Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ПАМЯТЬ

Процессы памяти

Различают следующие основные процессы памяти: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание.

ЗАПОМИНАНИЕ - это образование и закрепление временных нервных связей. Чем сложнее материал, тем более сложные и те временные связи, которые образуют основу запоминания.

Процесс запоминание - активный процесс, во время которого с исходным материалом происходят определенные действия. Процесс запоминания начинается в кратковременной памяти (КВП) и завершается в долговременной памяти (ДТП). Рассмотрим эту последовательность действий.

В кратковременную память из сенсорной памяти попадает только тот материал, который опознано путем сопоставления актуального сенсорного образа с эталонами, хранящимися в долговременной памяти. После того как зрительный или акустический образ попал в кратковременную память, его переводят на звуковую язык и он существует в этой памяти дальше, в основном именно в такой форме. В процессе этого превращения материал подвергается классификации на основе смысловых признаков и поступает в соответствующую часть долговременной памяти. На самом деле этот процесс еще более сложный и представляет собой установление смысловых связей между полученным материалом и семантически родственными обобщениями, хранящихся в долговременной памяти. При этом происходит трансформация не только имеющегося материала, но и структур долговременной памяти. Как только эти связи установлено и закреплено, материал остается в долговременной памяти «для вечного хранения».

Успешность установления смысловых связей зависит от ряда сопутствующих факторов:

• от объема материала, который содержится в кратковременной памяти: он не должен значительно превышать 7±2 единицы хранения;

• времени пребывания материала в кратковременной памяти; это время можно неограниченно увеличивать, повторяя материал;

• от наличия факторов, которые мешают, - побочного материала, что возникает в сознании в пределах 30 секунд до или после получения материала, предназначенного для запоминания;

• от действия мотивационного фактора в разнообразных его формах: эмоций, интереса, выраженности мотива запоминания;

• от разнообразия форм представления материала в кратковременной памяти, то есть от наличия разнообразных кодов: визуального, акустического и понятийного;

• от степени «знайомості» материала, его осмысленности, то есть наличия аналогичных по содержанию знаний, хранящихся в долговременной памяти;

• от количества смысловых связей, устанавливаемых в процессе запоминания, чему способствует его повторное воспроизведение в разных контекстах, т.е. его осмысление.

Следовательно, результативность сохранения информации в ДТП зависит от многих факторов, одни из которых являются характеристиками предыдущих процессов переработки, другие имеют «локализацию» в самом ДТП.

Запоминание, как и другие психические процессы, бывает непроизвольным и произвольным.

Непроизвольное запоминание осуществляется без специально поставленной цели запомнить. На непроизвольное запоминание влияют яркость, эмоциональная окрашенность предметов. Все, что эмоционально сильно влияет на нас, мы запоминаем независимо от своего намерения запомнить.

Непроизвольному запоминанию способствует также наличие интереса. Все, что интересует, запоминается значительно легче и удерживается в нашем сознании в течение более длительного времени, чем неинтересное.

Произвольное запоминание отличается от непроизвольного уровнем волевого усилия, наличием задачи и мотива. Оно имеет целенаправленный характер, в нем используют специальные средства и приемы запоминания.

В зависимости от степени понимания запоминающегося материала произвольное запоминание бывает механическим и осмысленным (логическим).

Механическим является запоминание без понимания сути. Оно приводит к формальному усвоению знаний.

Осмысленное (логическое) запоминание опирается на понимание материала в процессе работы с ним, поскольку только работая с материалом, мы запоминаем его.

В зависимости от средств, которые используют в процессе запоминания, последнее можно разделить на непосредственное и опосредованное.

Материал, который нужно запомнить, может быть визуальным, слуховым, образным, вербальным, символическим и т.д. В зависимости от материала, который запоминают, различают виды памяти (визуальную, слуховую и т.д.).

