Модуль 2
ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ СФЕР И ЗВЕНЬЕВ
ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
РАЗДЕЛ 6
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
6.3. Бюджетный процесс в Украине
Бюджетный процесс - это
регламентированный законом порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов,
их исполнения и контроля за их исполнением, утверждения отчетов о выполнении
бюджетов, входящих в бюджетную систему Украины. Бюджетный процесс от начала
составление проекта бюджета и утверждения отчета об исполнении бюджета
проходит под контролем Верховной Рады Украины и местных органов власти.
Этапы бюджетного процесса:
Ø составление проекта бюджета;
Ø рассмотрение проекта бюджета;
Ø утверждение бюджета;
Ø выполнение бюджета;
Ø составление, рассмотрение и утверждение
отчета об исполнении бюджета.
Составной частью бюджетного процесса является
бюджетное регулирование - перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных
уровней. Регулирование бюджетов упорядочивает общественные отношения при мобилизации в
бюджет денежных средств и при их распределении и перераспределении между звеньями бюджетной системы,
при финансировании расходов за счет полученных доходов и всего процесса
исполнения бюджета.
Составлению проектов бюджета предшествует
разработка основных программных макроэкономических показателей экономического и
социального развития Украины на плановый год, в частности относительно объема валового
внутреннего продукта, индексов потребительских и оптовых цен, официального обменного
курса гривны, который прогнозируется в среднем за год и на конец года, уровня
безработица прогнозируется.
Бюджетное планирование охватывает
составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение.
Задачи бюджетного планирования
определяется необходимостью решения задачи по формированию бюджета:
1) достоверное определение объема и
источников формирования доходов бюджета;
2) оптимальное распределение расходов по
отдельными группами и отраслями;
3) сбалансирования бюджета.
Бюджетное планирование начинается с
определение возможного объема доходов. Обоснованность их планирования обеспечивает
реальность всего бюджетного процесса. Оптимальность распределения расходов
определяется эффективностью использования бюджетных средств с позиций обеспечения
экономического роста и социальной гармонии в обществе. Сбалансирование
бюджета - сложная задача, поскольку, как правило, потребности в расходах
превышают реальные возможности в формировании доходов.
В процессе бюджетного планирования
используются такие методы:
а) общий метод - балансовый;
б) отдельных статей - нормативный:
прямого счета и аналитический.
Сущность балансового метода заключается
в том, что бюджет как финансовый план является балансом доходов и расходов. Следовательно,
бюджет не может быть несбалансированным. Превышение расходов над доходами
невозможно, ведь оно, исходя из схемы финансовой деятельности государства, не может
быть профинансировано. Превышение же доходов над расходами, если речь идет о
бюджетный профицит, неуместно, поскольку государству не нужны лишние средства (зато
они могут быть крайне необходимы юридическим и физическим лицам, у которых они
изымаются в процессе перераспределения). Использование балансового метода
обеспечивает реальность не только бюджетного планирования, но и сбалансированность
формирования и размещения финансовых ресурсов в обществе.
Нормативный метод является основой
бюджетного планирования и заключается в определении отдельных статей доходов и расходов
по установленным нормативам. Например, отдельные расходы могут определяться по
нормативами макроэкономических показателей (согласно Закона об образовании в
Украине на ее финансирование из бюджета должно выделяться не менее 10 % национального
дохода). Нормативы могут иметь различные уровни обобщения - до макро - и
микроэкономических показателей, в расчете на одного жителя, одну бюджетную
учреждение или оперативно-сетевой показатель (например, на один класс), а также к
конкретных статей расходов или доходов.
Метод прямого счета предусматривает
детализированный расчет за каждым плательщиком и получателем бюджетных доходов
средств. Именно он обеспечивает полную прозрачность бюджетного процесса и наибольшую
обоснованность проекта бюджета. В то же время это довольно трудоемкий процесс, и поэтому
его использование, особенно на уровне централизованных бюджетов, затруднено. В
процессе прямого расчета доходов и расходов бюджета тоже используются
нормативы, но не обобщенные, а детализированы.
