Технологии и производство
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Общий курс транспорта

 

РАЗДЕЛ 12 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ

12.6. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР №7 по г. ДУНАЙ

Характеристика путей сообщения Дунай - Черное море.

Судоходный ход Прорва в Украине существует с 1957 г.

Назначение канала: этим судоходным ходом пользовались преимущественно судна Советского дунайского пароходства, компании «Интерлихтер» и других пароходств с осадкой около 4,0 м типа «река-море». Благодаря каналу была обеспечена загруженность нижньодунайських портов Украины.

Пропускная способность канала: в начале 90-х годов канал пропускал до 4 тыс. судов в год. Канал фактически не существует как судоходный ход Дунай с 1998 года. Отсутствие средств на проведение днопоглиблюючих работ в Украине, начиная с 1997 г., привела сначала к уменьшению проходных глубин на этих участках, а потом и до частичного прекращения судоходства на украинской части дельты реки Дунай.

В связи с обміленням гирла Прорва и Прорвинського канала соединительный канал порта Усть-Дунайск стал единственной водной трассой в украинской части нижнего Дуная.

Назначение канала: был прорыт для транспортировки в порт рабочих смен, провианта, материалов в конце 80-х гг. Суднопроходи, начиная с 1997 года, осуществляются преимущественно по этом техническом канала. На сегодня по судоходному хода осуществляется движение малых транспортных судов дедвейтом 1,5-3 тыс. т и судов служебно-вспомогательного флота в украинские и румынские порты Нижнего Дуная.

Параметры канала. Проводка судов осуществляется только в светлую часть суток. Соединительный канал имеет длину около 2 км; он состоит из трех колен, между которыми угол около 90°, канал является непригодным для прохода морских судов. Дальнейшее существование канала предусматривает большой объем дноуглубительных работ. Канал входит в Очаковской системы рукавов, которая находится в стадии естественного отмирания. В настоящее время этот канал превратился в полноводный рукав - он имеет ширину 80-100 м и глубину преимущественно 4 м. Канал катастрофически быстро заносит Жебріянську бухту, от чего она мелеет и в ближайшие годы станет непригодной для судоходства.

Пропускная способность канала. Среднее количество судов, прошедших по каналу в период 1996-2000 гг. насчитывает 1060 судов в год, причем их количество увеличилась после 1997 года (после окончательного заиления канала Прорва). Акватория порта Усть-Дунайск имеет глубину 12 м и может принимать суда до 25 тыс. т, но возможности порта лимитирован глубинами соединительного канала - до 3,5 м.

На территории Румынии расположены следующие судоходные трассы:

Канал Чернаводе - Констанца-Юг с двумя шлюзами, введен в эксплуатацию в 1984 г.

Назначение канала. Канал разграничивает порты Нижнего и Верхнего Дуная. Он сокращает путь в Средний и Верхний Дунай на 300 км, в отличие от маршрутов по каналам в дельте Дуная. Привлекательным для перевозчиков является не только канал, по котором теперь идут основные грузопотоки из стран Средиземноморья, но и весьма мощный порт Констанца. Порт Констанца является позакатегорійним портом, он может принимать морские суда с осадкой 18 м; порт работает преимущественно с контейнерными грузами.

Параметры канала: длина канала - 64,2 км, ширина по дну - 80 м, глубина канала - 7м. Оценочная стоимость строительства - около 1,7 млрд. долл. США. Проход по канала осуществляется караванами в любое время суток.

Пропускная способность: 70-100 млн. т грузов в год.

В течение 1998-2000 гг. общие объемы переработки грузов в пригирловому порта Констанца колебались от 45 до 35 млн. т в год, выросла также перевалка контейнеров - до 98 тыс. ТЭО (20-футовых контейнеров). Сейчас в порту Констанца осуществляется два крупных проекта: создание брекватору (гидротехническое сооружение, которая отделяет акваторию порта от моря) и совместный проект с Японией - строительство нового контейнерного терминала, которое завершится в 2008 году (по завершению первого этапа, терминал будет иметь два причала длиной 625 м, с глубинами 14,5 м и сможет перерабатывать 340 тыс. ТЭУ). После модернизации конкурировать с Констанцей украинским портам будет еще труднее.

