Раздел 5.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
5.2. Основные элементы финансового
хозяйства государства
5.2.3. Государственные расходы
Государственные расходы - это денежные
отношения, складывающиеся при распределении и использовании централизованных и
децентрализованных фондов денежных ресурсов государства с целью финансирования расходов
расширенного воспроизводства и удовлетворения других общественных потребностей.
По материальному содержанию государственные
расходы-это сумма средств, расходуемая государством в процессе осуществления ее
финансовой деятельности.
Система государственных расходов
предназначена обеспечить рациональное размещение и эффективное использование государственных
средств.
До Первой мировой войны (1914 г.)
экономическая наука, придерживаясь принципа свободы предпринимательства, выступала против
вмешательство государства и его финансов в экономику Государство XVIII - начала XX вв. -
это "ночной сторож", охраняющий мир, собственность и правопорядок, но ни
в коем случае не субъект хозяйствования. Вся система централизованных денежных
фондов аккумулировала тогда сравнительно небольшую долю национального дохода, что не
превышала на начало 20-х годов XX ст. 15 % ВВП. Хотя еще с 1830-х годов
относительные и абсолютные показатели величин государственных расходов начинают расти.
Первым, кто это заметил и сделал соответствующий прогноз, был экономический советник А.
фон Бисмарка А.Вагнер. Он разделил экономику на два сектора - государственный и
частный и сформулировал "закон возрастающей государственной активности".
Согласно этого закона во всех странах, где быстро развивается
промышленность, государственные расходы должны увеличиваться более высокими темпами,
чем объемы производства и национальные доходы. В наши дни гениальные прогнозы
А.Вагнера сравнивают с пророчествами М.Нострадамуса.
Процесс государственного регулирования
производства и распределения усилился в период мирового экономического кризиса 1929-1933
гг.
Экономическая теория Дж. Кейнса
(1883-1946) обосновывает необходимость вмешательства государства в экономику в условиях
нестабильного развития. Основным инструментом такого вмешательства должны были
стать государственные расходы. С целью активизации предпринимательской деятельности и
рост национального дохода и ликвидации безработицы государство, по мнению Дж.
Кейнса, должна не только наращивать объем своих расходов, но и влиять на
личное и инвестиционное потребление. Представители неоконсервативного направления,
который сформировался из неоклассической школы, разработали теорию "экономики
предложения", согласно которой на государство и его финансовую систему возлагалось
стимулирование научно-технического прогресса и обеспечения долгосрочного
экономического роста.
В конце XX в. государство
превратилась в крупного предпринимателя, потребителя и инвестора, банкира,
заемщика и экспортера капитала. Экономическая наука все больше предпочитает
рыночной системе, законам бизнеса, практической деятельности в любой сфере
экономики. Поскольку материальные потребности безграничны, а ресурсы ограничены,
регулирование экономических процессов осуществляется постоянно через фискальную политику
и трансфертные платежи из бюджета.
Механизм функционирования государственных
расходов все активнее способствует развитию внутреннего и расширению внешних
рынков сбыта Возросло вмешательство государства в сферу международных валютных, финансовых,
кредитных отношений и товарного обмена Увеличился экспорт государственного капитала,
еще весомее стало его место в общем объеме капитала, что экспортируется.
Следовательно, государственные расходы стали одним из основных инструментов концентрации и
централизации капитала, увеличение накоплений в национальной экономике.
Соответственно до уровня размещения
государственных доходов государственные расходы также делятся на централизованные (с
бюджета и фондов целевого назначения) и децентрализованные (затраты предприятий
государственного сектора).
По роли в общественном производстве
различают текущие расходы и расходы на развитие. В отдельных случаях это
закрепляется в официальном разделении бюджета на две части: текущий и
капитальный бюджеты.
Согласно целевого назначения
расходы классифицируются по статьям расходов, например, капитальные вложения,
капитальный ремонт, оплата труда, услуг, материалов и др.
По формам финансирования различают
такие государственные расходы: сметное финансирование, государственное финансирование инвестиций,
бюджетные кредиты, государственные дотации, субсидии и выплаты.
