РАЗДЕЛ И
ПРЕДПРИЯТИЕ В СИСТЕМЕ
ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
ТЕМА 5
ЭТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
5.2. Деловая
и профессиональная этика
Результаты опросов свидетельствуют, что в
всем мире все больше возрастает интерес к этическим проблемам. В странах с
развитыми рыночными отношениями является обычным, что вопросы деловой этики,
социальной ответственности беспокоят предпринимателя так же, как и эффективность
производства.
Во всем мире благодаря экономическим и
социальным изменениям большее значение получают моральные и этические нормы жизни
общества, право на человеческое достоинство, условия труда, состояние окружающей
среды, изобилие духовных благ, свобода личности, социальная связь между
людьми, справедливость, сведение к минимуму конфликтов внутри общества,
активное участие всех граждан в общественной жизни, право каждого гражданина
участвовать в принятии решений и др.
Для реализации этих ценностей
необходим высокий уровень развития производительных сил, культуры. В то же время без
восстановление нравственных основ общества невозможно создать платформу для
перестройки экономики.
В период, когда осуществляется переход
от тоталитарной системы к формированию демократических институтов и рыночной
экономики, все большее значение приобретает вопрос о соотношении экономики и
этики, моральных и экономических ценностей.
Этика - система норм нравственного
поведения людей, их обязанностей в отношении друг друга и общества в
целом.
Мораль - форма общественного
сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения
человека.
Различают корпоративную,
предпринимательскую и другие виды этики.
Этические нормы поведения фирмы в
взаимоотношениях с государством, покупателями, поставщиками, рабочими изучает
корпоративная этика. Много западных фирм имеют собственные этические кодексы. При этом
они исходят из того, что высокие этические стандарты обеспечивают стабильный
прибыль.
Важную роль в формировании деловой
этики, а также в выявлении и устранении неэтичных методов бизнеса играет
общественность. Вопросы этики обсуждаются в прессе, на телевидении, в
обществах потребителей, различных ассоциациях и т. п.
Этика предпринимательства разрабатывает
кодекс поведения, показывает достоинство намерений предпринимателя, определяет присущие ему
черты.
Ведущее место среди них занимают
те, которые предопределяют природу предпринимателя и предпринимательства. Первая черта - это
предприимчивость, которая понимается как способность достигать поставленной цели
счет собственной инициативы, изобретательности, практической смекалки, готовности
идти на определенный риск, принимать и реализовывать оригинальные идеи. Вторая - это
социально-новаторский характер деятельности предпринимателя, его особая роль в
рыночной трансформации экономики. Последняя черта, что определяет природу предпринимателя,
- это человеческий фактор, человек, усилия которой в условиях рыночной экономики
направлены на получение прибыли, сочетаются с этической и психологической
готовностью к ответственного, честного цивилизованного предпринимательства. Это
означает, что в любой предпринимательской деятельности следует учитывать интересы и
потребности государства и всего общества.
Приведенные черты формируют этику
предпринимателя и находятся в тесном взаимодействии.
Именно сочетание четко осознанной
природы предпринимательства, определения ее полезности для экономического развития и
социального прогресса с соблюдением определенных норм поведения предпринимателем дает
основания выделить составляющие предпринимательской деятельности (рис. 5.1).
Профессиональная этика отражает особенности
нравственного сознания, поведения и взаимоотношений людей, обусловленные
спецификой профессиональной деятельности.
Профессиональная этика определяет этические
принципы и нормы поведения людей в рамках конкретного вида трудовой деятельности.
Поэтому выделяют педагогическую, медицинскую, военную, управленческую и иную этику.
Решающими условиями успеха являются
трудолюбие, профессиональное мастерство, талант. В активизации перечисленных качеств
все большее значение имеет моральный подход и уровень морального сознания.
Важным в профессиональной этике является объективное и доброжелательное отношение к
людей, их профессиональной мысли, служебных стремлений. Реальным проявлением профессиональной
порядочности является единство слова и дела.
Рис. 5.1. Составляющие предпринимательской
этики
Наиболее распространенными путями формирования
этического поведения в предпринимательских структурах могут быть такие:
- разработка этических нормативов;
- создание групп или комитетов по
этики;
- проведения социальных обследований
и ревизий;
- обучение этическом поведении.
Итак, основа этического кодекса фирмы
- соблюдать правила поведения, принятые в целом для общества.