Описывая запоминания, используют такие характеристики материала, как его осмысленность и бессмысленность. Понятно, что процесс и продуктивность запоминания зависят от содержательности/бессмысленности материала. Иногда эти характеристики используют для описания процесса и говорят о осмысленное/механическое запоминание.

Условиями успеха произвольного запоминания является действенный характер усвоения знаний, интерес к материалу, его важность, установка на запоминание и т.д.

СОХРАНЕНИЕ как процесс памяти заключается в степени сохранения объема и содержания информации в течение длительного времени. Для сохранения требуется периодическое повторение.

Сохранение означает наличие информации в долговременной памяти (речь пойдет именно о ней), что не всегда связано с ее доступностью для сознания. Забывание - неоднородный процесс, он может приобретать разнообразные формы.

Процессы памяти тесно взаимосвязаны. В определенной степени забывания является функцией от запоминания - что лучше запомнили материал (а это зависит от перечисленных выше факторов), тем меньше его забывают. Однако забывание может иметь и собственные, отдельные причины. В общем, что реже материал привлекают к активной деятельности, тем менее доступен он есть. При прочих равных условиях он стареет - теряются знания, распадаются навыки, угасают чувства. Вторым важным фактором является количество установленных и обновленных смысловых связей между содержанием этого материала и другими материалами, хранящимися в долговременной памяти. В этом контексте можно сказать, что любая смысловая перестройка опыта, например, изменение образа жизни, веры, убеждений, мировоззрения, может сопровождаться потерей или недоступностью бывших элементов опыта. Механизмом забывания является интерференция, то есть гнетущее влияние одного материала на другой, как только он появится, а также затухания, то есть угасания следов памяти и несоответствие признаков - когда во время воспроизведения коды не соответствуют тем, с помощью которых вводили информацию в память.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ - один из главных процессов памяти. Оно является показателем прочности запоминания и одновременно следствием этого процесса. Основой для воспроизведения является активизация ранее образованных временных нервных связей в коре больших полушарий головного мозга.

Воспроизведение материала, который хранится в долговременной памяти, заключается в переходе его из долговременной памяти в кратковременную, то есть актуализация его в сознании. Воспроизведение зависит от процессов запоминания и забывания, но имеет также свои особенности и механизмы. Воспроизведение может иметь три формы - узнавания, припоминания и воспоминания.

Простой формой воспроизведения является узнавание. Узнавание - это воспроизведение, что возникает во время повторного восприятия предметов. Узнавание бывает полным и неполным.

Во время полного узнавания повторно воспринят предмет сразу отождествляют с ранее известным, полностью восстанавливаются время, место и другие детали предварительного соприкосновения с ним. Полное опознание имеющееся, если встретили хорошо знакомую человеком или когда идем по хорошо известным улицам и т.д.

Для неполного опознания характерна неопределенность, трудности соотнесения объекта, который воспринимаем, с тем, что уже знакомый нам в предыдущем опыте.

Более сложной формой воспроизведения является упоминание. Особенность упоминания в том, что оно происходит без повторного восприятия того, что воспроизводится.

Упоминание может быть произвольным, когда оно обусловлено актуальной потребностью воссоздать нужную информацию (например, вспомнить правило при написании слова или предложения, ответить на вопросы), или непроизвольным, когда образы или сведения всплывают в сознании без каких-либо осознанных мотивов. Такое явление называют название персеверация.

Под название персеверация понимают представления, которые имеют навязчивый характер.

Образные персеверації возникают после многократного восприятия определенных предметов или явлений, или когда есть сильное эмоциональное воздействие на личность.

До непроизвольного воспроизведения принадлежит явление реминисценции, или «выныривание» в сознании того, что невозможно было вспомнить сразу после его запоминания.

Реминисценция - следствие снятия усталости нервных клеток, которое наступает после выполнения сложного мнемонічного задачи. Со временем эта усталость исчезает и производительность воспроизведения возрастает.

Особой формой произвольного воспроизведения запам'ятовуного материала является припоминание. Это - сложный процесс памяти, что представляет собой поиск необходимого материала в долговременной памяти.

