РАЗДЕЛ 12
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ
12.5. АВТОМОБИЛЬНЫЕ МТК
Постановлением Кабинета Министров Украины от 16 декабря 1996 г. за №1512
утвержден перечень автомобильных транспортных коридоров Украины, которые включены
в сети международных транспортных коридоров:
№ 3......... Берлин-Дрезден-Вроцлав-Краковец-Львов-Ровно-Житомир-Киев;
№ 5.... Триест-Любляна-Братислава-Чоп-Ужгород-Львов;
№ 5а... Сторожница-Ужгород-Мукачево;
№ 9 Хельсинки-Киев-Москва-Одесса-Кишинев-Бухарест-Горностаевка-Александрополис;
№ 9а... Любашевка-Платонове;
№ 9в..... Любашевка-Одесса;
№ 9с... Копти-Бачевск.
Кроме того, вышеуказанным постановлением утвержден перечень транспортных коридоров
Украины, которые предлагается включить как дополнение к сети международных
транспортных коридоров:
Балтийское
море - Черное море (Гданьск - порты Черного моря). По Украине:
Ягодин-Ковель-Луцк-Тернополь-Хмельницкий-Винница-Умань-порты Черного моря;
ответвления: Тернополь-Черновцы-Порубное-Мамалыга.
Евро-Азиатский (ЄАТК) (Ильичевск - паромная переправа через море - Грузия -
Азербайджан - паромная переправа - Туркменистан). По Украине:
Одесса-Николаев-Херсон-Джанкой-Керчь.
Европа
- Азия (на Волгоград, Макати, Чарджоу). По Украине: Краковєць-Львов-Ровно-Житомир-Киев-Полтава-Харьков-Дебальцево-
Изварино (модернизация); ответвления:
Косины-Ивано-Франковск-Тернополь-Винница-Кировоград-Днепропетровск-Донецк-Изварино
(новая трасса).
ЧЭС (Причерноморские страны). По Украине: Рени-Измаил-Одесса-Николаев-Херсон-Мелитополь-Бердянск-Мариуполь-Новоазовск.
В целом по коридорам показатель интенсивности движения грузовых автомобилей и
автобусов распределяется следующим образом: 92,8% приходится на внутренние, 6,1% -
на международные и 1,1% - на транзитные перевозки.
Наибольшая интенсивность наблюдалась в областях со значительным ростом объемов
промышленной продукции, при перевозках которой использовались грузовые
автомобили.
В 2000 г. средняя интенсивность движения грузовых автомобилей и автобусов по
коридорах стабилизировалась и составляла 521,7 тыс. автомобилей в год.
Отдельные показатели интенсивности движения транспорта на участках, в обоих направлениях:
ЄАТК (Херсонская - Республика Крым 2049 тыс. ед., из них 1300 тыс. автобусов и
749 тыс. грузовых автомобилей); Европа-Азия (Киевская - Полтавская 2223 тыс.
ед., из них 357 тыс. автобусов и 1866 тыс. грузовых автомобилей); ЧЭС
(Донецк - Запорожская 2432 тыс. ед., из них 979 тыс. автобусов и 1453 тыс. грузовых
автомобилей).
Международные транспортные коридоры, которые пересекают Украину, сходятся в
крупнейших транспортных узлах - Львовском, Киевском и Одесском. Через
Львов проходит транспортный коридор №3, здесь также заканчивается коридор №5;
через Киев проходит коридор №9 и заканчивается коридор №3; в Одессе коридор №9
соединяется с Евро-Азиатским транспортным коридором (он признан пока что
тремя странами: Украиной, Азербайджаном, Грузией).