Сметное финансирование -
обеспечение государственными денежными средствами учреждений и организаций
социально-культурной сферы, обороны, органов государственного управления, органов
правоохранительной системы и органов безопасности, органов судебной власти и прокуратуры.
Они получают средства на свое содержание из бюджета на основе финансовых
документов - смет.
Государственное финансирование инвестиций
вмещает в себе государственные инвестиции в основные объекты экономического и социального
развития. Финансирование капитальных вложений из бюджета в условиях рынка имеет свои
особенности. Государство вмешивается в процесс финансово-кредитного обеспечения
капитальных вложений государственных предприятий. Наряду с бюджетными средствами,
привлекаются также иностранные источники инвестиционного финансирования как со стороны
иностранных государств, так и со стороны международных и частных отечественных коммерческих банков
и кредитных учреждений. Опыт ведущих европейских стран показывает, что на период
трансформации экономики государству принадлежит решающая роль в финансировании
конкретных общегосударственных структурообразующих инвестиционных программ.
Чрезвычайно актуальным становится вопрос качественной оценки и контроля государственных
инвестиций в государственный сектор.
Бюджетные кредиты - это финансовая
поддержка государственных и других предприятий, в которых более 50 % имущества является государственной
собственностью. Осуществляется она с бюджетных ассигнований на возвратной и, как
правило, платной основе под утвержденные проекты использования средств,
предоставляются как государственная поддержка. Финансовую поддержку в форме бюджетной ссуды в
Украине предоставляет Министерство финансов на договорных началах. Государственные займы
предоставляются различным отраслям на значительно более мягких условиях, чем это делается коммерческими
учреждениями. Кроме того, государственному кредитованию присуща большая гибкость
по сравнению с обычными расходами. Кредитование можно рассматривать и как важный
инструмент антициклической политики, активно используется в период спада
деловой активности. Когда же экономическая деятельность возвращается к своему
нормального ритма, объемы стимулирующих ее займов сокращаются. Операции с
кредитование является составной частью общего бюджетного курса правительства по регулированию
экономики и влияния на состояние финансового рынка государства.
Государственные дотации - это форма
бюджетного финансирования планово-убыточных предприятий, организаций и учреждений,
которые оказывают услуги или производят необходимые товары, затраты на производство
которых превышают цену продажи.
Субсидий в узком смысле
относятся трансферты предприятиям со стороны государства (в денежной форме или в
виде услуг, имеющих денежную оценку) на финансирование текущих расходов. К
субсидий в широком смысле относят все формы вмешательства государства в экономическую
деятельность, в результате которых изменяются цены на товары или фактор производства, а
следовательно, и условия конкуренции в пользу отдельных предприятий или сфер экономической
деятельности. То есть субсидией считается любая выплата в пользу государства
субъекта предпринимательской деятельности, если эта выплата ограничивается определенной
отраслью, определенной целью экономической политики, определенным регионом, определенным производственным
фактором. В условиях рыночной экономики субсидий в широком смысле также
относятся трансферты, имеющие характер субсидий. Это платежи домохозяйствам и
частным организациям, которые существенно влияют на структуру экономики.
В исследованиях Мирового банка
используются понятия "скрытые субсидии государственным
предприятиям", к которым относят:
- льготные кредиты;
- многократную отсрочку выплаты
основной суммы кредита и процентов по нему, полное списание долгов по кредитам
(это превращает кредит в прямую субсидию);
- задолженность по уплате налогов,
списание налоговой задолженности;
- привилегии в получении государственных
заказов;
- привилегии по покупке товаров и
услуг у государства или у других предприятий по ценам ниже рыночных;
- пользование государственными землями и
зданиями без уплаты аренды;
- выгоды от обязательной закупки
госструктурами продукции предприятия.
Требования Европейского Союза и
международные торговые соглашения, как правило, исходят из широкой трактовки
понятие субсидий.
В последние годы в странах с
переходной экономикой как важный инструмент стимулирования экономики часто
рассматривается предоставление государственных гарантий по иностранным кредитам. По условиям
погашение внешних обязательств кредиты под гарантию правительства можно разделить на четыре
группы:
1. Так называемые бюджетные кредити. их
получают предприятия, но при предоставлении гарантий относительно этих кредитов сразу
предполагается, что их обслуживание и погашение будут происходить за счет
бюджета без какого-либо участия предприятий, то есть фактически они являются прямыми
бюджетными расходами, но отложенными во времени. Предоставление таких гарантий ведет к
ограничение возможностей бюджетов в последующие годы.
