Раздел IV
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII-XIX вв.
6. Образовательная деятельность и педагогические взгляды Константина Ушинского
Константин Дмитриевич Ушинский (1823/1824-1870) - выдающийся украинский педагог, основоположник дошкольного воспитания и народной школы, автор трудов по теории и истории педагогики, учебников для начального обучения. Он вырос на украинском национальном почве, выстроил на той основе действительно прогрессивную науку «воспитание умов», обосновал и реализовал во многих трудах идею народности в воспитании.
Дошкольное воспитание и начальное образование получил под руководством матери, которая учила его дома по программе первых двух классов гимназии.
Среднее образование получил в Новгород-Северской гимназии. В 1844 г. Константин Ушинский с отличием окончил юридический факультет Московского университета. Уже в студенческие годы он стремился разобраться в спорах, которые велись среди интеллигенции, о путях развития общества, о народности, о развитии культуры и образования.
В научных кругах ведутся дискуссии о том, украинский или русский педагог К. Ушинский. Сам Константин Дмитриевич не раз называл себя малоросом, то есть украинцем, а Киев, Украину - своей родиной, с которой он держал связь даже в условиях великодержавного шовинизма. Царская политика не позволяла ему, как и многим другим талантливым выходцам из Украины - деятелям науки, культуры, свободно работать во имя родного народа, поэтому приходилось искать других путей.
Во время исполнения обязанностей профессора в Ярославском юридическом лицее (1846 -1849) часто на лекциях звучали пересыпанные украинизмами, характерными для языка Константина Ушинского, рассказы об Украине. Читая цикл административных, экономических, финансовых дисциплин, он находил возможность сказать о географии «страны Днепра», о ее людях и национальные особенности.
Константин Ушинский в 1857 - 1858 гг. опубликовал статьи «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы» и другие, в которых затронул важные социально-педагогические проблемы. Эти работы сделали его имя известным.
Вынужденно находясь за границей, ученый много работает, изучает женские учебные заведения, детские сады, приюты и школы Германии и Швейцарии. Написал и издал в 1864 г. учебную книгу «Родное слово» и «Руководство к преподаванию по "Родному слову"», которые выдержали 146 переизданий.
1867 г. Ушинский написал и в течение следующих двух лет издал два тома главного своего труда - «Человек, как предмет воспитания». Собрал материал для третьего тома, но в полном объеме завершить свой замысел не успел. Книга была ценным вкладом в становление педагогической науки. В ней рассматриваются психологические основы обучения и воспитания детей, развитие чувств, восприятия, памяти, представления, мышления, речи и т.д. Константин Ушинский выдвинул и обосновал требование учитывать возрастные и психологические особенности детей в процессе воспитания. Выражал уверенность в том, что путем целенаправленного воспитания, которое будет опираться на изучение ребенка, можно расширить возможности человеческих сил - физических, умственных, моральных.
Как педагог и психолог Константин Ушинский большое значение придавал развитию активности детей в процессе обучения и воспитания, указывал на методы и средства контроля их психического развития, на необходимость соблюдения правильного режима жизни, воспитания воли и интересов, приобретение трудовых навыков, умений. Школа, считал он, должна не только давать учащимся знания, но и развивать у них память, творческую фантазию, логическое мышление.
Константин Ушинский отмечал, что любая практическая деятельность, направленная на удовлетворение духовных потребностей человека, является большим искусством, а педагогика как наука является высшим искусством, поскольку она удовлетворяет величайшую из потребностей человека и человечества в целом - их стремление к совершенствованию.
Основная задача образования и воспитания, за Константином Ушинским, заключается в формировании развитого человека на началах народности.
Он выдвигает следующие основные требования к воспитанию:
• воспитание должно быть народным, то есть охватывать все подрастающее поколение народа в порядке обязательного обучения;
• делом воспитания должен управлять сам народ;
• воспитание должно давать детям реальное образование и одновременно развивать их умственные способности, с тем чтобы полученные знания были связаны с жизнью и направлены на общенародное благо;
• ведущее место в формировании человека должен занимать родной язык обучения - и как источник знаний, и как сокровищница народа;
• цель воспитания - формирование высоконравственного человека;
• женщине должно быть обеспечено воспитание и образование наравне с чело-веком.
Народность в воспитании Ушинский считал одной из важнейших социальных и педагогических основ.
«Единственный, - писал Ушинский, - только единственный общий для всех врожденный наклон, на который всегда может рассчитывать наставник, это то, что мы называем народностью. Как нет человека без самолюбия, так же нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитатели определенный путь к сердцу человека и могущественную опору в борьбе с ее плохими личными и семейными наклонностями».
Он трактовал народность довольно широко. Понимал ее как историю того или иного народа, его историческое развитие, географические и природные условия, в которых живет народ. Проанализировав системы воспитания детей в Англии, Франции, Германии, Константин Ушинский пришел к выводу, что система воспитания в каждой стране связана прежде всего с конкретными условиями исторического развития народа. Она строится в соответствии с интересами народа, а потому развивает и укрепляет в детях те моральные качества, которые являются основой патриотизма и национальной гордости. «Каждому народу суждено играть в истории свою особую роль, и если он забыл роль, то должен сойти со сцены: он более не нужен. История не терпит повторений. Народ без народности - тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и быть уничтожится в других телах, сохранивших свою самобытность. Особенность идеи является принципом жизни».