Аналитический метод основывается на определении
тенденций развития отдельных показателей бюджета и факторов, влияющих на эти
показатели.
Планирование может осуществляться с использованием коэффициентов, которые характеризуют
динамику доходов и расходов, или на основе определения влияния на изменение
показателей бюджета отдельных факторов, например рост численности населения,
динамику цен и тарифов, валютного курса и т.п.
Процедура бюджетного планирования - это
последовательность мероприятий и действий по составлению, рассмотрению и утверждению проекта
бюджета, которая определяется Бюджетным кодексом. В Украине на государственном уровне
она включает следующие этапы и стадии:
1. Составление проекта бюджета:
Ø
направление
Президентом Верховной Раде бюджетного послания;
Ø
сбор
информации для разработки предложений проекта Государственного бюджета Украины;
Ø
разработка
предложений относительно проекта Государственного бюджета Украины;
Ø
разработка
Верховной Радой бюджетной резолюции, в которой определяются основные направления
бюджетной политики на наступление ный год;
Ø
разработка
бюджетных запросов главными распорядителями средств и представление информации в
Министерства финансов;
Ø
анализ бюджетных
запросов и разработки Министерством финансов проекта Государственного бюджета Украины
(согласованного с министерствами, ведомствами) и представление его в Кабинет Министров;
Ø
рассмотрение проекта
бюджета в Кабинете Министров Украины, принятия постановления о его одобрении и
представления его в Верховную Раду Украины вместе с соответствующими материалами, а
именно:
• пояснительной запиской к
проекта бюджета, в которой содержится информация об экономическом положении государства,
основные программные макроэкономические показатели экономического и социального развития
Украины на следующий бюджетный период, оценки поступления доходов и других
средств, обоснование особенностей межбюджетных взаимоотношений, информация о
объемы государственного долга и др.;
• прогнозными показателями
сводного бюджета;
• перечнем льгот по налогам,
сборов, обязательных платежей;
• показателями расходов, необходимых
для завершения программ, учтенных в проекте Государственного бюджета Украины на
следующие за условий их реализации в течение более чем одного бюджетного периода;
• сведением и структурой
финансовых обязательств по государственному долгу;
• докладом о ходе выполнения Государственного бюджета Украины
в текущем бюджетном периоде;
• разъяснением главных
распорядителей бюджетных средств к проекту Государственного бюджета Украины (направляются к
Комитета по вопросам бюджета Верховной Рады);
• другими материалами, которые
определяются Кабинетом Министров Украины.
2. Рассмотрение проекта закона о
Государственный бюджет Украины:
Ø
представление
проекта закона о Государственном бюджете Украины Верховной Раде Украины: доклад
министра финансов на пленарном заседании Верховной Рады и содоклад председателя
Комитета по вопросам бюджета о соответствии проекта закона о Государственном бюджете
Украины требованиям Бюджетного кодекса, основным направлениям бюджетной политики на
следующий бюджетный период. По результатам обсуждения Верховная Рада может
отклонить проект закона о Государственном бюджете Украины, если он не соответствует
действующему законодательству. Повторное представление проекта закона о Государственном бюджете
Украины с обоснованием внесенных изменений производится в недельный срок;
Ø
подготовка
Верховной Радой Украины проекта закона о Государственном бюджете Украины к первому
чтение: рассмотрение проекта бюджета народными депутатами Украины, а также в
комитетах, депутатских фракциях и группах Верховной Рады, формирования комитетами
Верховной Рады свои предложения к проекту Государственного бюджета Украины;
Ø
рассмотрение
Комитетом Верховной Рады по вопросам бюджета вместе с уполномоченными Кабинета
Министров предложений к проекту Государственного бюджета Украины и подготовка
Выводов и предложений к нему, а также таблиц субъектов законодательной
инициативы, которые предлагается поддержать или отклонить, и распространение их
среди народных депутатов не позднее чем за два дня до рассмотрения проекта Государственного
бюджета Украины в первом чтении;
Ø
рассмотрение проекта
закона о Государственном бюджете Украины в первом чтении: доклад Председателя Комитета
по вопросам бюджета относительно Выводов и предложений к проекту Государственного бюджета
Украины, обсуждения и принятия решения по ним. Одобренные Верховной Радой
Выводы и предложения к проекту государственного бюджета приобретают статус
Бюджетных выводов Верховной Рады Украины;
Ø принятие проекта закона о
Государственный бюджет Украины в первом чтении;
Ø
подготовка
проекта закона о Государственном бюджете Украины ко второму чтению: Кабинет
Министров Украины в двухнедельный срок готовит и представляет доработанный в соответствии
в Бюджетных выводов Верховной Рады Украины проект закона о Государственном
бюджет Украины, и сравнительную таблицу с их учета с мотивированными объяснениями
относительно неучтенных предложений;
Ø
в доработанном к
второму чтению проекте закона о Государственном бюджете Украины должны содержаться
статьи и показатели, которые предлагались Кабинетом Министров Украины в первом
чтении или были одобрены Бюджетными выводами Верховной Рады Украины. Если в
доработанный ко второму чтению проект закона о Государственном бюджете Украины
вносятся новые статьи, то прилагается детальное обоснование их необходимости.