2. Кредиты, предоставленные предприятиям
на условиях валютной самоокупаемости. Все расходы по их погашению и
обслуживания (в иностранной валюте) должны нести сами предприятия.
3. Кредиты на условиях погашения
внешних обязательств за счет бюджета с последующим возмещением его затрат
поставками продукции в государственный резерв. Эти кредиты с расчетами в
натуральной форме абсолютно "непрозрачные". Как правило, при таких
расчетах используются достаточно условные коэффициенты обмена одних товаров на
другие, что ведет к искажению механизмов ценообразования, следовательно, создает условия как
для получения выгоды "третьими" лицами, так и для скрытого
дополнительного субсидирования предприятий.
4. Кредиты на условиях погашения
внешних обязательств за счет бюджета с последующим возмещением его затрат
в национальной валюте. В данном случае предприятия не только не несут полной
юридической ответственности за своевременное погашение кредита, а и освобождаются от
расходов по конвертации валюты. Такие кредиты также содержат в себе элементы
дополнительного субсидирования предприятий. Практически по всем кредитам, за исключением
кредитов второй группы, весь валютный риск возлагается на государство Увеличения
объемов гарантий по таким кредитам означает дополнительную возможность увеличить в
следующие годы субсидии предприятиям в скрытой форме.
Очевидно, что все эти формы государственного
вмешательства в экономику определяются экономическими условиями, с изменениями которых
изменяются как формы бюджетного финансирования, так и их применения.
Состав и направления государственных расходов
определяются характером функций государства.
В состав расходов, связанных с
политическими функциями государства, относятся: содержание армии, государственного аппарата
управления и власти; посольств; консульств; уплата взносов в международные
организаций и т.д. Они составляют от 3 до 10 % валового внутреннего продукта
и от 10 до 25 % общей суммы государственных расходов развитых стран.
В состав расходов, связанных с
экономическими функциями государства, входят государственные инвестиции в отрасли
экономической инфраструктуры, субсидии частному капиталу и государственным
корпорациям, расходы на внешнеэкономическую деятельность и др. В целом в странах
с развитой рыночной экономикой расходы, обусловленные экономическими функциями
государства, составляют от 10 до 15 % валового внутреннего продукта и от 20 до
35 % общей суммы государственных расходов. Относительно расходов на научно-исследовательские
работы и опытно-конструкторские разработки, то современное государство с рыночной
экономикой превратилась в главного организатора и инвестора научных
исследований. За государственный счет в странах Запада финансируется от 15 до 65 %
расходов на эти нужды. В ведущих странах мира на научные исследования
направляется от 2,5 до почти 4 % валового внутреннего продукта.
Социальные функции государства воплощаются
через обеспечение минимального прожиточного уровня уязвимым категориям
населения, содействие развитию образования, культуры, охраны здоровья и окружающей среды.
В целом расходы на социальные нужды составляют от 20 до 35 % от общего
объема государственных расходов в большинстве стран мира.
В современных условиях усиливается роль и
значение управления финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении
государства. Управление государственными финансами - это совокупность форм и методов
целенаправленного воздействия государства на формирование и использование централизованных и
децентрализованных финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государственных
органов управления.
Более 70 % финансовых ресурсов государства
составляют средства бюджета, поэтому бюджетный менеджмент является центральным звеном
управления государственными финансами. Бюджетный менеджмент направлен на управление
бюджетными ресурсами в процессе их движения на всех этапах бюджетного процесса.
Менеджмент государственных финансов имеет
объект и субъект управления. Объектом управления является процесс создания и
использование бюджетных фондов и фондов предпринимательских структур государственной формы
собственности, субъектом управления - финансовые органы государства. Организационную и
методическую работу по управлению государственными финансами в Украине осуществляет
Министерство финансов Украины. Его полномочия и основные функции определяются
положением "О министерстве финансов Украины, которое утверждает
И Кабинет Министров.