Технологии и производство
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Общий курс транспорта

 

РАЗДЕЛ 12 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ

12.5. АВТОМОБИЛЬНЫЕ МТК

Постановлением Кабинета Министров Украины от 16 декабря 1996 г. за №1512 утвержден перечень автомобильных транспортных коридоров Украины, которые включены в сети международных транспортных коридоров:

№ 3......... Берлин-Дрезден-Вроцлав-Краковец-Львов-Ровно-Житомир-Киев;

№ 5.... Триест-Любляна-Братислава-Чоп-Ужгород-Львов;

№ 5а... Сторожница-Ужгород-Мукачево;

№ 9 Хельсинки-Киев-Москва-Одесса-Кишинев-Бухарест-Горностаевка-Александрополис;

№ 9а... Любашевка-Платонове;

№ 9в..... Любашевка-Одесса;

№ 9с... Копти-Бачевск.

Кроме того, вышеуказанным постановлением утвержден перечень транспортных коридоров Украины, которые предлагается включить как дополнение к сети международных транспортных коридоров:

Балтийское море - Черное море (Гданьск - порты Черного моря). По Украине: Ягодин-Ковель-Луцк-Тернополь-Хмельницкий-Винница-Умань-порты Черного моря; ответвления: Тернополь-Черновцы-Порубное-Мамалыга.

Евро-Азиатский (ЄАТК) (Ильичевск - паромная переправа через море - Грузия - Азербайджан - паромная переправа - Туркменистан). По Украине: Одесса-Николаев-Херсон-Джанкой-Керчь.

Европа - Азия (на Волгоград, Макати, Чарджоу). По Украине: Краковєць-Львов-Ровно-Житомир-Киев-Полтава-Харьков-Дебальцево- Изварино (модернизация); ответвления: Косины-Ивано-Франковск-Тернополь-Винница-Кировоград-Днепропетровск-Донецк-Изварино (новая трасса).

ЧЭС (Причерноморские страны). По Украине: Рени-Измаил-Одесса-Николаев-Херсон-Мелитополь-Бердянск-Мариуполь-Новоазовск.

В целом по коридорам показатель интенсивности движения грузовых автомобилей и автобусов распределяется следующим образом: 92,8% приходится на внутренние, 6,1% - на международные и 1,1% - на транзитные перевозки.

Наибольшая интенсивность наблюдалась в областях со значительным ростом объемов промышленной продукции, при перевозках которой использовались грузовые автомобили.

В 2000 г. средняя интенсивность движения грузовых автомобилей и автобусов по коридорах стабилизировалась и составляла 521,7 тыс. автомобилей в год.

Отдельные показатели интенсивности движения транспорта на участках, в обоих направлениях: ЄАТК (Херсонская - Республика Крым 2049 тыс. ед., из них 1300 тыс. автобусов и 749 тыс. грузовых автомобилей); Европа-Азия (Киевская - Полтавская 2223 тыс. ед., из них 357 тыс. автобусов и 1866 тыс. грузовых автомобилей); ЧЭС (Донецк - Запорожская 2432 тыс. ед., из них 979 тыс. автобусов и 1453 тыс. грузовых автомобилей).

Международные транспортные коридоры, которые пересекают Украину, сходятся в крупнейших транспортных узлах - Львовском, Киевском и Одесском. Через Львов проходит транспортный коридор №3, здесь также заканчивается коридор №5; через Киев проходит коридор №9 и заканчивается коридор №3; в Одессе коридор №9 соединяется с Евро-Азиатским транспортным коридором (он признан пока что тремя странами: Украиной, Азербайджаном, Грузией).

Анализ расположения областных центров Украины на главных магистралях на международных транспортных коридорах свидетельствует, что:

1) лучшее расположение на главных магистралях имеет Одесса: именно в этом большом транспортном узле сходятся три международные магистрали (коридор №9, Балтика-Черное море и коридор ЧЭС);

2) в Киеве сходятся коридор №9 с ответвлением на Минск и коридор №3;

3) во Львове совпадают коридоры №3 и №5, а сквозь Ужгород проходит коридор №5;

4) кроме этого на важной магистрали ЧЭС расположены Донецк, Днепропетровск, Одесса (а также Дунайские порты Рени и Измаил).

Следует отметить отрицательные стороны прохождения транспортных коридоров через территорию Украины для развития регионов. Во-первых, развитие происходит коридоров на Правобережной части Украины, а также приморских областях (Донецкой, Запорожской, Николаевской, Одесской), причем Левобережная часть Украины (в частности, Харьковская, Полтавская, Сумская области) остаются вне поля зрения данных проектов. Во-вторых, вне поля зрения остаются такие значительные транспортные узлы как Харьков, Чернигов, Луганск и др., которые для внутренних перевозок играют значительную роль.

Основная номенклатура внутренних перевозок грузов - уголь, нефтепродукты, минеральные удобрения, цемент, строительные материалы.

В общем объеме экспорта услуг, услуги транспорта составляют 85%.

Железнодорожные транспортные коридоры №3, №5, №9 имеют возможности пропускать потоки поездов вдвое больше существующих. Резервы пропуска автомобильных дорог тоже больше в 2-3 раза, чем те, что существуют.

На современном этапе развитие международного транзита в Украине имеет исключительно важное значение. Доходы от него достигают 2,3 млрд. долл. США на год, или 13% всего экспорта. Каждая тонна транзита грузов через Украину дает 8-9 долларов валютных поступлений.

На транспорте общего пользования объемы транзитных перевозок грузов (2000 г.) составили 35 млн. тонн, из них железнодорожным транспортом 33,2 млн. тонн или 95%, автотранспортом 1,6 млн. тонн, речным и воздушным - около 0,2 млн. тонн.

Основные транзитные потоки в Украине проходят в двух направлениях:

• между пунктами на западном и северо-восточных границах в прямом железнодорожном и автомобильном сообщениях;

• между пунктами на северных, восточных и на западном границах и морскими портами Украины.

Почти 95% транзитных потоков проходит в Украину через железнодорожные переходы. В основном это экспортные грузы из России, Белоруссии, Казахстана (железная руда, каменный уголь, нефтепродукты), которые направляются в Словакию, Венгрию, Австрию, Чехию, Румынию, а также через порты в другие страны мира.

Автомобильные транзитные перевозки, в основном, осуществляются по автомагистралях, проходящих по направлениям: запад Украины - Россия, Беларусь; морские порты Украины - Ростов, Кавказ, Молдова - Россия и другие. К номенклатуры перевозимых грузов, входят продукты питания, одежда, обувь, мебель, фармацевтическая продукция, контейнерные грузы, в том числе и те, перерабатываемых в морских портах.

Согласно с Законом Украины от 7 февраля 2002 года № 3022-III о Комплексной Программу утверждения Украины как транзитного государства в 2002 - 2010 годах, использование отечественных транспортных коммуникаций для транзитных перевозок грузов является одним из наиболее значительных приоритетов транспортной политики Украины.

Согласно прогнозов мирового экономического развития, рост мировой торговли опережает, и будет еще больше опережать рост мирового производства. При этом наиболее стремительный рост товарообмена будет происходить в треугольнике «Северная Америка - Европа - страны Азиатско-тихоокеанского региона».

Выгодное географическое положение Украины на пути основных транзитных потоков между Европой и Азией, наличие не замерзающих морских черноморских портов, развитой транспортной сети в широтных и меридиальных направлениях создает все необходимые предпосылки для оптимизации перевозок, а также привлечение значительных объемов транзитных грузов и пропуска их по кратчайшим направлениям.