Раздел II
Культура Киевской
Руси
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАСТРОЙКИ
КИЕВА
Согласно историческим хроникам Киев
было основано в V-Vi в. братьями Кием, Щеком, Хоривом и их сестрой
Лыбедью. Но своего наивысшего расцвета город приобрел в Х ст. в княжение Владимира Святославовича. Он объединил
под своей рукой племена полян, северян, словенов, кривичей, вятичей, радимичей
и создал могучую страну. Киев стал столицей одной из ведущих европейских
государств. Выгодное расположение на перекрестке важных торговых путей
предопределило его политический, экономический и культурный взлет. Территория Детинца,
древнего города, существенно расширяется, возводятся мощные укрепления - валы
с деревянными рублеными стенами, воротами Софийскими (Батыевыми), Михайлівськими
и на Подол.
После Константинополя и Кордовы Киев
был третьим по значению городом Европы.
Особого размаха градостроительство,
в частности в Киеве, приобрело во времена Ярослава Мудрого, который почти в десять раз
увеличил площадь города по сравнению с городом Владимира. Было создано единое
оборонительную систему, систему планирования, главным
элементом которой стала улица, что ведет от Софийских ворот до ансамбля Святой
Софии. К городу с востока и запада путники въезжали через Лядские и
Львовские ворота, от них веером расходились улицы, сохранившиеся и поныне:
Михайловская, Маложитомирська, Софиевская, Сретенская, Рейтарская. С
внутренней стороны укреплений вдоль вала шли улицы, которые также сохранились: Ярославов
вал, Малая Подвальная, Большая Житомирская.
Композиционной доминантой Киева времен Ярослава был Софийский собор. Он стал
символом государственности, веры и культурным центром. При Софии Киевской было
собрано первую на Руси библиотеку, работали школа, мастерская для переписывания
и переводов книг. Храм Софии - одна из первых каменных зданий; остальные города
была деревянной. Правда, отдельные дома обмазывались глиной и
раскрашивались под каменную кладку.
Киев - не только верхний город. Выдающаяся роль принадлежала Подола,
торговом и
ремесленном района.
Здесь была удобная естественная гавань в
устье Почайны, у нее базар, где торговали купцы из
разных стран: греки, хазары, евреи, поляки, немцы, чехи и др. Они предлагали
мех, ткани, пряности, драгоценные камни, паволоки златотканые, аксамитов
т.д. Не хуже выглядели и изделия киевских ремесленников: серебряная посуда из
чеканными узорами, серебряные колты, изящное золотое ожерелье, украшенное
перегородчатой эмалью, гончарные изделия - кувшины, корчаги, черпаки, кружки, миски,
изготовленные в соседнем урочище за горой Дитинкою. их соседями были кожевники,
кузнецы, стеклодувы, резчики по кости и др.
Вокруг Киева было немало поселений,
входившие в городской системе. По пути
на Вышгород, на
Кирилловском взгорье, раскинулись многочисленные слободы. С Венгерским связана
летописная легенда об убийстве Аскольда
и Дира князем Олегом.
Сейчас здесь стоит памятник “Аскольдова
могила”. Чуть дальше -
загородная резиденция киевских князей - Берестово, где работал митрополит
Илларион, автор “Слова о законе и благодати”;
по сей день здесь сохранились
остатки храма Спаса на Берестове. Дальше были “варяжские” пещеры; на их месте
возведен Киево - Печерскую лавру. У устья р. Лыбидь - Зверинец, место охоты
князей.