Анализ расположения областных центров Украины на главных магистралях на
международных транспортных коридорах свидетельствует, что:
1)
лучшее расположение на главных магистралях имеет Одесса: именно в этом большом
транспортном узле сходятся три международные магистрали (коридор №9,
Балтика-Черное море и коридор ЧЭС);
2)
в Киеве сходятся коридор №9 с ответвлением на Минск и коридор №3;
3)
во Львове совпадают коридоры №3 и №5, а сквозь Ужгород проходит коридор №5;
4)
кроме этого на важной магистрали ЧЭС расположены Донецк, Днепропетровск,
Одесса (а также Дунайские порты Рени и Измаил).
Следует отметить отрицательные стороны прохождения транспортных коридоров через
территорию Украины для развития регионов. Во-первых, развитие происходит коридоров
на Правобережной части Украины, а также приморских областях (Донецкой,
Запорожской, Николаевской, Одесской), причем Левобережная часть Украины
(в частности, Харьковская, Полтавская, Сумская области) остаются вне поля зрения данных
проектов. Во-вторых, вне поля зрения остаются такие значительные транспортные узлы как
Харьков, Чернигов, Луганск и др., которые для внутренних перевозок играют
значительную роль.
Основная номенклатура внутренних перевозок грузов - уголь, нефтепродукты,
минеральные удобрения, цемент, строительные материалы.
В общем объеме экспорта услуг, услуги транспорта составляют 85%.
Железнодорожные транспортные коридоры №3, №5, №9 имеют возможности пропускать потоки
поездов вдвое больше существующих. Резервы пропуска автомобильных дорог тоже
больше в 2-3 раза, чем те, что существуют.
На современном этапе развитие международного транзита в Украине имеет исключительно
важное значение. Доходы от него достигают 2,3 млрд. долл. США на
год, или 13% всего экспорта. Каждая тонна транзита грузов через Украину дает
8-9 долларов валютных поступлений.
На транспорте общего пользования объемы транзитных перевозок грузов
(2000 г.) составили 35 млн. тонн, из них железнодорожным транспортом 33,2 млн. тонн
или 95%, автотранспортом 1,6 млн. тонн, речным и воздушным - около 0,2
млн. тонн.
Основные транзитные потоки в Украине проходят в двух направлениях:
•
между пунктами на западном и северо-восточных границах в прямом железнодорожном
и автомобильном сообщениях;
•
между пунктами на северных, восточных и на западном границах и морскими портами
Украины.
Почти 95% транзитных потоков проходит в Украину через железнодорожные переходы. В
основном это экспортные грузы из России, Белоруссии, Казахстана (железная руда,
каменный уголь, нефтепродукты), которые направляются в Словакию, Венгрию,
Австрию, Чехию, Румынию, а также через порты в другие страны мира.
Автомобильные транзитные перевозки, в основном, осуществляются по
автомагистралях, проходящих по направлениям: запад Украины - Россия, Беларусь;
морские порты Украины - Ростов, Кавказ, Молдова - Россия и другие. К
номенклатуры перевозимых грузов, входят продукты питания, одежда,
обувь, мебель, фармацевтическая продукция, контейнерные грузы, в том числе и те,
перерабатываемых в морских портах.
Согласно с Законом Украины от 7 февраля 2002 года № 3022-III о Комплексной
Программу утверждения Украины как транзитного государства в 2002 - 2010 годах,
использование отечественных транспортных коммуникаций для транзитных перевозок
грузов является одним из наиболее значительных приоритетов транспортной политики Украины.
Согласно прогнозов мирового экономического развития, рост мировой
торговли опережает, и будет еще больше опережать рост мирового
производства. При этом наиболее стремительный рост товарообмена будет происходить в
треугольнике «Северная Америка - Европа - страны Азиатско-тихоокеанского
региона».
Выгодное географическое положение Украины на пути основных транзитных потоков между
Европой и Азией, наличие не замерзающих морских черноморских портов,
развитой транспортной сети в широтных и меридиальных направлениях создает все
необходимые предпосылки для оптимизации перевозок, а также привлечение значительных
объемов транзитных грузов и пропуска их по кратчайшим направлениям.