РАЗДЕЛ 12
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ
12.4. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ МТК
Критский коридор № 3. Основным железнодорожным направлением, соединяющим страны СНГ и
Украину со странами Центрально-Восточной Европы и Европейского Союза (ЕС), является двухпутная
электрифицированная линия Зерново-Конотоп-Бахмач-Киев-Жмеринка-Львов (1063 км). Этот
направление является частью Международных транспортных коридоров № 3, № 9 и
ответвление № 9-е. Его реконструкция и модернизация является для Укрзализныци одной
из приоритетных сфер инвестирования. Европейский банк реконструкции и развития
выделил заем в размере около 52 млн. долларов США для реабилитации участка
Киев-Львов.
В пределах Украины Критский коридор № 3
(Берлин-Дрезден-Палачу-это-Львов-Красне-Тернополь-Жмеринка-Казатин-Киев) и МТК
ОСЗ № С
(Згожелец-Вроцлав-Ополе-Катовице-Медыка-Мостиска-Львов-Жмеринка-Киев-Зерново-Суземка-Москва)
проходят по Львовской и Юго-Западной железных дорогах (рис. 12.1).
Коридор электрифицированный от Киева до Львова с выходом в Европу. Это направление является
одним из наиболее загруженных. Так, между станциями Фастов и Казатин за год
перевозится 40-50 млн. т с максимальной скоростью пассажирских поездов до 120
км/ч, грузовых - до 80 км/ч.
Согласно плана возобновляются пути между Киевом и Львовом, что позволит
увеличить скорость движения до 160 км/ч и сократит время поездки в страны ЕС.
Двухколейный участок в пределах Львовской железной дороги составляет 39% от длины
коридора № 3 в пределах Украины. Из них 84 км (Государственная граница с Польшей-Львов)
электрифицирован постоянным током; используется локомотив ВЛ11М,
масса грузовых поездов на участке 4200 и 2800 т. Пассажирское движение
обеспечивается с помощью электровоза ВЛ10, масса поезда 700 т. От Львова до
Подволочиска железная дорога работает на переменном токе. При этом используется
локомотив ВЛ80 как для грузового, так и пассажирского движения: масса грузового
поезда до 5000 т в восточном направлении и до 4500 т - в западном, масса
пассажирских поездов - от 1150 до 1400 т.
На Львовской железной дороге самые сложные участки профиля, плана и условия
эксплуатационной работы. Наибольшие уклоны на этом направлении достигают 14%, доля
кривых участков 27,1%, минимальный радиус 250 м.
Критский коридор № 5 проходит по Львовской, Юго-Западной и Южной
железных дорогах (Триест-Любляна-Загреб-Будапешт-Братислава-Чоп-Львов), ОСЗ № 5
(Захонь-Чоп-Стрый-Львов-Красне-Жмеринка-Фастов-Дарница-Гребенка-Полтава-Харьков-Тополи-Валуйки)
с ответвлением № 5-а (Дарница-Конотоп-Зерново-Суземка-Москва) (рис. 12.2). На
этом направлении грузы перевозятся и маршрутными контейнерными поездами
«Чардаш» (Будапешт-Москва) и Изов-Зерново-Тополя от границы Польши
и Словакию транзитом по территории Украины и дальше по направлению Транссибирской
магистрали.
Этот коридор в пределах Украины - двухпутная, электрифицированная на постоянном токе
линия Львов-Чоп длиной 266 км, который соединяет Украину со Словакией, Венгрией,
Болгарией, Румынией и другими странами Центральной и Южной Европы.
В грузовом движении используется локомотив ВЛ11М, масса грузового
поезда по направлениям согласно 4000...4200 и 1800...2100 т. Для пассажирского
движения используется электровоз ВЛ10, масса поезда 1100... 1150 т.
Направление Стрый-Лавочное-Мукачево за параметрами плана и продольного профиля не
позволяет реализовать высокие скорости. Уклоны более 10%о на указанном направлении
составляют более 16%, кривых участков радиусом до 700 метров - 19,5% от
общей длины линии. На участке Лавочное-Мукачево скорость движения не
превышает 60-70 км/ч. На отрезке Львов-Чоп наибольший уклон - 30%о, доля
кривых участков 36,5%, минимальный радиус 152 м.