Канал Меджия - порт Новодари сдано в эксплуатацию в 1988 г.

Назначение канала. Канал связывает новый нефтяной порт Новодари с каналом Чернаводе - Констанца - Юг в районе порта Меджия.

Параметры канала соответствуют характеристикам канала Чернаводе-Констанца-Юг.

Эти два канала не подпадают под контроль Дунайской комиссии, что позволяет устанавливать режим судоходства и тарифы согласно внутреннего законодательства Румынии.

Сулинське устье - искусственно оборудован судоходный рукав.

Назначение канала. Предназначен для международного судоходства и прохода морских судов и судов смешанного плавания. Средства за проход судов по каналу единственным источником средств на покрытие непрерывно растущих эксплуатационных расходов. Для обеспечения судоходства большую роль играет порт Сулина, условия обслуживание в котором являются традиционными для

мировой практики зон «порто-франко». Длина причального фронта городского торгового порта, который перерабатывает генеральные грузы и обслуживает пассажиров - 2126 м, глубины у причалов - от 2,5 до 7,5 м.

Параметры канала. Протяженность 75 км с шириной судового хода в среднем 100 м и проходными глубинами 7,3 м, что обеспечивает возможность захода с Черного моря морских судов с осадкой до 7,0 м и плавание их на протяжении 170 км морской участка Дуная до порта Брєїл.

nbsp; Проводка судов по Сулинському рукаву осуществляется только в светлое время суток. Лоцманская проводка судов обязательна.

Пропускная способность. При нормальных условиях по каналу проходят суда дедвейтом до 25 тыс. т и длиной 180 м. В рекордном 1987 году через Сулинский канал в обоих направлениях прошло 3,5 тыс. судов с 10,1 млн. тонн грузов. По каналу может идти до 5 тыс. судов в год.

На Сулинському канале, который проходит через заповедную зону дунайской дельты, предусмотрены строгие меры предотвращения загрязнения вод, судовладельцы должны придерживаться рекомендаций Дунайской комиссии и Правил MARPOL.

Георгієвське устье Дуная в естественном состоянии не приспособлено для судоходства, но уже долгие годы Румыния ведет работы по созданию глубоководного судового ходу по этому рукаву. После введения его в действие по территории Румынии будет обеспечен непрерывный движение судов: по одному рукаву - с Черного моря на Дунай, во втором - из Дуная в Черное море. Румыния в случае введения в эксплуатацию Георгиевского гирла будет иметь четыре судоходные каналы для собственных и иностранных судов.

Придунайского региона Причерноморского района относят юго-западную часть Одесской области, расположенную в Дунайско-Днестровском междуречье, включает 9 административных районов - Арцизский, Белгород-Дністровськиий, Белградский, Измаильский, Килийский, Ренийский, Саратский, Тарутінський и Татарбунарский, а также города областного значения Белгород-Днестровский и Измаил. Общая площадь региона составляет 12,57 тыс. кв. км. Пограничное (граничит с Молдовой и Румынией) и приморское расположение, выход к международным водных магистралей Дуная и Днестра определяют главные преимущества региона относительно его существующих и потенциальных транспортно-распределительных и международно-транзитных функций.

Богатейший ресурсный потенциал Придунавья в значительной степени способствует развитию Одесского региона и Украины в целом, а также является важным фактором расширения международного экономического сотрудничества.

Интегральный потенциал Дунайского региона, как база экономической безопасности и устойчивого развития Украины, содержит в себе следующие структурные элементы:

1. Выгодное экономико-географическое и геополитическое положение региона, обусловленное его расположением на пересечении практически всех транспортных и транзитных путей, соединяют Европу с Азией, с Индийским субконтинентом, дальневосточными странами «экономического чуда» («тиграми»), Австралией, Новой Зеландией и др.

2. Богатый природно-ресурсный потенциал, включающий водные, биологические, рекреационные, минеральные, топливно-энергетические (нефть и газ в районе острова Змеиный), а также особо важные ресурсы хозяйственного и природоохранного (экологического значения) - водно-болотные угодья, природ - но-заповедные зоны, что является базой біовідтворення и сохранения биоразнообразия окружающей среды.

