Основы философских знаний
Раздел пятый ОСНОВЫ ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ
ГЛАВА ШЕСТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА И ФУНКЦИИ ИСКУССТВА
1. Генезис и социальная сущность искусства
Среди форм эстетической деятельности особое место занимает искусство во всей разновидности. Искусству присуща специфика не только в пределах эстетической деятельности, а является уникальным общественным явлением. «Искусство воссоздает принципиально новый уровень действительности, который отличается от нее определенным увеличением свободы. Свобода привносится в те сферы, которые в реальности ее не имеют. Без альтернативное становится альтернативным, делает возможным не только запрещено, но и невозможно. Социальная сущность искусства заключается в том, что художественное развитие общества обусловлен естественно-историческим процессом, то есть развитие обнаруживает характерные закономерности, связанные с определенными периодами становления человеческой культуры.
Первая закономерность возникновения искусства как результата эстетических потребностей и эстетических способностей, которые развились непосредственно в рамках практической деятельности человека. Древнейшие памятники, начало художественной деятельности исследователи относят к эпохе палеолита (примерно 40 - 50 тыс. лет до н. э.). Это первые попытки древнего человека направлено влиять на мир во взаимодействии со своими потребностями. Некоторое магический ритуал предшествовал трудовому процессу, который в те далекие времена представлен в основном охотой. Нанесенное «ранения» не имело характера символа, это попытка упреждающей действия, предшествовала нанесению настоящей раны животным. Вера в магическую связь между изображением и реальностью заставляла первобытного «художника» взимать такой ритуал. Впоследствии совершенствовалась сходство, «естественность» ран, нанесенные с помощью орудия охоты (копье, топор): воображаемую рану покрывали охрой ярко-красного цвета. Все действия составляли магическую операцию охоты. Древние люди охотились, убивали и съедали животных, воспринимая человеческое тело как продолжение тела животного. Эта осознанная единство побудила к поискам общего языка между человеком и животным: производился ритуал перерядження и подражания повадок, поведения определенного животного, человек стремился набрать ее вида. Отождествление себя с животным впоследствии повлекло зарождение тотемизма, в основе которого лежит представление о тотем (животное, что обожествляется) как родоначальника охранника первобытного коллектива.
Мифы позволили сделать шаг к постижению мира, попытку осмысления. Образы мифов в основном является фантасмагоричними, имеют в себе взаимосвязь, симбиоз человека и животного (кентавр, минотавр, сирены и другие образы, что пришли уже через развитую античную мифологию). Но еще в пределах мифов производились основные образные и метафорические средства будущего искусства. Мифология - специфическая для родового общества форма выражения идеологического синкретизма. Древние мифы соединили элементы искусства, природу и общество. Древний человек не знал общечеловеческого значения предметов, а только утилитарное. Только с осознанием, например, общей значимости заостренного конца копья или стрелы возникает потребность что-либо, какому-либо признаку для себя и для других закрепить удачно найденную форму. С утилитарно-практического развилось духовно-практическое отношение к изображенному, то есть человек начинает создавать не «двойную» реальность, а «другую» природу.
Вторая закономерность в развитии искусства связана с разделением труда на умственный и физический. Появление свободного времени (досуга) создала условия для отграничения некоторой группы людей, которые получили возможность специально совершенствовать свои эстетические и художественные потенции.
Разделение общества на классы, что обусловило отражение в искусстве эстетических идеалов, симпатий, предпочтений различных социальных групп, составляет третий важный закономерный этап в развитии искусства. Эстетические идеи и потребности господствующего класса становятся господствующими эстетическими идеями, что не уменьшает ценности различных слоев искусства, а, наоборот, способствует развитию его исторических форм.
Четвертая закономерность развития искусства, характеризует связь с другими формами духовной жизни общества и социально-экономическими условиями. Эта связь чувствуется всегда, но не прямо, а косвенно. Однако справедливым будет утверждение об обратной силе влияния искусства на право, политику, мораль и т.д., а через них - на экономику. В истории искусства были периоды, когда вобрал в себя функции других форм общественного сознания вследствие любых конкретно-исторических причин.
Социальная сущность искусства проявляется в специфике цели и предмета. Целью искусства, всех видов, форм и жанров является совершенствование человека и общества, в котором этот человек живет. «...Искусство есть общественная техника чувства, орудие общества, посредством чего оно вовлекает в круг социальной жизни именно интимные и именно личные стороны нашего существа. Правильно было бы сказать, что чувство не становится социальным, а, напротив, становится личным, когда каждый переживает произведение искусства, становится личным, не переставая оставаться социальным». Поэтому предметом искусства становится реальная действительность, при которой возникает жизнь человека. Искусство является формой отражения общественного бытия, формой общественного сознания.