Критский коридор № 9 проходит по Юго-Западной и Одесской железных дорогах
(Александруполис-Пловдив-Бухарест-Кишинев-Кучурган-Раздельная-Жмеринка-Киев-Нежин-Чернигов-Горностаевка-Жлобин-Витебск-Санкт-Петербург-Хельсинки)
с ответвлениями: № 9-а (Раздельная-Одесса); № 9-э (Нежин-Хутор
Михайловский-Зерново-Москва) (рис. 12.3).
Кроме пассажирских и грузовых поездов на этом направлении вращается
контейнерный поезд Клайпеда-Одесса (через Словечно-Бережесть).
Участок Зерново-Хутор Михайловский-Киев-Пассажирский Юго-Западной
дороги протяженностью 354 км является частью международного транспортного коридора № 9.
На ней расположено 28 станций, в том числе 4 станции внеклассные
(Киев-Пассажирский, Дарница, Бахмач-Пассажирский Конотоп).
На станциях Киев-Пассажирский, Конотоп, Зерново или Хутор Михайловский
предусматриваются остановки скорых поездов. Участок Зерновое-Киев - двухпутная,
электрифицированная переменным током, обустроена системой автоблокировки линия, где
пассажирские поезда уже сейчас двигаются со скоростью до 120 км/ч., грузовые -
80 км/ч.
В пассажирском движении используются электровозы ЧС4 и ЧС8 депо
Киев-Пассажирский со сменой локомотивных бригад на ст. Конотоп. Масса составов
подвижного состава 900-1100 т.
В грузовом движении используются локомотивы ВЛ80. Унифицированная масса грузового
поезда 3600/2800 т соответственно в нечетном и парном направлениях. Длина
приемо-отправочных путей 850 м.
Вантажонапруженість составляет 30-35 млн. т-км/км. Наибольшие уклоны достигают
8%. Доля кривых участков 10,3%, минимальный радиус 325 м. По параметрам
продольного профиля и плана это одна из лучших участков.
МТК Гданьск-Одесса (Балтийское море - Черное море), Европа-Кавказ-Азия (ТRАСЕСА)
- дополнительный коридор, созданный Украиной и Польшей, для обеспечения
минимального расстояния перевозок из Польши, скандинавских и прибалтийских стран
в порты Черного моря (рис. 12.4).
Транспортный коридор Балтийское море - Черное море и Евро-Азиатский транспортный
коридор как единое целое привлекают в Украину большие транзитные потоки, включая
связи Южной Азии, Африки, Ближнего Востока, Средней Азии с Европой и
создадут одну из наиболее перспективных для Украины транспортных артерий
межконтинентального значения.
В пределах Украины длина коридора Балтийское море - Черное море
(Ягодин-Ковель-Здолбунов-Шепетовка-Козятин-Жмеринка-Одесса) составляет 917 км,
85,3% которого-двухпутная железная дорога. Одноколейной есть участок Государственную границу-Ягодин-Ковель-Киверцы
(от границы с Польшей до Ковеля проложена вторая колея шириной 1435 мм).
МТК Европа-Азия с использованием Критских коридоров № 5 и № 3, и далее от
Фастова по маршруту МТК ОСЗ № 8 (Фастов-Знаменка-Нижнеднепровск-Узел-Красная
Могила-Гуково) проходит по Юго-Западной, Одесской, Приднепровской и
Донецкой железных дорогах (рис. 12.5).
Далее машрут проходит через Волгоград, Астрахань, Макати, Бейнеу на Туркменистан
и Иран, что сократит расстояние перевозок грузов из Европы в эти страны на
700-1300 км по сравнению с северным направлением коридора через Оренбург.
Основная часть грузов из Донбасса на Запад, а также в промышленные центры
Приднепровье перевозятся на участке
Чаплино-Синельниково-Нижнеднепровск-Пятихатки. Направление представляет собой
двухколейную электрифицированный участок: в пределах Донецкой и Приднепровской
железных дорог -
постоянный
ток, от Пятихаток до Фастова - переменный. Размеры движения в пределах
Приднепровской железной дороги достигают 60-70 млн. т-км/км в одном направлении, что
негативно влияет на движение пассажирских поездов. Здесь нельзя обеспечить
скорость движения более 120 км/ч.