Различают также эпизодическую и семантическую память. Воспроизведение событий с эпизодической памяти может быть особенно ярким именно вследствие того, что во время их запоминания в памяти хранится материал, который относится не только к различным модальностям, но и пережитых в тот момент эмоций и действий. Кроме того, он локализован в определенном месте и времени. Все это делает его содержательным и отличает от знаний, полученных опосредованно. Воспроизведение таких пережитых образов называют воспоминанием.

Потребность в пригадуванні возникает тогда, когда в определенный момент не удается вспомнить то, что необходимо. В этой ситуации человек прилагает определенные усилия, чтобы преодолеть объективные и субъективные трудности, связанные с невозможностью вспомнить, напрягает волю, прибегает к поиску путей активизации предыдущих впечатлений, до различных мнемонических действий.

Одним из разновидностей произвольного воспроизведения есть воспоминания - это локализованные во времени и пространстве воспроизведение образов нашего прошлого.

Специфическим элементом этого воспроизведения есть факты жизненного пути человека в контексте исторических условий определенного периода, к которым она так или иначе была непосредственно причастна. Это предопределяет насыщенность воспоминаний разнообразными эмоциями, которые обогащают и углубляют содержание воспроизведения.

Все, что человек запоминает, со временем постепенно забывается. Забывание - процесс, обратный к запоминанию.

ЗАБЫВАНИЕ проявляется в том, что теряется четкость запам'ятовуного, уменьшается его объем, возникают ошибки в воспроизведении, оно становится невозможным и, наконец, исключается возможность опознания.

Блок забывание также можно рассматривать как относительно независимый. Забывание - это угасание временных нервных связей, что на протяжении длительного времени не подкреплялись. Если приобретенные знания в течение длительного времени не используют и не повторяют, они постепенно забываются. Другой причиной забывания является недостаточная прочность запоминания. Следовательно, чтобы предотвратить забыванию, нужно хорошо заучивать материал.

Забывание - процесс постепенный, базируется на ослаблении и нарушении ранее образованных условных связей. Чем меньше они закреплены, тем быстрее угасают и забываются.

Наибольший процент забывания имеющийся сразу после заучивания материала. Для длительного удержания в памяти информации важно с самого начала обеспечить прочное его запоминание и закрепление через повторение в первые дни после того, как оно было получено.

Важное условие продуктивного запоминания - осмысленность, понимание того, что является его предметом.

Мнемоника. В психологии по проблемам памяти есть два понятия, близкие по звучанию, но разные по значению, - «мнемічний» и «обозначение».

Мнемічний - то, что имеет отношение к памяти, к искусству запоминания. Основываясь на сказанном выше, можно сделать вывод о том, что, зная законы, которые регулируют процессы памяти, можно этими процессами управлять.

Мнемоника - приемы управления памятью. Самым распространенным приемом является уже упоминавшееся использование меток или предметов в качестве признаков для припоминания. Восприняв эти знаки, человек вспоминает содержание того, что с ними связано.

Другим распространенным мнемонічним приемом является группировка материала для его запоминания. С помощью группировок легче запоминать, в частности, телефонные номера. Например, 2-98-71-23 запомнить сложнее, чем 2-987-123.

Одним из самых известных мнемонических приемов является метод размещения. Его суть в том, что материал, который запоминают, разбивают на части, которые затем располагают в разных местах образа какого-либо помещения или хорошо знакомой улице. Направляя затем мнение по привычному маршруту, по улице или помещениями дома, человек просто «подбирает» то, что хранится в разных частях.

Еще один распространенный прием - добавление осмысленного связи материала, между начальными элементами которого осмысленного связи нет. Это касается запоминания не связанных между собой слов или букв, последовательности наименований.

Хорошим приемом для запоминания, например, текстов или последовательности изложения является создание плана или разбивка текста на части с названием каждой из них.

Есть и другие мнемонические приемы, для перечисления и описания которых здесь, увы, нет места.