3. Могучий транзитоутворюючий потенциал, формируемый Европейской артерией - Дунаем, черноморскими коммуникациями, функционированием VII (Дунайского) международного транспортного коридора, наличием 3-х крупных украинских морских портов (Рени, Измаил, Усть-Дунайск), портпунктов (Килия, Вилково и др.), автомобильных, железнодорожных и авиационных коммуникаций.

4. Потенциал производственных отраслей, включает довольно мощный агропромышленный комплекс, рыбное хозяйство, судоремонт и судостроение.

5. Потенциал непроизводственной сферы, воспроизводственные возможности которого развиваются за направлениями расширения рекреационного туристического хозяйства, природоохранного комплекса (заповедного дела), подготовки кадров для нужд регионального развития.

6. Потенциал международного сотрудничества, что предопределяет расширение внешнеэкономических связей региона, вхождения его в мировую экономическую систему, формирование международной системы ресурсно-экологической безопасности (в том числе на основе заповедания территорий) как основы сохранения воспроизводственных функций среды для обеспечения устойчивого социально-экономического и социально-экологического развития стран и регионов Придунавья.

Возможности эффективного освоения интегрального потенциала Украинского Придунавья на современном этапе формирования системы устойчивого социально-экономического развития региона связываются с созданием собственного украинского окна с Дуная в Черное море. Неотложность решения этой проблемы в ближайшее время несомненна и следует из системы гео - экономических и стратегических интересов Украины.

Социально-экономическое развитие придунайского региона Одесской области Украины зависит от работы портово-промышленных комплексов на Дунае. Основная доля население городов Рени (общ. численность - 23 тыс. чел.), Измаил (90 тыс. чел.), Килия (25 тыс. чел.), Вилково (11 тыс. чел.) занята в обслуживающей инфраструктуры портового хозяйства (при переработке экспортно-импортных грузов, а также продовольственного сырья в портах), судоходстве и судостроении, рыболовстве. Порт Рени находится на основном русле реки, порты Измаил, Килия, Вилково в Килийском устье и Усть-Дунайск - в Жебриянській бухте Черного моря, вблизи Эллинского устья (Портовый пункт Килия и грузовой комплекс Вилково относятся к Усть-Дунайского порта).

В портах перегружают практически всю номенклатуру грузов, перевозимых по водных путях, а именно железную руду, металлы, зерновые, грузы в контейнерах, уголь, нефтеналивные грузы, удобрения. Все придунайские порты имеют значительный промышленный потенциал. В то же время, эти порты являются стратегически важными пунктами на юго-западной границе Украины, они обеспечивают связь Украины по естественный внутренний водной артерии со странами Восточной, Центральной и Западной Европы. Через указанные порты поддерживаются постоянные транспортные связи придунайских стран со странами Черноморско-Азовского бассейна с выходом на внутренние водные пути (реки Днепр, Южный Буг, Днестр) и России (реки Дон, Волга и др.), а также со странами Средиземноморья и др.

Ситуация в регионе на сегодняшний день является крайне неблагоприятной. Произошло значительное снижение показателей переработки грузов в украинских портах Дуная, в первую очередь связано с отсутствием национального судоходного канала Дунай - Черное море.

В 2001 г. переработка грузов в Усть-Дунайском снизилась по сравнению с 1990 г. - в 8,5 раз, в Рени - в 9,0 раз, в Измаиле - в 2,3 раза. Падение показателей переработки транзитных и экспортно-импортных грузов происходит вместе с сокращением количества рабочих мест, частичным прекращением работы судоремонтных заводов Измаила, Килии, Вилково. Как следствие, резко сократились производственно-экономические и транспортные связи этого региона.

Статистические данные показывают, что основным перевантажувачем транзитных грузов является порт Рени, удельный вес транзита в 2001 г. - 73,8%, экспорта - 25,4%. Основная удельный вес около 90% приходится на экспортные грузы в порту Измаил, связано в первую очередь с имеющимися подъездными железнодорожными и автомобильными путями к порту. В начале 90-х гг. 40-45% грузов,переработанных в порту Усть-Дунайск были транзитными. В 2001 г., несмотря на многократное снижение объемов переработки, основной удельный вес приходится на экспортные грузы - 43%. Портовые мощности загружены лишь на 15-20%.