В принципе народности воспитания великий педагог конкретизировал свое понимание общественной обусловленности развития новых поколений. Он заявлял, что только народное воспитание, которое отражает психологические, социально-экономические, идеологические и культурные особенности народа, его жизнь и стремление, может иметь настоящую развивающую силу.
В произведениях народной педагогики отражается народный идеал вихован ния. «Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием», - отмечал Ушинский.
Заслугой К. Д. Ушинского является то, что он сформулировал идею народности в педагогике, определил ее как основную составляющую системы воспитания.
В своей статье «О народности в общественном воспитании» он отмечал: «Воспитание, созданное самим народом и построенное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Он считал, что дети с раннего возраста должны усваивать элементы народной культуры, овладевать родным языком, знакомиться с устным народным творчеством.
Исследовав общие основы воспитания в разных странах, Константин Ушинский пришел к такому выводу:
• общей системы народного воспитания для всех народов нет ни на практике, ни в теории;
• у каждого народа своя особенная национальная система воспитания, а поэтому заимствование воспитательных систем у других народов неприемлемы;
• нельзя жить по образцу другого народа, каким бы заманчивым был этот образец, точно также нельзя воспитываться по чужой педагогической системе, как бы она ни была стройна и хорошо обдумана; каждый народ в воспитании должен испытывать свои собственные силы;
• науку не надо путать с воспитанием. Она общая для всех народов,но не для всех народов и не для всех людей составляет цель и результат жизни;
• общественное воспитание именно не решает вопросов жизни и не ведет за собой истории, но идет вслед за ней. Не педагогика и не педагоги, но сам народ и его великие люди прокладывают дорогу в будущее, воспитание только идет по этому пути и, действуя заодно с другими общественными силами, помогает идти отдельным личностям и новым поколениям;
• общественное воспитание только тогда будет действенным, когда его вопросы станут общими для всех и семейными для каждого;
• возбуждение общественного мнения в деле воспитания стимулирует его развитие. Где нет общественного мнения о воспитании, там нет и общественного воспитания, хотя может быть множество общественных учебных заведений.
Основу народности составляет язык. В ней отражается природа, среди которой живет народ, его история, достижения культуры, мировоззрение. Язык есть «самый важный, самый полный и прочная связь, что соединяет прошлые, современные и будущие поколения народа в одно великое, историческое, живое целое. Она не только являет собой жизнедеятельность народа, а это именно жизнь. Когда исчезает народный язык, народа больше нет».
В книге «Родное слово» ученый представляет философско-психологический взгляд на родной язык, подчеркивает ее определяющую роль в жизни и в общем развитии народа, доказывает необходимость построения образования и воспитания на родном языке, который для ребенка является «лучшим толкованием природы и жизни, что окружают Те».
Ученый разработал единую систему построения воспитания и обучения на родном языке и последовательно и настойчиво выступал за ее внедрение в педагогическую практику. Он доказывал, что школа, в которой учат «чужом» языке, задерживает естественное развитие способностей ребенка. Лучшим народным наставником является родной язык, поэтому главной задачей элементарного обучения Константин Ушинский считал овладение родным языком.
Он много работал над определением содержания и методов обучения родному языку, выразил в своих трудах ценные советы по развитию речи и мышления у детей, начиная с раннего возраста.
«Усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сочетания и видоизменения, но и множество понятий, воззрений на вещи, большое количество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, - и усваивает легко и быстро, за 2 - 3 года столько, что и половины того не могли усвоить в 20 лет прилежного методического обучения. Таков этот великий народный педагог - родное слово!»
Эмоциональное общение матери с новорожденным ребенком через родное слово, воплощенное в колыбельной мелодии, является примером единения поколений, постоянного диалектической связи прошлого и грядущего. «Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке-в наследие потомкам ... - одним словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохра рігає в народном слове».
Нравственное воспитание Константин Ушинский рассматривал как составную часть гармоничного развития человека, как важное средство подготовки человека к жизни в обществе. Он был сторонником воспитательного обучения, доказывал, что разрыв между воспитанием и обучением лишает пе-дагогічний процесс целостности и эффективности. Придавал важное значение труда в психологическом и физическом развитии, указывал на решающую роль школы и личности учителя в воспитании детей.
Константин Ушинский оставил большое творческое наследие. Он является ос новоположником народной школы в нашей стране, создателем стройной педагогической системы, автором научных трудов и пособий. На его идеях построены и развиваются не только отечественные образование и воспитание. Своей теоретической деятельностью К.Д. Ушинский внес весомый вклад в сокровищницу мировой педагогической мысли.
Его учение выдержало испытание временем. Оно актуально и сегодня в стране, когда происходит возрождение всей системы народного образования в независимой Украине.