Требования к цифровых показателей могут быть изменены только в случае, если основные
программные макроэкономические показатели экономического и социального развития Украины
на следующий бюджетный период, положенные Кабинетом Министров Украины в основу
проекта закона о Государственном бюджете Украины, изменились до момента рассмотрения в
втором чтении более чем на 2 %;
Ø
проект закона
о Государственный бюджет Украины может быть направлен на доработку в Кабинет
Министров Украины и представлен на повторное второе чтение в недельный срок,
если были допущены нарушения указанных выше требований;
Ø
рассмотрение проекта
закона о Государственном бюджете Украины в втором чтении: министр финансов
докладывает о доработан с учетом Бюджетных выводов Верховной Рады
проект закона о государственном бюджете, Председатель Комитета по вопросам бюджета докладывает
о учета Кабинетом Министров Украины Бюджетных выводов Верховной Рады
при подготовке проекта закона о государственном бюджете ко второму чтению;
Ø
второе чтение
проекта закона о Государственном бюджете Украины предусматривает постатейное голосование.
При этом обязательно должны быть утверждены общий объем дефицита
(профицита), доходы и расходы государственного бюджета, объем межбюджетных
трансфертов и другие положения, необходимые для формирования местных бюджетов,
поскольку они не подлежат рассмотрению в третьем чтении;
Ø
рассмотрение проекта
в третьем чтении: Комитет по вопросам бюджета дорабатывает проект закона о
Государственный бюджет Украины и выносит его на рассмотрение, с докладом выступают
председатель Комитета по вопросам бюджета и министр финансов Украины,
Ø
голосование
происходит по статьям, которые не были приняты во втором чтении, и по
проектом закона в целом;
Ø
если решение о
принятие закона о Государственном бюджете Украины с предложенными предложениями
Комитета по вопросам бюджета в целом не принято, проводится голосование по
каждым предложением.
3. Утверждение бюджета.
Закон о Государственном бюджете Украины
Верховная Рада должна принять до 1 декабря года, предшествующего плановому.
Если закон о Государственном бюджете
Украины не будет принято в указанные выше сроки, то Кабинет Министров должен
полномочия осуществлять расходы в соответствии с положениями Бюджетного кодекса, в
котором предусмотрено, что в таком случае финансируются только текущие расходы, а
финансирование капитальных расходов запрещается, кроме случаев, связанных с
введением военного или чрезвычайного положения, объявлением отдельных местностей
зонами чрезвычайной экологической ситуации. До принятия закона о Государственном
бюджет Украины на текущий бюджетный период налоги и сборы (обязательные
платежи) взимаются в соответствии с законом о государственном бюджете на бюджетный
период, предшествующий плановому, и другими нормативными актами. Заимствования в этот
период могут осуществляться лишь с целью погашения основной суммы государственного
долга.