Итак, основные транзитные грузопотоки на сегодня переориентировано на другие маршруты доставки, минуя придунайские порты Украины.

В первой половине 2002 года за счет эффективного использования мощностей морехозяйственного комплекса Одесской области были увеличены объемы перевозок на 13,6%. Продолжались работы по организации новой паромной линии Измаил-Тулча. Переработка грузов увеличилась в Измаильском порту на 58,2%, Ренийском - на 28,1%, Усть-Дунайске - на 28,9% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Основной удельный вес грузов, переработанных в порту Измаил, приходится в основном на экспортные грузы, среди которых 36% - рудные, 21%- уголь, 19%- черные металлы, 11% - зерновые. За 2000-2001 гг. увеличился грузопоток зерна, что приходит по железной дороге. Из Измаила украинская пшеница, кукуруза, ячмень, рожь, горох в основном идут на Ближний Восток и Турцию, а также транзитом по Венгрии и Югославии в Россию. В порту Измаил действует контейнерный терминал, в котором обрабатывается около 3-5 тыс. контейнеров в год, хотя его возможности 40 тыс. на год.

Основная номенклатура грузов, перерабатываемых в порту Рени, это нефть и нефтепродукты - 38,2%, зерновые - 15,5%, кокс - 13,4%. После создания СЭЗ «Рени» (от 23.03.2000 г.) в порту модернизируется производственный потенциал: строится комплекс по пробке сжиженного газа (мощность - 250 тыс. т в год), комплекс по перевалке зерна (60 тыс. т в год), формируется новый транзитный грузопоток на Испанию и Италию (синтетические смолы).

Порт Усть-Дунайск, который создавался в качестве промежуточного порта для обработки судов ліхтеровозної системы, может принимать как большие океанские суда с моря, так и речные с Дуная. Глубина акватории порта составляет 12 м. Но после выхода Украины из международной организации «Интерлихтер», произошло сокращение грузопотока. Одновременно с этим был введен в эксплуатацию канал Чернаводе-Констанца, который начал интенсивно работать в отличие от Прорвы, поэтому большая часть грузов «отошла» на Румынию. Основной удельный вес грузов, которые

перерабатывают в порту Усть-Дунайск, приходится на зерновые - 60,2%, на рудные грузы - 31%. Мощности порта загружены на 15-20%.

Пропускная способность портов Придунайского региона (без учета порта Усть-Дунайск) равен 17,5 млн. т, из них по генеральных грузах - 8,2 млн. т, по навалочных грузах - 9,3 млн. т. Условная пропускная способность порта Усть-Дунайск - 5,6 млн. т. Таким образом, порты Придунайского региона возможность перегрузки около 23 млн. т. Пропускная способность порта Рени была использована в 2001 г. на 13,4%, по сравнению с 1995 г. это вдвое меньше цифра. Порт Измаил свою пропуска способность в последние годы использовал на 43-47%. Порт Усть-Дунайск в 2001 г. перегрузил всего 879,0 тыс. т грузов на рейде, что составило лишь 15,7% от его пропускной способности. Соотношение переработки грузов и их пропускной способности в процентах приведенная в табл. 12.8.

 

Таблица 12.8

Использование пропускной способности придунайских портов, %

Порты

1995

2000

2001

Измаильский

43,8

44,4

47,8

Ренийский

25,9

11,8

13,4

Усть-Дунайский

12,1

5,6

15,7

Учитывая рост объемов перевозок, которые будут проходить по Дунаю, в РВПС Украины HAH Украины был сделан прогноз переработки грузов в украинских придунайских портах. Согласно прогноза создания глубоководного судового хода Дунай-Черное море наращивания показателей возможно к 6 млн. т в Рени, до 4 млн. т - в Измаиле, до 1,2 млн. т - в Усть-Дунайске, что соответствует уровню начала 90-х гг.