г. курсантов из соединительным
каналам Дуная - как существующим (Майн-Дунай, Дунай-Черное море), так и намеченным в
будущем (Дунай-Одер-Эльба и др.).
В перспективе с участием заинтересованных стран планируется создание Международного
судоходного консорциума «Большое европейское кольцо» (Дунай-Майн-Рейн-Северное
море-Балтийское море-Волго-Балтийский канал-Волга-Волго-Донской
канал-Дон-Азовское море-Черное море-Дунай), по которому грузы будут доставляться
водным транспортом.
Международный панъевропейский транспортный коридор №7 является одним из десяти Критских
коридоров, четыре из которых (№ 3, 5, 7 и 9) связаны с территорией Украины - это
внутренний водный путь по реке Дунай от Кельмаха до Черного моря с выходом в
море через Георгиевское, Сулинське и Килийское гирла Дуная, два последние из которых
являются судоходными. Для этого МТК характерны два принципиальных отличия от других
европейских транспортных коридоров, утвержденных второй конференцией министров
транспорта ЕС на о. Крит в 1994 г. Прежде всего, это единственный транспортный коридор,
который вполне проходит по внутреннему водному пути. Вторая особенность -
наличие в течение МТК №7 единых международных правовых норм, связанных с движением
транспортных судов и перевозками внешнеторговых грузов.
МТК № 7 проходит по р. Дунай и охватывает следующие страны: Австрия, Словакия,
Венгрия, Хорватия, Югославия, Болгария, Румыния, Молдова, Украина. По
украинской части дельты Дуная он проходит по речной артерии от
морского порта Рени, через морской порт Измаил к выходу в море. В настоящее время
кроме внутрібасейнових перевозок, функционируют такие міжбасейнові трассы, как
Дунай-Майн-Рейн-Северное море (этот сквозной путь соединяет порты пятнадцати
стран, включая кроме придунайских стран Швейцарию, Францию, Нидерланды,
Бельгию и Люксембург), Дунай-Одер-Эльба, запроектированы Дунай-Адриатическое море,
Дунай-Эгейское море. Однако наибольший вне бассейновый грузопоток идет по трассе
Дунай-Черное море, где Украине принадлежит северная часть дельты реки с ее
наиболее полноводным рукавом - Килийским.
Современный международно-правовой статус Дуная определяется Конвенцией о режиме
судоходства на Дунае (Белград, 1948) и принятым Вспомогательным протоколом к
этой Конвенции (26.03.1998). Впервые за всю историю дунайского судоходства в
Белградской Конвенции был применен принцип международного права, по которому
судоходство на этой воднотранспортній магистрали начали регулировать только
прибрежные государства с их общего согласия. Необходимо отметить, что последнюю четверть
века под эгидой Европейского Экономического Сообщества проводятся
значительные работы по улучшению условий судоходства на речном Дуная - разработаны
проекты строительства ЗО гидроузлов, 14 из которых уже построены. Главная цель этих
работ увеличить проходные глубины в 2-2,5 до 4 м.
Общие объемы перевозок на Дунае с 1950 года выросли с 9,7 млн. т до 91,8
млн. т - в 1987 году (максимум за всю историю дунайского судоходства). В этот
же год украинские судна перевезли по Дунаю 13,8 млн. т грузов. За период
1990-2000 гг. общие объемы перевозок снизились до 26,2 млн. т (2000 г.), в
том числе перевозки украинскими судами сократились до 3,0 млн. т грузов.
К основной номенклатуры грузов, перевозимых по Дунаю, относятся рудные
грузы, строительные материалы, зерновые и т.д.
Основная доля перевозимых грузов приходится на 14 судоходных предприятий
всех придунайских стран. Основными перевозчиками от Украины есть Украинское
Дунайское пароходство (УДП) и компания «Укрречфлот».
На украинском участке дельты Дуная существует два судоходные каналы: Прорва и
Соединительный канал порта Усть-Дунайск, которые относятся к Очаковского рукава
Килийского устья. Румыния уже сейчас имеет монополию на прохождение судов в
направлении Дунай-море-Дунай: она имеет три судоходные каналы и ведет строительство
четвертого.