Законом о государственном бюджете
определяются:
Ø общая сумма доходов государственного
бюджета с распределением на общий и специальный фонды;
Ø общая сумма расходов бюджета с
распределением расходов на капитальные и текущие;
Ø
предельный размер
дефицита (профицита) Государственного бюджета Украины в следующем бюджетном периоде
и государственного долга, полномочия по предоставлению государственных гарантий, а также с
объема этих гарантий;
Ø бюджетные назначения главным
распорядителям средств Государственного бюджета Украины в соответствии с бюджетной
классификации;
Ø доходы бюджета в соответствии с
бюджетной классификации;
Ø бюджетные назначения межбюджетных
трансфертов (суммы дотаций, субвенций и размеры отчислений от регулируемых
доходов в бюджеты областей);
Ø размер оборотной кассовой наличности )
Ø дополнительные положения,
регламентирующие процесс исполнения бюджета.
К государственного бюджета включают также доходы и расходы целевых общегосударственных
фондов (кроме Пенсионного фонда. их утверждают по каждому фонду отдельно.
4. Исполнение бюджета заключается в
мобилизации запланированных доходов и финансировании предусмотренных расходов.
Организация исполнения бюджета возлагается на Кабинет Министров; оперативная
работа ведется Министерством финансов и Государственным казначейством.
Бюджетный период (бюджетный год) в
Украине совпадает с календарным годом, т.е. начинается 1 января и
заканчивается 1 декабря. Однако существует ряд государств, в которых бюджетный год не
совпадает с календарным. Например, в США бюджетный
год длится с 1 октября по ЗО сентября, в Швеции -
с 1 июля по ЗО июня, в Японии - с апреля по 31 марта.
Исполнение бюджета осуществляется на
основании росписи доходов и расходов. Этот документ составляется в месячный срок
после утверждения бюджета согласно подразделениям бюджетной классификации,
которая содержит полную детализацию видов доходов и направлений расходов. К
утверждение бюджетной росписи Министерство финансов утверждает временный
роспись на соответствующий период. Роспись доходов и расходов составляется с
поквартальным разбивкой, что позволяет сбалансировать бюджет на разные периоды.
Кассовое исполнение бюджета
(зачисление средств на счета бюджета и перечисления с них) может осуществляться
по двум системам: банковской и казначейской. За банковской системы счета
бюджета открываются в учреждениях банковской системы. По казначейской - создается специальная структура - Государственное
казначейство, которое ведет счета бюджета, мобилизует средства и финансирует расходы.
Кассовое исполнение государственного бюджета
в Украине осуществляется Государственным казначейством, которое подчинено Министерству
финансов Украины. Казначейство имеет единый казначейский счет в Национальном
банка Украины и его региональных управлениях и через них проводит все
операции распорядителей средств государственного бюджета, обеспечивает четкий контроль за
поступлением средств в бюджет и их использованием. Если в ходе выполнения
бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный или возникает значительное
снижение поступлений от доходных источников, Верховная Рада Украины по предложению
Кабинет Министров Украины принимает решение о введении пропорционального
сокращение (на 5, 10, 15 %) бюджетных расходов, утвержденные, ежемесячно по
всем статьям бюджета (кроме статей, требующих защиты) до конца бюджетного
года. Этот механизм называется секвестром бюджета.
5. Завершающим звеном бюджетного
процесса является составление и утверждение отчета об исполнении государственного бюджета и
местных бюджетов. Отчет о выполнении Государственного бюджета Украины составляет
Министерство финансов Украины, а за бюджетами нижестоящего уровня бюджетной системы
это делают соответствующие финансовые органы. Доклад по отчету об исполнении
государственного бюджета делается на заседании Верховной Рады министром финансов.
Относительно отчета принимается постановление о его утверждении (до 1 мая следующего
по бюджетному года), после чего он публикуется в средствах массовой информации в
двухнедельный срок. Утверждены советами отчеты об исполнении местных бюджетов
также подлежат опубликованию.
На всех стадиях бюджетного процесса
осуществляется финансовый контроль и аудит и оценка эффективности
использование бюджетных средств.
Продолжительность стадий бюджетного процесса
различна в отдельных странах, но в большинстве случаев весь процесс продолжается в
среднем около двух лет.