Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел пятый
ОСНОВЫ ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ

ГЛАВА ШЕСТАЯ
СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА И ФУНКЦИИ ИСКУССТВА
1. Генезис и социальная сущность искусства

Искусство: составляющая духовной жизни.

Искусство является «органом», компонентом культуры. Любое художественное произведение целостно осознается в контексте всей культуры. Поэтому важным является факт его в плетение в систему культурного функционирования. С этим процессом связано обособление понятия «художественная культура». Наиболее полно определение художественной культуры воплощено в понимании ее как совокупности созданных определенным обществом художественных ценностей, а также самого процесса их создания, разделения и восприятия освоения обществом и каждым отдельным человеком.

Человек одновременно является и субъектом, и объектом художественной культуры, которая создается людьми, и формирует определенный тип личности. Художественная культура охватывает результаты творческой деятельности (памятники культуры - материальной и духовной) и саму живую деятельность людей, характеризует степень и способ развития способностей, дарований, потребностей социального субъекта во всех формах художественной деятельности, степень его подготовленности к деятельности, участия в создании и освоении ценностей искусства.

Субстанціональні элементы художественной культуры является ее основой. К ним относятся ценности, нормы и учреждения. Ценностями художественной культуры, прежде всего являются сами творения искусства. Однако ценности художественной культуры не сводятся только к произведениям искусства, а охватывают также научные и популярные работы по теории и истории искусства.

Нормы художественной культуры определяют не только деятельность художника, но и влияют на формирование вкусов людей. Единство норм в рамках определенной художественной культуры обеспечивает взаимопонимание художника и аудитории, определяет ее требования к художнику. Нормам художественной культуры присуща относительная устойчивость и консервативность.

Система учреждений, обеспечивающих, во-первых, производство ценностей художественной культуры, во-вторых, их хранение и распространение, в-третьих, потребление художественной культуры и организацию массовой художественной пропаганды, художественного образования и художественного воспитания, должно способствовать художественной коммуникации. Процесс художественной коммуникации создается согласованными действиями функциональных элементов художественной культуры. К ним относятся авторы художественных произведений, собственно процесс художественного творчества и его результат, а также потребители художественной продукции.

Искусство является полифункциональным. Исследователи определяют разное количество функций, но, независимо от количества, все эти функции взаимосвязаны, поскольку произведения искусства существуют как целостное явление, что предполагает целостное восприятие. Общественно-преобразующая и компенсаторная функция (искусство как деятельность и «утешение») имеет свое проявление как идейно-эстетическое воздействие на людей. Благодаря этой способности искусство привлекает людей к целенаправленной деятельности, трансформирует общество. Художественное творчество представляет собой процесс преобразования (в представлении) фактов действительности, материала и самого человека. Идеалы гармоничного человека пробуждают активность каждого создавать самого себя, то есть утверждают в действительности то, что желаемое, реальное, на самом деле компенсируя то, что является недостаточным для полноценной жизни человека.

Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение) признавалась в истории эстетики не всеми мыслителями. Многие из них сомневались в познавательных возможностях искусства. Так, Платон видел тень теней, а Гегель - низшую форму познания истины. Без сомнения, познавательная возможность искусства несравнима с возможностями науки, установление и выяснение объективных свойств действительности. Но искусство познает действительность во взаимодействии с человеком, во всем богатстве форм, которые воспринимаются человеческой чувственностью. Искусство выступает средством просвещения, передачи опыта, фактов жизни, а также средством обучения, передачи навыков мышления, обобщения, системы взглядов. Поэтому его справедливо называют учебником жизни.

Художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира) позволяет увидеть в художественном произведении представление художника о мире. Целостная концепция представлена в формах, которые чувственно воспринимаются, в них эмоционально воплощены представления о мире, человеке и месте человека в мире.

Функция предвосхищения («кассандрівське начало», или искусство как предсказание) имеет свое проявление в том, что подобно античной Кассандры, которая предсказала гибель Трои в период ее расцвета, искусство способно прогнозировать будущее. В этом искусство соотносится с человеческой интуицией, которая совершает прыжок через разрыв информации.

Информативная и коммуникативная функция (искусство как сообщение и общение) заключается в том, что произведение искусства - это определенная знаковая система. Как и любая знаковая система, искусство имеет свой код, «ключ» к которого воплощен в особенностях этой культуры, ее содержании.

Художественное общения является обмен культурными смыслами, что обуславливает привлечение к определенной культуры, следовательно, - не только знания своей культуры, но и знакомство с культурой других народов, других эпох. Искусство объединяет людей. Так, единственным фактором, который объединил разрозненных неаполитанцев, римлян, ломбардцев, было искусство Италии XVIII - XIX вв. Воспитательная функция (искусство как катарсис формирование целостной личности) дает возможность художественному произведению влиять на состав мыслей и чувств человека в целом. Еще пифагорейцы заметили, что искусство очищает личность, а Аристотель ввел понятие «катарсиса», что означает процесс очистки с помощью возникновения схожих чувств. Искусство позволяет пережить много человеческих судеб, тем самым расширяя исторически ограниченный опыт жизни личности, позволяет ей почувствовать все многообразие опыта человечества.

Эстетическая функция (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентиров) способствует формированию эстетического вкуса, способностей и потребностей человека. Искусство ценные ориентирует человека в мире, развивает в ней творческий дух. Высказывание Альберта Эйнштейна: «Мне лично ощущение высшего счастья дают произведения искусства... Если вы спросите, кто вызывает у меня наибольший интерес, я отвечу: Достоевский. Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс», - является свидетельством того, что искусство пробуждает в человеке творца.

Гедонистическая функция (искусство как наслаждение) имеет проявление в том, что искусство - сфера свободы и мастерства, которые несут наслаждение. Все явления искусства соотносятся с эстетическими ценностями. Источником эстетического наслаждения является художественная форма, которая находится в гармоничном единстве с содержанием. Радость несет в себе и привлечения к творчеству, и игровой аспект, присутствующий при восприятии художественного произведения.